Доклад Заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики министра экономики Удмуртской Республики В. В. Богатырева




Скачать 153.54 Kb.
НазваниеДоклад Заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики министра экономики Удмуртской Республики В. В. Богатырева
Дата публикации20.01.2014
Размер153.54 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Экономика > Доклад
Доклад

Заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики –

министра экономики Удмуртской Республики В.В.Богатырева

на сессии Государственного Совета Удмуртской Республики

по проекту закона Удмуртской Республики

«О Стратегии социально-экономического развития

Удмуртской Республики на период до 2025 года»

29 сентября 2009 года


Уважаемый Президент Удмуртской Республики!

Уважаемый Председатель Государственного

Совета Удмуртской Республики!
Уважаемые депутаты Государственного Совета!
Уважаемые члены Правительства, приглашенные!




В соответствии с Законом Удмуртской Республики «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» Вашему вниманию представлен законопроект «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года».

Напомню, что более года назад, Президентом Удмуртской Республики был дан старт разработке этого стратегического документа, отвечающего новым требованиям федерального центра.



За этот период сформирован Экспертный совет, в состав которого вошли представители:

Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики,

муниципальных образований,

крупнейших предприятий и организаций республики,

научных учреждений и ВУЗов,

а также члены общественной палаты Удмуртской Республики.

Правительством Республики утверждена Межведомственная рабочая группа, основной задачей которой стала общая координация разработки Стратегии по всем направлениям.

Работа над документом началась с серии экспертных обследований крупнейших предприятий республики.

Перспективы развития важнейших секторов экономики Удмуртии и регионального рынка труда активно обсуждались на круглых столах.

Кроме этого, состоялся обучающий семинар по теме пространственного развития муниципальных образований республики, где представители городов и районов обсуждали перспективы развития своих территорий, исходя из их экономической специализации.

Следующим этапом нашей совместной работы стал трехдневный семинар «Разработка приоритетных направлений и ключевых проектов социально-экономического развития Удмуртской Республики» с участием экспертов из Министерства промышленности и торговли России, Внешэкономбанка, научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО» и соседних регионов.

Дважды – в декабре прошлого года и в июне текущего – проект Стратегии обсуждался на заседаниях Экспертного Совета под руководством Президента Республики, Александра Александровича Волкова.

Более 200 предложений от министерств и ведомств республики, депутатов Государственного Совета, членов Экспертного Совета были направлены в адрес разработчиков и практически все учтены.

Хочу отметить, что в работе над Стратегией с самого начала принимало участие более 500 человек. Вся информация по ее разработке носила публичный характер и размещалась в Интернете. Все это позволило провести общественную экспертизу этого документа.

И сегодня я еще раз хочу выразить благодарность депутатам Государственного Совета и руководителям предприятий, находящимся в этом зале, за активное сотрудничество и участие в разработке важного для республики стратегического документа.

Уважаемые депутаты!

В настоящее время Удмуртия имеет достаточно диверсифицированную структуру экономики с высоким потенциалом долгосрочного развития.

Учитывая конкурентные преимущества, а также негативные тенденции и возможные положительные последствия мирового экономического кризиса, социально-экономическое развитие республики может идти по двум основным сценариям.



В соответствии с первым, базовым сценарием, развитие экономики будет носить восстановительный характер. Сохранится ориентация на эксплуатацию доступных ресурсов: в первую очередь, природных (нефть, лес), человеческих и производственных.

Структура экономики, по-прежнему, останется диверсифицированной как по вкладу отраслей в валовой региональный продукт, так и по структуре занятости.


Однако, в соответствии с этим сценарием, развитие промышленного производства будет иметь инерционный характер. Продолжится процесс укрупнения компаний в промышленности и агропромышленном комплексе. Сохранится нарастание ресурсного дефицита в экономике, рост цен на электроэнергию и другие виды ресурсов, а также сложившаяся структура доходов бюджета.



Альтернативным, или целевым, сценарием развития Удмуртии является сценарий дальнейшей диверсификации экономики и инновационного развития.

Его основой станет формирование нового пакета ресурсов развития территории. Это, прежде всего, создание:

- новой технологической базы в приоритетных секторах экономики,

- новой системы капитализации человеческих ресурсов,

- а также высокого уровня развития городской среды.



Приоритеты производственно-экономического развития Удмуртии в рамках реализации целевого сценария будут заключаться в поддержке и стимулировании развития высокотехнологичных видов промышленности, в частности приборостроения, нефтегазового оборудования, автокомпонентов, а также новых видов производств.

Эти отрасли в долгосрочной перспективе могут стать основными секторами производственной специализации республики, наряду с сектором оборонно-промышленного комплекса.


Традиционно значимые сектора, такие как добыча нефти и оборонно-промышленный комплекс, по-прежнему, будут вносить наиболее значимый вклад в экономику региона на основе более высокой эффективности производства.

Такие сектора, как автомобилестроение, приборостроение и производство электрооборудования, металлургия и нефтегазовое машиностроение, в случае сохранения собственного потенциала роста после завершения кризиса, обеспечат высокие темпы роста добавленной стоимости и будут играть значительную роль в повышении диверсификации и устойчивости экономики.

Получат дальнейшее развитие сектора регионального значения, занимающие особое место в экономике и социальной сфере отдельных территорий республики. Это – агропромышленный и лесопромышленный комплексы, а также легкая промышленность.

Согласно целевому сценарию, с учетом новых прогнозных данных Росстата, которые мы направили в качестве поправок к законопроекту, к 2025 году в республике прогнозируется восстановление и рост численности населения

Справочно: с учетом поправок Правительства УР по целевому сценарию численность населения Удмуртской Республики в 2025 году составит 1535,9 тыс. чел. за счет снижения смертности и положительного миграционного прироста населения.

Стабильный экономический рост, на основе инновационного развития, будет способствовать созданию привлекательных, комфортных условий для жизни населения республики, повышению устойчивости системы расселения, формированию территорий опережающего развития.

Кроме этого, за счет трансформации отраслевой структуры налоговых поступлений, снижения зависимости бюджета от крупных компаний и динамичного развития малого и среднего бизнеса, повысится устойчивость бюджетной системы. Вместе с тем, бюджет республики сохранит свою социальную направленность.



Обозначенные сценарии развития позволяют позиционировать Удмуртию в 2025 году, как развитый промышленный регион страны, поставляющий высокотехнологичную продукцию на российский и мировые рынки.

Исходя из вышеизложенного, долгосрочной стратегической целью социально-экономического развития республики является повышение эффективности и устойчивости экономики как основы для качественного улучшения жизни населения.

Кратко остановлюсь на основных направлениях развития значимых секторов экономики в долгосрочной перспективе.



Как уже было отмечено выше, в долгосрочной перспективе сохранит свой вклад в экономику республики, нефтедобывающий комплекс, развитие которого будет направлено на:

стабилизацию ежегодного объема добычи нефти на уровне 8-10 миллионов тонн,

повышение инновационной составляющей в добыче нефти.

Реализация этой задачи станет возможной за счет повышения эффективности государственных инструментов стимулирования развития нефтедобывающего комплекса, в том числе направленных на поддержку малого нефтяного бизнеса,

а также внедрения новых технологий в добыче нефти и развития местных нефтесервисных компаний.



Безусловно, основным сектором экономики, определяющим специализацию региона в долгосрочной перспективе, исходя из базовых компетенций, останется оборонно-промышленный комплекс республики.

Здесь основными задачами являются:

удержание лидерства в производстве стрелкового оружия и ракет;

обеспечение роста объемов производства специальной техники (радиотехника, медтехника, автоэлектроника и др.);

а также достижение устойчивости предприятий ОПК, в том числе за счет развития производства гражданской продукции.

Решение этих задач будет осуществляться на основе модернизации производственных комплексов предприятий ОПК и увеличения объемов производства перспективной гражданской продукции (средств связи и навигационного оборудования, использование технологий производства ракет, металлообработка для оборонно-промышленного комплекса и другие).

Новый импульс развитию ОПК республики придаст создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа.



Основной задачей в сфере развития черной металлургии республики является расширение рынков сбыта и увеличение доли рынка до 10 процентов на российском рынке спецметаллургии.

Перспективы развития атомного энергопромышленного комплекса связаны с обеспечением его устойчивого инновационного развития, повышением качества и конкурентоспособности продукции, сохранением и ростом доли на мировом рынке циркониевой и кальциевой продукции.



Основными задачами развития сектора радиоэлектроники и приборостроения являются:

- обновление технологической платформы,

- производство новых видов высокотехнологичной продукции,

- выход на мировой рынок сбыта и кооперации,

- а также удержание доли в российском производстве на уровне до 2 процентов.

Импорт технологий и развитие собственной технологической базы, формирование инновационной инфраструктуры, создание технологического парка и обеспечение соответствия международным стандартам качества продукции позволят предприятиям отрасли преодолеть существующее сегодня технологическое отставание и выйти на новый качественный уровень развития.



Одним из перспективных секторов экономики, способным внести весомый вклад в валовой региональный продукт уже в ближайшей перспективе, является сектор нефтегазового машиностроения.

В настоящее время в республике есть все предпосылки для развития этого высокотехнологичного направления через:

- обеспечение нефтедобывающего сектора республики новыми технологиями добычи нефти,

- выход на новые региональные рынки сервисных услуг и оборудования,

- а также удержание лидирующих позиций на рынке отдельных продуктовых сегментов (по насосному оборудованию для малодебитных скважин – до 25%, по буровым ключам – до 80%).

Решение обозначенных задач возможно за счет развития нефтесервисных услуг и активизации взаимодействия крупных предприятий с малым и средним бизнесом сектора.

Кроме этого необходимо расширение производственных возможностей по выпуску нефтегазового оборудования, прежде всего, за счет технологической модернизации, встраивания в производственные цепочки крупных нефтесервисных холдингов и создания технологического парка.



Несмотря на сложную ситуацию, сложившуюся на акционерном обществе «ИжАвто» в настоящее время, в развитии автопроизводства мы видим одну из «точек роста» экономики республики.

С целью сохранения и увеличения объемов сборочного производства необходимо создание максимально комфортных условий для стимулирования развития производства, привлечения инвесторов, а также развития кластера по производству автокомпонентов и соответствующей инфраструктуры.



Как я уже говорил, социально-значимыми для развития отдельных территорий республики являются лесопромышленный и агропромышленный комплексы, а также сектор легкой промышленности.

Для дальнейшего развития лесопромышленного комплекса республики необходимо:

- продолжение государственной поддержки и реализация крупных инвестиционных проектов в отрасли,

- а также повышение уровня внедрения современных технологий в лесном хозяйстве и деревообработке, выпуск новых, конкурентоспособных видов продукции.



По-прежнему, в центре внимания Правительства республики останется агропромышленный комплекс, доля которого в валовом региональном продукте будет увеличиваться.

Динамичное развитие этого сектора обеспечит повышение конкурентоспособности продукции за счет внедрения новых технологий и роста производительности труда, а также увеличение объемов производства продукции и вывоза ее в другие регионы России.

Кроме этого предполагается реализация крупных инвестиционных проектов, развитие переработки сельскохозяйственной продукции, обеспечение государственной поддержки развития малых форм хозяйствования, в том числе через предоставление субсидий на уплату процентов по банковским кредитам.



Значительный вклад в развитие экономики и социальной сферы будет обеспечивать строительный комплекс республики.

Здесь очень важно сохранить и повысить уровень доступности комфортного и современного жилья для населения.

На решение этой задачи будет направлено опережающее строительство объектов коммунальной инфраструктуры, создание и модернизация инженерной инфраструктуры.

Кроме этого, необходимо развитие рынка финансовых и страховых услуг для жилищного строительства, внедрение новых технологий быстровозводимого и социального жилья, а также повышение эффективности пригородного жилищного строительства и капитализации земли.

Особое внимание будет уделено поддержке инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в рамках государственно-частного партнёрства, на реализацию которых планируется привлечение средств институтов развития и федерального бюджета.


Уважаемые депутаты!

Формирование диверсифицированного, динамичного и конкурентоспособного промышленного комплекса станет основой для сохранения высокого качества и конкурентоспособности человеческого потенциала, формирования условий для повышения уровня жизни населения Удмуртской Республики.

Но важно не только сохранить существующий человеческий потенциал республики, но и сформировать комфортные условия для привлечения новых человеческих ресурсов.

Для этого необходимо, прежде всего, развитие рынка труда, рынка образовательных услуг и социальной сферы.

На решение этих задач будет направлено повышение качества образования и уменьшение разрывов между ступенями образовательной системы на основе обновления ее структуры, содержания и технологий обучения.

Внедрение в систему образования новых организационно-экономических механизмов, повышение инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности сферы образования будет также способствовать устранению диспропорций на рынке труда.



Развитие социальной сферы в рамках целевого сценария Стратегии будет направлено на стабилизацию численности, повышение продолжительности и качества жизни населения республики.

Создание благоприятных условий для жизни и сохранения здоровья населения,

повышение качества и эффективности социальных услуг,

обеспечение равного доступа к культурным ценностям будет способствовать притоку квалифицированных кадров в республику.



Перспективы развития территорий республики, с учетом их экономической специализации, отражены в разделе Стратегии «Система расселения».

В рамках Стратегии предполагается:

- дальнейшее развитие административного и экономического центра Удмуртии – г. Ижевска,

- обеспечение диверсификации экономики других городов республики;

- а также формирование территорий опережающего развития.

Повышение устойчивости системы расселения республики будет проводиться за счет развития межрайонных опорных центров сельской системы развития и создания в них комфортных условий для проживания, приближенных по уровню к городским.



Это будет возможно за счет:

- формирования территорий опережающего экономического развития,

- усиления транспортной связанности городов и районов республики,

- развития жилищного строительства, в том числе малоэтажной застройки,

- развития сферы услуг и потребительского рынка, туризма и рекреации.

Высокий уровень производственного, трудового, природно-ресурсного, инновационного потенциала республики станут основой для выхода экономики республики из финансово-экономического кризиса на качественно новый уровень роста, и обеспечат реализацию целевого сценария развития Стратегии.



В результате, с учетом внесенных поправок, объем валового регионального продукта увеличится к 2025 году в 2,7 раза,

объем производства продукции обрабатывающей промышленности – в 5,9 раза,

объем добычи нефти стабилизируется на уровне 8-9 млн. тонн в год.

Вместе с тем, уже сегодня мы вынуждены корректировать объем привлеченных инвестиций, поскольку первоначальный прогноз строился на основании инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации предприятиями.

К сожалению, сложная ситуация стала причиной «замораживания» многих из них или переноса сроков реализации.

Тем не менее, в 2025 году общий объем инвестиций в экономику республики составит около 190 миллиардов рублей, что выше уровня текущего года почти в 5 раз.

За период реализации Стратегии значительно повысится уровень диверсификации экономики, в том числе увеличится вклад в ВРП высокотехнологичных отраслей и сельского хозяйства.

При этом ожидается снижение зависимости экономики и бюджета республики от конъюнктуры сырьевых рынков (хотя в целом нефтедобывающая промышленность по-прежнему будет обеспечивать самый значительный вклад в ВРП и бюджет).



Одним из важнейших направлений, о которых было сказано выше, станет сохранение высокого уровня жизни населения.

Среднемесячная заработная плата составит 57 тысяч рублей (в ценах 2009 года), а уровень безработицы от экономически активного населения снизится с 3,5 до 1,2 процентов.

Будут созданы предпосылки для стабилизации и роста численности населения. В итоге, общая численность населения Удмуртии увеличится почти до 1 миллиона 536 тысяч человек за счет миграционного притока, увеличения продолжительности жизни и снижения уровня смертности населения.



Уважаемые депутаты!

В завершении своего выступления хочу отметить, что долгосрочная Стратегия социально-экономического развития республики – это «живой» документ, который, безусловно, требует доработки и корректировки в случае изменения внутренних или внешних факторов развития.

Это особенно актуально в современных условиях, когда с высокой степенью точности сложно прогнозировать не только долгосрочную, но и ближайшую перспективу.

Именно поэтому Правительством республики сформированы и направлены в Государственный Совет поправки, корректирующие некоторые целевые показатели Стратегии на основании новых сценарных условий развития экономики Российской Федерации и Удмуртской Республики.

Кроме этого, целевые индикаторы Стратегии будут уточняться среднесрочными программами социально-экономического развития, которые также станут основным инструментом по ее реализации.

Так, уже в ближайшее время, по поручению Президента Удмуртской Республики А.А.Волкова, будет рассмотрена и внесена в Государственный Совет новая Программа социально-экономического развития Удмуртии на 2010-2014 годы.

После утверждения Стратегии и Программы, в соответствии с решением Экспертного Совета, будет разработан механизм контроля за ходом их реализации.

Уверен, утверждение Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, полностью соответствующей требованиям федерального центра, обеспечит привлечение средств федеральных институтов развития на реализацию крупных инвестиционных проектов. А это, в свою очередь, будет способствовать экономическому развитию республики на качественно новом уровне, сохранению социальной стабильности и созданию максимально комфортных условий проживания для населения нашей республики.

Спасибо за внимание.

Доклад окончен.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики министра экономики Удмуртской Республики В. В. Богатырева iconДоклад к проекту постановления Правительства Удмуртской Республики...
Правительства Удмуртской Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 18 октября 2010...

Доклад Заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики министра экономики Удмуртской Республики В. В. Богатырева iconДоклад к проекту постановления Правительства Удмуртской Республики...
Правительства Удмуртской Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 18 октября 2010...

Доклад Заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики министра экономики Удмуртской Республики В. В. Богатырева iconДоклад к проекту постановления Правительства Удмуртской Республики...
Е занятости населения Удмуртской Республики на 2013-2015 годы (далее Государственная программа) является Перечень государственных...

Доклад Заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики министра экономики Удмуртской Республики В. В. Богатырева iconДоклад к проекту распоряжения Правительства Удмуртской Республики...
«О проекте закона Удмуртской Республики «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного...

Доклад Заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики министра экономики Удмуртской Республики В. В. Богатырева iconДоклад к проекту постановления Правительства Удмуртской Республики...
Правительства Удмуртской Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 10 мая 2011 года...

Доклад Заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики министра экономики Удмуртской Республики В. В. Богатырева iconДоклад к проекту распоряжения Правительства Удмуртской Республики...
Правительства Удмуртской Республики «О проекте закона Удмуртской Республики «О внесении изменений в статью 8 Закона Удмуртской Республики...

Доклад Заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики министра экономики Удмуртской Республики В. В. Богатырева iconДоклад к проекту распоряжения Правительства Удмуртской Республики...
Статьёй 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и статьёй 24 Закона Удмуртской Республики «О бюджетном процессе в Удмуртской Республике»...

Доклад Заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики министра экономики Удмуртской Республики В. В. Богатырева iconДоклад к проекту постановления Правительства Удмуртской Республики...
Государственную программу Удмуртской Республики «Развитие потребительского рынка Удмуртской Республики (2013-2015 годы)» (далее-государственная...

Доклад Заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики министра экономики Удмуртской Республики В. В. Богатырева iconДоклад к проекту распоряжения Правительства Удмуртской Республики«О...
В целях реализации мер, связанных с ликвидацией последствий засухи2010 года, бюджету Удмуртской Республики из федерального бюджета...

Доклад Заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики министра экономики Удмуртской Республики В. В. Богатырева iconДоклад к проекту постановления Правительства Удмуртской Республики...
Ием Председателя Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года № дм-п12-51пр и распоряжением Президента Удмуртской Республики...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru