Жогорку Кенеша Кыргызской Республики




Скачать 268.83 Kb.
НазваниеЖогорку Кенеша Кыргызской Республики
страница1/3
Дата публикации27.10.2014
Размер268.83 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3

Комитет по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Экспертное заключение

По результатам экологической экспертизы проекта Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы»

1. Общие сведения

На рассмотрение рабочей группы экспертов в составе:

Кириленко А., эксперт по проведению экологической экспертизы нормативных правовых актов, член Ассоциации юристов Кыргызстана, координатор программ Экологического Движения «БИОМ».

Сатыбекова Б., Директор Регионального Экологического Центра в Кыргызстане

Домашова И., эксперт по проведению экологической экспертизы нормативных правовых актов, член Ассоциации юристов Кыргызстана, координатор программ Экологического Движения «БИОМ».

Исабековой И. сотрудника НПО «Результат»

с приложением следующих материалов:

а) обязательных:

  • проект закона;

  • справка-обоснование к проекту закона, подписанная министром финансов Кыргызской Республики О. Лавровой, включающая развернутую характеристику проекта закона, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;

  • пояснительная записка к проекту Республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2013 год и прогноза на 2014-2015 годы, подписанная министром финансов Кыргызской Республики О. Лавровой, включающая макроэкономические перспективы развития, постатейную характеристику и пояснения;

  • программный бюджет на 2013-2015 годы пилотных министерств и ведомств – справочная информация, включающая понятие, цели и преимущества программного бюджетирования и перечень пилотных министерств и ведомств, представляющих бюджеты в программном формате;

  • приложение 1 к проекту закона, раскрывающее общие доходы и расходы республиканскому бюджету Кыргызской Республики на 2013 г. по функциональной классификации;

  • приложение 1-1 к проекту закона, в котором приведен прогноз консолидированного бюджета Кыргызской Республики;

  • приложение 1-2 к проекту закона, раскрывающее доходы республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2013 год и прогноз на 2014-2015 годы по видам;

  • приложение 2 к проекту закона, в котором показан республиканский бюджет Кыргызской Республики на 2013 г. по министерствам и ведомствам;

  • приложение 2-1 к проекту закона, в котором приведена ведомственная классификация расходов республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2012 г.;

  • приложение 2-2 к проекту закона, в которой показаны доходы министерств и ведомств по специальным на 2013 год и прогноз на 2014-2015 годы;

  • приложение 3 к проекту закона, в котором показан республиканский бюджет Кыргызской Республики на 2013-2015 годы в части бюджета развития;

  • приложение 4 к проекту закона, в котором приведен бюджет на 2013 год по учреждениям, переданным из областного бюджета в республиканский бюджет;

  • приложение 4-1 к проекту закона, в котором приведен бюджет на 2014 год по учреждениям, переданным из областного бюджета Чуйской области в республиканский бюджет;

  • приложение 4-2 к проекту закона, в котором приведен бюджет на 2015 год по учреждениям, переданным из областного бюджета в республиканский бюджет;

  • приложение 5 к проекту закона, в котором приведены размеры категориальных грантов из республиканского бюджета на 2013-2015 годы;

  • приложение 6 к проекту закона, в котором приведены размеры выравнивающих грантов из республиканского бюджета на 2013-2015 годы;

  • приложение 7 к проекту закона, в котором приведены данные по возврату бюджетных ссуд и кредитов органами местного самоуправления на 2013-2015 годы;

  • приложение 8 к проекту закона, содержащее программный бюджет на 2013-2015 годы пилотных министерств и ведомств.

б) дополнительные:

  • Среднесрочная стратегия развития страны на 2012 – 2014 годы.


2. Вводная часть

Вид экспертизы: Экологическая экспертиза

Основания проведения экспертизы: Закон КР «О нормативных правовых актах», Стандарты проведения специализированных видов экспертиз проектов законов в Жогорку Кенеше.

Объект экспертизы: Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы» (далее по тексту Проект)

Дата, место и период проведения экспертизы: г. Бишкек, 20.10.12 – 20.11.12

2. Аналитическая часть

Согласно Конституции Кыргызской Республики (ст. 12 п. 5) земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса являются исключительной собственностью Кыргызской Республики, используются в целях сохранения единой экологической системы как основы жизни и деятельности народа Кыргызстана и находятся под особой охраной государства. Земля также может находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности, за исключением пастбищ, которые не могут находиться в частной собственности. Также в статье 48 отмечено, что: п. 1. «Каждый имеет право на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду.», п. 2. «Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу действиями в области природопользования».

Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает финансирование мероприятий по охране окружающей среды производится за счет: республиканского и местных бюджетов (статья 34) . Статья 40 данного Закона устанавливает Компетенцию Правительства Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды, а именно: организация разработки концепций, утверждение, финансирование, реализация и контроль за осуществлением республиканских, межрегиональных, межгосударственных программ и планов по охране окружающей среды; утверждение порядка экологического страхования и использования фондов экологического страхования.

Данные нормы Конституции и Закона призваны служить гарантией того, что Правительство Кыргызской Республики при планировании государственного бюджета обязательно должно отдельной строкой предусматривать финансирование охраны окружающей среды.

Проанализировав проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы», а также сопровождающие его документы, рабочая группа экспертов пришла к следующим выводам:

В период перехода к рыночным отношениям наблюдается тенденция снижения государственных расходов на охрану окружающей среды. Так, если в 2009 году эти расходы составляли 607 миллионов сомов, то в 2012 году их сумма составила всего 420 миллионов со­мов. В процен­тах к ВВП расхо­ды на окружаю­щую среду ха­рактеризуются устойчивой тен­денцией к сни­жению с 0,21% в 2009 году до 0,13% в 2012 году.



Динамика расходов на охрану окружающей среды за 2009 – 2011гг. (тыс. сом)



В результате правовой оценки решения государством вопросов бюджетного природоохранного финансирования в названных объемах обоснован вывод о том, что им не обеспечивает экономический механизм соблюдения права граждан на окружающую среду.



Расходы по функциональной классификации на 2013 (млрд. сом)



В Кыргызской Республике расходы республиканского бюджета по статье V. Охрана окружающей среды на 2013 год составят 436 061,80 тыс. сом или 1% от ВВП и 0,4% от удельного веса в общих расходах бюджета.

В составе прогнозируемых доходов бюджета (как республиканского, так и государственного) весомую часть составляют доходы от использования природных ресурсов.

Статьями Налогового кодекса установлены налоги и сборы, которые могут быть отнесены к платежам за пользование природными ресурсами: налог за пользование недрами, на доходы горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий, за пользование природными ресурсами, налог на транспортные средства, а также местный земельный налог.

Неналоговый характер имеют плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за пользование растительным и животным миром, штрафы за нарушения в области законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Таким образом, в Кыргызской Республике обязательные платежи экологической направленности, связанные с природопользованием, законодательно в отдельную систему не выделены.

Республиканский бюджет

 

 

 

Наименование

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Налог на доходы горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий

4 150 800,0

4 647 300,0

5 394 400,0

Налог на валовой доход Кумтор

5 183 000,0

6 378 000,0

6 753 000,0

Налоги за пользование недрами

566 540,0

442 600,0

511 600,0

Бонусы

400 000,0

252 000,0

305 000,0

Роялти

166 540,0

190 600,0

206 600,0

Плата за использование природных ресурсов

2 850 000,0

1 425 000,0

0,0

Итого:

12 750 340,0

12 892 900,0

12 659 000,0



Государственный бюджет (республиканский+ местные)

 

 

 

Наименование

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Налог на доходы горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий

4 150 800,0

4 647 300,0

5 394 400,0

Налог на валовой доход Кумтор

5 183 000,0

6 378 000,0

6 753 000,0

Налоги за пользование недрами

626 700,0

510 100,0

588 500,0

Плата за использование природных ресурсов

2 850 000,0

1 425 000,0

0,0

Налог на транспортные средства

509 000,0

559 900,0

615 900,0

Земельный налог

823 500,0

833 700,0

833 700,0

Итого:

14 143 000,0

14 354 000,0

14 185 500,0

При этом, расходы на восстановление окружающей среды и снижение загрязнений (относительно функциональной классификации прогноза расходной части бюджета) составляют в 2013 году 436061,8 тыс. сом, то есть 3,42% к доходам от природных ресурсов республиканского бюджета и 3,08% государственного бюджета.

Соотношение доходов от природных ресурсов и расходов на окружающую среду

При этом в 3,8 % включаются как затраты на административные расходы, так и прямые расходы на деятельность по охране окружающей среды.

Отношение административных расходов и трат на природоохранную деятельность на 2013 год.



Динамика административных расходов и расходов на природоохранную деятельность в период на 2013 – 2015 гг.



Таким образом, существует большой разрыв между средствами выделяемыми государством на админирирование отрасли и на деятельность. При этом, нужно отметить, что средства, которые идут на мероприятия по охране окружающей среды практически 100% идут из средств Фонда ОП и спец. счетов, наполнение которых является обязательством специализированного органа по ООС (ГАООСиЛХ). Недостаточное наполнение спец счетов напрямую отражается на способности специализированного органа выполнять свои обязанности по охране окружающей среды. В реальности в связи с тем, что за последнее время происходят частые изменения нормативной базы (например закон «О проверках») и структуры (разделение функций между ГАООСиЛХ и Инспекцией по экологической безопасности) в первую очередь это влияет на наполнение Фонда, недостаток которого напрямую влияет на защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Важно отметить, что серьезную долю вклада в республиканский бюджет осуществляют гранты и кредиты на благоустройство, безопасность и окружающую среду (проект «Устойчивое развитие Иссык-Куля», реабилитация мусорных свалок городов Ош, Жалалабад, Бишкек).

Недостаточное количество средств на природоохранные нужды, восстановление природного капитала может привести к росту экологических рисков для бюджета страны, выраженных в росте экологических затрат.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики iconМеждународная конференция «От запрета ядерных испытаний к миру свободному от ядерного оружия»
Доклад Председатель Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по обороне и безопасности – мамытов токон Болотбекович

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики iconОтчет о работе временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской...
О работе временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по выявлению и расследованию обстоятельств и условий,...

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики iconВопросы Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики
В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О структуре Правительства Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики...

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики iconПостановление Правительства Кыргызской Республики от 9 октября 2012...
В соответствии с Лесным кодексом Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды» Правительство...

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики icon«о стратегии охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики...
В целях охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики, дальнейшего развития сектора здравоохранения Кыргызской Республики...

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики iconПрограмма по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы Введение
Кыргызской Республики и войдет в историю страны, как период испытания на прочность кыргызской государственности и всей системы государственного...

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики iconПрограмма по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы Введение
Кыргызской Республики и войдет в историю страны, как период испытания на прочность кыргызской государственности и всей системы государственного...

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики iconЗакон кыргызской республики
Питьевая вода является основой жизни и деятельности населения Кыргызской Республики, имеет стратегическое, практическое и экономическое...

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики iconПравительства Кыргызской Республики от 20 августа 2002 года №568 Государственный список
Кыргызской Республики, имеющих большое количество памятников истории и культуры, градостроительные ансамбли, а также содержащие древние...

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики iconО подписании Рамочного соглашения между Правительством Соединенных...
Правительством Соединенных Штатов Америки и Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru