Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 349.65 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации30.01.2014
Размер349.65 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
5-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет - «Высшая школа экономики»
Факультет мировой экономики и мировой политики



Программа дисциплины
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МИРОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
для специальности 032301.65 «Регионоведение»

подготовки специалистов
Автор: Лепский В.Е., профессор, д.психол.н., Lepsky@tm-net.ru


Рекомендовано секцией УМС «Мировая экономика и мировая политика»
Председатель

________________________
«___» ___________2012 г.


Одобрено на заседании кафедры мировой политики
И. о. зав. кафедрой Братерский М.В.

________________________
«___» _____________ 2012 г.

Утверждено УС факультета мировой экономики и мировой политики
Ученый секретарь Суздальцев А.И.
_______________________
«___» __________ 2012 г.




Москва, 2012

Автор программы: Лепский В.Е., профессор, доктор психологических наук.
Общие сведения об учебном курсе:

Дисциплина читается студентам 5 курса специалитета по направлению «Регионоведение» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается в первом полугодии учебного года. Продолжительность курса составляет 162 часов, в том числе: 64 часа аудиторных занятий. Рубежный контроль - зачет.
Требования к студентам:

Освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: «Новейшая история», «Политология», «Концепции современного естествознания», «История международных отношений», «Мировая политика и международные отношения», «Политические проблемы мировой экологии».
Образовательный стандарт по данной дисциплине:

Государственный образовательный стандарт по специальности «Международные отношения».
Цель курса: овладение культурой самостоятельного анализа мировых политических процессов и явлений на основе имитационных моделей и изучение методов построения и применения моделей в сфере мировой политики и мировой экономике.

Учебный план предусматривает, наряду с лекциями, написание реферата по актуальным вопросам моделирования мировых политических процессов.
Аннотация:

Курс должен подготовить будущих магистров к практической деятельности, дать им представление о методологических, теоретических и методических основах анализа мировых политических и экономических процессов и явлений на основе применения имитационных моделей и изучение методов построения и применения моделей в сфере мировой политики и мировой экономики. В результате усвоения курса студент должен овладеть необходимым объемом знаний в области моделирования мировых процессов в условиях глобализации и постепенного перехода к новой системе международных отношений.
Курс дает возможность студентам овладеть необходимыми знаниями и умениями, которые необходимы для работы в различных государственных структурах, научно-исследовательских и неправительственных организациях, бизнес структурах.


Учебные задачи курса:

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать: базовые методы и тенденции развития имитационного моделирования мировых процессов;

специфику имитационного моделирования для инерционного и проектного подходов к мировому развитию;

основы методологии и базовые методы субъектно-ориентированного подхода к мировому развитию и адекватные этому подходу имитационные модели, включая рефлексивные модели,
основные центры и направления имитационного моделирования мировых процессов.

  • Уметь: пользоваться учебной, справочной, научной литературой и фактографическими и статистическими данными по обозначенной теме, анализировать возможности и ограничения имитационных моделей мировых процессов при постановке конкретных задач.

  • Иметь представление: о современных методологических, теоретических и методических проблемах имитационного моделирования мировых процессов.

  • Обладать: навыками критической оценки аналитических и научных материалов по данной проблематике, а также навыками использования простейших имитационных моделей.


В самостоятельную работу студента входит: освоение теоретического материала и сведений, полученных в ходе лекционного курса; изучение трудов отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике; подготовка реферата и докладов по избранным студентами темам.
Тематический план курса



Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы (лекции)

Самостоятельная работа

1.

Общие представления о методах имитационного моделирования и примеры их использования в мировой политике.

8

4

4

2.

Исторический анализ глобального моделирования в мировой экономике и мировой политике.

8

4

4

3

Базовые тренды развития имитационного моделирования мировых политических процессов в контексте представлений о научной рациональности.

12

4

8

4.

Методы игрового подхода к моделированию мировых политических процессов.

20

8

12

5.

Общие представления о рефлексивном моделировании (структурах, процессах и технологиях).

18

8

10

6.

Анализ примеров рефлексивного моделирования в мировой экономике и мировой политике.

12

4

8

7

Методы моделирования процессов субъектообразования в мировой политике.

18

8

10

8.

Методы моделирования политических конфликтов.

24

8

16

9.

Методы моделирования политических лидеров.

14

4

10

10.

Модель университета как инструмента политического влияния.

8

4

4

11.

Модели механизмов использования социальных сетей как инструментов политического влияния.

20

8

12




Итого:

162

64

98



Базовый учебник:

Базовый учебник по данному курсу отсутствует.

Основная и дополнительная литература указана в разделе «Содержание программы».
Формы контроля:

а) текущий – опросы студентов в ходе лекций, возвращение к изложенному материалу, дискуссии по актуальным проблемам тематики лекций, выступления студентов по тематике подготавливаемых рефератов;

б) письменная работа в форме реферата;

в) итоговый – зачет.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

1. Результаты текущего контроля;

2. Оценка за письменную работу;

3. Устный зачет.
Содержание программы:

  1. Общие представления о методах имитационного моделирования и примеры их использования в мировой политике.

Систематизация и описание методов имитационного моделирования мировых политических процессов. От функциональной к структурно-функциональной аналогии. От каузального к телеологическому подходу. Общие представления и базовые понятия: аналитические методы моделирования, статистические методы моделирования, теория игр и исследование операций, компьютерные имитационные модели, деловые игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, рефлексивные игры, мозговой штурм, экспертные оценки и системы, форсайт, когнитивное моделирование, сетевые модели, модели активных сред.

Примеры использования методов имитационного моделирования мировых политических процессов: модели международных конфликтов; модели, имитирующие процесс принятия решений в кризисных ситуациях; модели баланса сил и мирового развития; модели поддержки переговорных процессов; модели субъектов мировой политики; модели механизмов политического влияния и др.

Опыт комплексного использование разнообразных методов имитационного моделирования в актикризисных и ситуационных центрах при решении проблем обеспечения международных отношений.

Основная литература

  1. Дегтерев Д. Компьютерное моделирование международных отношений // Международные процессы. 2011. Том 9. №3 (27). http://www.intertrends.ru/twenty-seventh/07.htm

  2. Шабров О.Ф. Моделирование политической реальности // Политология: Учебник / Отв. ред. В.С.Комаровский. М.: Изд-во РАГС, 2002. С.448-461.

  3. Аллисон Г.Т. Концептуальные модели и кубинский ракетный кризис / Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. М.: Гардарики, 2002. С. 271–295. http://grachev62.narod.ru/tmo/chapt26.html

  4. Абаев Л.Ч. Игровое моделирование и анализ кризисов и конфликтов в международных отношениях \ Информация. Дипломатия. Психология. М., 2002. http://evartist.narod.ru/text10/81.htm#з_08

  5. Шабров О.Ф. Системный подход и компьютерное моделирование в политологическом исследовании // Общественные науки и современность. 1996. №2.http://shabrov.info/Statji/sismod.htm#c

  6. Батурин Ю.М. Рефлексивный анализ переговоров о присоединении Турции к союзникам в 1944 году // Рефлексивные процессы и управление 2008, №1. С.23-29. http://www.reflexion.ru/Library/J_2002_1_rus.pdf

Дополнительная литература

  1. Глобальная безопасность: инновационные методы анализа конфликтов / Под общ. ред. Смирнова А.И. М.: Общество «Знание» России. 2011.

  2. Цыганков П.А. Грэм Аллисон о моделях принятия решений в области национальной безопасности / Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. М.: Гардарики, 2002. С. 267–270. http://grachev62.narod.ru/tmo/chapt25.html

  3. Технология системного моделирования./Под общей редакцией Емельянова С.В. М.: Машиностроение, 1998.

  4. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем – искусство и наука. М.: Мир, 1978

  5. Рефлексивный подход: от методологии к практике / Под ред. В.Е.Лепского. М. «Когито-Центр», 2009.

  6. Крюков М.М., Крюкова Л.И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. М., 1989.

  7. Емельянов А.А. и др. Имитационное моделирование экономических процессов: Учеб.пособие. М.:Финансы и статистика, 2002.

  8. Шеллинг Т. Стратегия конфликта. М.: ИРИСЭН, 2007.

  9. Томас Т.Л. Рефлексивное управление в России: теория и военные приложения // Рефлексивные процессы и управление 2002, №1. С.71-89.

  10. http://www.reflexion.ru/Library/J_2002_1_rus.pdf

  11. Brams Steven J. Game Theory and Politics. Dover Publications, 2004.


2. Исторический анализ глобального моделирования в мировой экономике и мировой политике.

Модель Т.Мальтуса и ее ограничения. Римский клуб и глобальное моделирование. Метод системной динамики Дж. Форрестера (модель МИР-1 и МИР-2). Исследования Д.Медоуза «Пределы роста» (модель МИР-3). Проект «Человечество перед выбором» М.Мессаровича и Э.Пестеля. Проект «Будущее мировой экономики» В.Леонтьева. Проект «LINK» («Соединение») Л.Клейна. Проект «За пределами роста» (позднее «МИР-3/91») Д.Х.Медоуза, Д.Л.Медоуза, Й.Рандерса. Модель «ядерной зимы» и ее роль в пробуждении рефлексии человечества. Многомодельный метод для описания мира. Макромодели отдельных фрагментов мирового развития. Синергетика и глобальное моделирование. Главный результат глобального моделирования - нельзя оставаться на траектории инерционного развития.

Основная литература

  1. Дубовский С.В. Путеводитель по глобальному моделированию // Общественные науки и современность, 1998 N3. С. 161-171.

http://ecsocman.hse.ru/data/679/662/1216/015Dubovskij.pdf

  1. Малинецкий Г.Г. Синергетика: Будущее мира и России. Серия "Синергетика: от прошлого к будущему. Будущая Россия". М: URSS, 2008.

Дополнительная литература

  1. Malthus T.R. An Essay on the Principle of Population, as it Effects the Future Improvement of Society. London, 1798.

  2. Форрестер Дж. Мировая динамика. М., 1978.

  3. Meadows D. et al. The Limits to Growth. New York, 1972.

  4. Леонтьев В. Будущее мировой экономики. М., 1979.

  5. Геловани В.А., Дубовский С.В. Глобальное моделирование // Труды ВНИИСИ. М., 1979-1991.

  6. Krelle W. el al. The Future of the World Economy. Berlin, 1989.

  7. Капица СП. Феноменологическая теория роста населения Земли // Успехи физических наук. 1996. Т. 166. №1.

  8. Дубовский С.В. Кондратьевский цикл как экономико-технологический маятник с социальными последствиями // Экономика и математические методы. 1994. Т. 30. Вып. 1.

  9. Моисеев Н.Н. Человек, Среда, Общество. Проблемы формализованного описания. М., 1982

  10. Turco R.P., Sagan C. Nuclear Winter: Global Consequences of Multiple Nuclear Explosions // Science. 1983. V. 222. № 4630. P. 1283-1300.

  11. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М., 1991.

  12. Малков С.Ю. Социальная самоорганизация и исторический процесс: Возможности математического моделирования. М.: 2009. 240 с.

  13. Ловцов Д.А., Сергеев Н.А. Информационно-математическое обеспечение управления безопасностью эргатических систем // НТИ РАН. Сер. 2. Информ. процессы и системы. 1998. № 4. С. 10—21. № 6. С. 13—22.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru