Третий Международный Молодежный Инновационный Форум «интерра 2011»




НазваниеТретий Международный Молодежный Инновационный Форум «интерра 2011»
страница1/10
Дата публикации13.08.2014
Размер1.41 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»







Третий Международный Молодежный Инновационный Форум

«ИНТЕРРА 2011»
«Сибирское Сколково: тройная спираль»
Научно-образовательный бизнес-симпозиум
Сборник экспертных материалов

Новосибирск

2012


Ответственный редактор

доктор филос. наук С.А.Смирнов


Сибирское Сколково: тройная спираль. Научно-образовательный симпозиум. Сборник экспертных материалов. – Новосибирск: НГУЭУ, 2012. – …с.
ISBN …
Сборник является изданием экспертных материалов, собранных по результатам научно-образовательного симпозиума «Сибирское Сколково: тройная спираль», который прошел в Новосибирске на базе НГУЭУ в рамках III Международного инновационного молодежного форума Интерра 22 сентября 2011 года.

Сборник посвящен проблематике формирования нового типа предпринимательского университета, проблемной ситуации развития и трансформации российской высшей школы, проблеме бизнес-образования, подготовке класса инновационных предпринимателей.

Сборник будет интересен преподавателям, аспирантам, магистрантам, разработчикам, которые занимаются инновационным предпринимательством и проблемами формирования новых типов и моделей университетов.

© НГУЭУ, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1

Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах


4







Г.Н. Константинов, С.Р. Филонович

Что такое предпринимательский университет



11

С.А. Смирнов

Российская высшая школа: на пути к новым институциям



22

В.Д. Чухломин

Подготовка специалистов мирового класса в российских вузах



29

В.В. Глинский, Е.В. Макаридина

О модели жизненного цикла высшего профессионального образования в России



37

В.С.Ефимов

Вызовы будущего: высшая школа России в ситуации постиндустриального перехода



46

НГУЭУ – экономический университет предпринимательского типа. Концепт развития


59


Часть 2

Стенограммы докладов и выступлений экспертов и участников форума



74


Приложение

«Сибирское Сколково: тройн6ая спираль». Научно-образовательный симпозиум. Программа



130


ЧАСТЬ 1
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ1
Резюме.

Курс на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики как приоритет следующего десятилетия требует как подготовки кадров с новыми компетенциями, так и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования:

1. Необходимо развитие сети инновационных, прикладных исследовательских организаций, преимущественно междисциплинарного профиля, способных на новом качественном уровне заменить ослабленную на многих направлениях систему отраслевых научно-исследовательских институтов. Такие организации должны обеспечить формирование компетенций и трансфер знаний между промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и академической наукой.

2. Инновационный путь развития страны предполагает также и серьезную активизацию инновационного предпринимательства, расширение практики создания соответствующих компаний, реализацию механизмов "инновационного лифта".

3. Технологическая модернизация требует и нового качества подготовки специалистов, востребованных предприятиями - лидерами модернизации. Новые кадры должны быть ориентированы на работу с технологиями завтрашнего дня. Их подготовка не может осуществляться без вовлечения преподавателей в передовые исследования, без практики личного участия студентов в таких работах.

Решение указанных задач невозможно без кардинального наращивания прикладных исследовательских компетенций ведущих вузов. Вузы должны в короткое время нарастить компетенции и исследовательские мощности, обеспечивающие им позицию ведущих площадок для аутсорсинга исследовательских работ компаний реального сектора экономики, генератора прикладных идей и разработок, ключевых площадок для развития инновационного предпринимательства, источников наиболее качественной и авторитетной экспертизы прикладных научных и технологических решений для компаний и органов государственного управления.

Основой для наращивания таких прикладных компетенций является устойчивое и расширяющееся взаимодействие вузов с фундаментальной наукой, повышение качества фундаментальных и поисковых работ, развитие сотрудничества по всем направлениям с Российской академией наук и другими государственными академиями.

Для решения указанных задач Минобрнауки России уже реализует систему мероприятий, направленных как на развитие фундаментальной науки в вузах, так и на ускоренное развитие прикладной исследовательских базы вузов и на встраивание их в прикладные исследовательские работы в интересах инновационного развития отраслей реальной экономики.

Изложенная в настоящем документе система мероприятий ориентирована, в основном, на вузы технической направленности. Однако ряд позиций по развитию исследовательской деятельности вузов значим и для образовательных учреждений иных профилей, в особенности работающих в сфере высоких технологий.
I. Исходные положения.

В традиционной советской высшей школе исследовательская деятельность являлась важной составляющей работы вуза. Однако принципы ее организации существенно отличались от практики работы западных исследовательских университетов. Из-за отрыва академической науки от университетской исследовательская и инновационная деятельность для большинства вузовских преподавателей оставалась вторичной, была мало оплачиваемой, направленной в первую очередь на защиту диссертаций, и не рассматривалась как сколь-нибудь важная основа для образовательного процесса. Лишь в небольшом числе университетов работали совместители из академических или отраслевых институтов, которые привносили в вузы реальные и современные исследовательские задачи.

Тесные связи с государственной экономикой (отраслевые вузы в большинстве своем являлись частью соответствующих отраслей) обуславливали, с одной стороны, актуальность и прикладной характер соответствующих исследований, а с другой - ориентировали исследовательскую тематику на ограниченные задачи развития отраслевого промышленного комплекса.

На протяжении последних двух десятилетий связи с реальной экономикой в основном разрушались, не замещаясь новыми механизмами, адекватными системе рыночной экономики, основанной на знаниях. Сегодня в российских вузах быстро растет число аспирантов и количество защищенных диссертаций, однако уровень большинства научных работ остается очень низким, при этом число преподавателей-исследователей и качественных публикаций сокращается.

В то же время во всем мире роль университетов в генерации, использовании и распространении знаний за последние десятилетия усилилась. Широкое тиражирование получила так называемая модель глобального исследовательского университета (global research university), в рамках которой университеты становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании через инновационную деятельность. Принципиальными особенностями этой модели являются:

- освоение студентами базовых компетенций исследовательской и инновационной деятельности через их включение в соответствующие практики;

- полноценный переход на двухуровневую систему "бакалавриат-магистратура", предполагающий активное использование студентов прежде всего магистратуры в качестве важнейшей "рабочей силы" для исследований и разработок;

- реальное включение большинства преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность, которая рассматривается как приоритетная по отношению к преподавательской работе;

- превращение университетов в центры коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем;

- отказ от линейной модели "от фундаментального исследования до прикладной разработки" в пользу тесного сотрудничества с реальным сектором экономики как в поисках заказов на прикладные разработки, так и в поисках фундаментальной тематики;

- полидисциплинарность исследований и разработок;

- формирование инновационных производств и организация инновационных предприятий;

- интернационализация научной деятельности, выражающаяся в подключении к передовой глобальной научной повестке дня ("бывает только передовая наука"), публикации в международных журналах, организации интернациональных исследовательских команд.

Значительное усиление исследовательской и инновационной компоненты привело к тому, что именно исследовательские университеты добились наибольших успехов и показали высокую эффективность в решении таких важных задач, как:

- генерация новых знаний и формирование инновационной интеллектуальной среды;

- осуществление разработок на докоммерческой стадии, когда коммерциализация носит большей частью вероятностный и отсроченный характер;

- прогнозирование научно-технологического развития и исследование технологических рынков;

- привлечение молодых исследователей к современной инновационной тематике;

- организация внедренческих зон и создание инновационных предприятий;

- оказание консультационных услуг и консалтинговая поддержка широкого круга организаций и предприятий.

Таким образом, современные исследования и инновационная деятельность в вузах - это не только возможность привлечения дополнительных внебюджетных средств, но и важнейшая самостоятельная задача высшей школы, а также необходимая составляющая качественного образовательного процесса.

Движение к модели глобального исследовательского университета происходит не только в странах, где университеты традиционно служили основой национальной исследовательской и инновационной системы (США, Великобритания, Канада), но и там, где исследовательская работа была сосредоточена в академических и отраслевых институтах (Германия, Франция, Финляндия). Начиная с 2009 года, на этот путь системно вступила и российская высшая школа. В рамках этого движения не только формируется сеть национальных исследовательских университетов, но и создаются стимулы для развития инновационной и исследовательской деятельности во всех российских вузах (прежде всего технических).
II. Организация работы вуза по развитию исследовательской и инновационной деятельности.

Развитие исследовательской и инновационной компоненты требует системных изменений в деятельности большинства российских вузов.

Такие изменения касаются как организации исследований на базе вузов, так и содержания и методов образовательного процесса. Если раньше серьезные научные исследования и разработки были прерогативой узкой группы талантливых ученых из числа профессорско-преподавательского состава и некоторых аспирантов, то сейчас они должны стать реальной частью работы всех преподавателей.

В нынешних условиях становится бессмысленно учить детализированным подробным производственным технологиям, постоянное обновление которых делает малоэффективным целый ряд традиционных дисциплин профессионального цикла. При этом повышение фундаментальности образования в традиционном смысле освоения все более общих академических знаний также не меняет ситуацию, поскольку не дает возможности студентам овладеть способами обновления и освоения технологий.

В связи с этим возрастает роль участия студентов в прикладных исследованиях, которые дают возможность:

- освоить способ обновления производственных и отраслевых технологий;

- "увидеть" свою будущую профессиональную деятельность в динамике, осмыслить значимость освоения фундаментальных знаний;

- получить опыт интенсивной практической работы (в случае, если исследования проводятся непосредственно на производстве);

- уточнить направление своей будущей профессиональной деятельности, профиль получаемого образования;

- более осмыслено, целенаправленно и мотивированно работать с (научной) информацией.

Международный опыт, как и опыт ведущих российских исследовательских университетов, позволяет обозначить ожидаемые шаги и возможные действия российских вузов по развитию исследовательской и инновационной деятельности в следующих областях:

- организация научных исследований и система управления,

- кадровая политика,

- взаимодействие с реальным сектором и академической наукой,

- образовательный процесс.
Изменения в области организации и управления должны включать усиление блоков, отвечающих за исследования и разработки, защиту интеллектуальной собственности. В каждом университете должна быть сформирована инновационная инфраструктура. В органы управления вуза необходимо включить представителей академической науки и бизнеса с внятными полномочиями, перечень которых должен быть определен.

Необходимо делать шаги не по усилению специализации и фрагментации вуза, а по укрупнению организационных единиц, что должно способствовать развитию междисциплинарных исследований и разработок. В основе программ развития вузов и их коррекции должна лежать внешняя (в том числе международная) экспертиза научно-исследовательской работы и образовательных программ, участие в системе международной стандартизации и сертификации качества управления.

В области кадровой политики российским вузам необходимо признать, что те преподаватели, которые не занимаются исследовательской работой и не имеют опыта участия в реальных производственных процессах, не начнут проводить передовые исследования, даже если им платить большую зарплату. В основу кадровой политики необходимо положить принципы целевой поддержки наиболее продуктивно работающих ученых, подлинную конкурсность при замещении вакантных должностей, стимулирование конкретных исследовательских результатов. Это следует делать как в рамках отдельных контрактов вузов на проведение исследовательских работ, так и в рамках введения новых систем оплаты труда профессорско-преподавательского состава, предполагающих более значительную дифференциацию заработных плат.

Для омоложения и обновления кадров следует предусмотреть специальную программу поддержки научной активности молодых исследователей и преподавателей. Ведущие исследовательские университеты должны выйти на международный кадровый рынок ученых, вовлекая в свою работу лучших мировых специалистов. Особая роль должна быть отведена обновлению практики научного руководства, координации курсовых работ студентов.

Следует преодолеть традицию "инбридинга" - привлечения на работу собственных выпускников. Такую практику следует применять в большей степени тогда, когда эти выпускники получили опыт работы или степень в другом вузе, научном центре, предприятии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Третий Международный Молодежный Инновационный Форум «интерра 2011» icon8 Международный Молодежный Нефтегазовый Форум
Казахского Национального Технического Университета имени К. И. Сатпаева пройдет 8 Молодежный Нефтегазовый Форум

Третий Международный Молодежный Инновационный Форум «интерра 2011» iconМеждународный форум «Геополитика и проблемы безопасности Кавказа»...
Наук Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева внц ран и рсо-а 20-25 июня 2011 года проводят...

Третий Международный Молодежный Инновационный Форум «интерра 2011» iconПрограмма 17-й международный форум редакторов wef
В 2009 году в Хайдарабаде Международный форум редакторов обратил внимание на то, что монетизация содержания должна стать приоритетной...

Третий Международный Молодежный Инновационный Форум «интерра 2011» iconКонференция проводится при поддержке грантовой программы «Красноярский молодежный форум»
Красноярского края, Юридический институт Сибирского федерального университета, Красноярский государственный медицинский университет...

Третий Международный Молодежный Инновационный Форум «интерра 2011» iconМеждународный научный форум
Администрация Президента Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Московский государственный...

Третий Международный Молодежный Инновационный Форум «интерра 2011» iconМеждународный Форум «рынок недвижимости пути модернизации»
Рф прошел Международный Форум профессиональных участников рынка недвижимости «рынок недвижимости – пути модернизации», организованный...

Третий Международный Молодежный Инновационный Форум «интерра 2011» iconНовости на сегодня
Первый Национальный Молодежный Форум “Молодежь, Окружающая Среда и Устойчивое Развитие”

Третий Международный Молодежный Инновационный Форум «интерра 2011» iconXi студенческая международная заочная научно-практическая конференция...
...

Третий Международный Молодежный Инновационный Форум «интерра 2011» iconXi студенческая международная заочная научно-практическая конференция...
Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Третий Международный Молодежный Инновационный Форум «интерра 2011» iconXi студенческая международная заочная научно-практическая конференция...
...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru