Ао «Фонд развития предпринимательства «Даму»




Скачать 128.77 Kb.
НазваниеАо «Фонд развития предпринимательства «Даму»
Дата публикации02.07.2015
Размер128.77 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Экономика > Документы
Г. А. Лесбеков, к.э.н., Управляющий директор - Член Правления

АО «Фонд развития предпринимательства «Даму»

Роль малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан и государственные инструменты ее развития.

Малому и среднему бизнесу отводится основная роль в развитии экономики, обеспечении занятости страны. Это доказано историческим опытом развитых стран с рыночной экономикой. Доля выпуска продукции малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте страны по разным оценкам в течение последних семи лет колеблется в пределах 30-33%, когда в развитых странах она превышает 60% от их ВВП. Удельный вес населения, активно занятого в этом секторе также колеблется на уровне 30%, когда как аналогичные показатели в развитых странах существенно выше. Учитывая эти сравнения необходимо констатировать, что к сожалению, малый и средний бизнес в нашей стране пока еще не выполняет роль «локомотива» экономики и соответствующую социальную функцию по решению проблемы безработицы. Причин на это много. Основные из них:

- относительно короткий период становления рыночной экономики;

-ограниченность внутреннего рынка;

- значительные логистические расходы сбыта;

- недостаточный уровень компетенции потенциальных и начинающих, порой большинства действующих предпринимателей;

В развитых странах малый и средний бизнес развивался на рельсах рыночной экономики эволюционно и в течении многих лет. До начала становления независимого Казахстана экономика Советского союза функционировала на плановой системе и основывалась на государственной собственности. И только последние двадцать с лишним лет у нас происходит активное развитие этого сектора. Это сравнительно недостаточное количество времени, особенно, с учетом тех тягот переходного периода, которых пережила наша республика в процессе своего становления.

Потребительский спрос внутреннего рынка республики ограничен всего 16 млн. человек, что является существенным фактором неразвитости экономических показателей малого и среднего бизнеса. Но создание Единого экономического пространства с Россией и Белоруссией может существенно снизить влияние этого фактора на развитие бизнеса.

Широта границ и отдаленность административно-территориальных единиц друг от друга и от густонаселенных рынков сбыта также имеют существенное влияние на расходы субъектов малого и среднего бизнеса по выстроению эффективной логистики сбыта своих товаров, работ и услуг.

Несмотря на эти факторы малый и средний бизнес в Казахстане постепенно развивается. Количество зарегистрированных субъектов МСП за последние семь лет увеличилось более чем на 70% по сравнению с 2005 годом, и по итогам 2011 года достигло 1,3 млн. единиц. Кроме этого, за 2010-2011 годы доля зарегистрированных субъектов МСП в общем количестве хозяйствующих субъектов увеличилась до 95%.

В абсолютном выражении количество активных субъектов МСП на конец 2011 года увеличилось на 242 тыс.ед. по сравнению с показателем 2005 года. При этом доля активных субъектов МСП в общем числе зарегистрированных субъектов МСП сократилось с 68% в 2005 году до 56% в 2011 году.

Динамика активных и зарегистрированных субъектов МСП



Примечание: Составлено по данным Агентства РК по статистике (www.stat.gov.kz).

Приведенные данные подтверждают, что в Казахстане интерес населения к занятию предпринимательской деятельностью явно растет, но заметно, что значительное количество новых начинаний к сожалению не имеют потенциала для дальнейшего развития.

Основные причины низкого потенциала новых бизнес начинаний кроются в недостаточной компетенции предпринимателя, в непроработанности самой бизнес идеи, что в свою очередь негативно отражается в неконкурентоспособности его бизнеса.

Это означает, что сегодня в стране созданы неплохие условия для занятия населения частным предпринимательством, но до сих пор многие из них не до конца осознают необходимость усиления собственного предпринимательского потенциала как важного фактора успешности своего бизнеса. Также необходимо отметить, что более эффективные меры по улучшению массового доступа населения к инструментам повышения предпринимательского потенциала со стороны государства начали предприниматься только с 2009 года. Известно, что вложения в человеческий капитал, в нашем случае в начинающих и действующих предпринимателей окупаются не сразу.

Дальше хотелось бы вкратце описать меры, которых государство предпринимает для повышения социально-экономической роли малого и среднего бизнеса в стране.

Президентом Казахстана в послании «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» была поставлена задача к 2020 году войти в число 50-ти стран с самым благоприятным бизнес-климатом. Вопросы развития малого и среднего предпринимательства всегда являлись приоритетными для высшего руководства Республики Казахстан. Меры поддержки частного предпринимательства, предпринятые государством, беспрецедентны по своему масштабу среди всех стран СНГ. По поручению Главы государства создан Координационный совет по вопросам предпринимательства в целях эффективной реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, программы форсированного индустриально-инновационного развития страны и «Дорожной карты бизнеса 2020». Совет объединил в себе функции антикризисного совета, комиссии по устранению административных барьеров и рабочей группы по ведению бизнеса, сохранив выработанный ранее механизм взаимодействия и обеспечивая преемственность. Данный консультативно-совещательный орган создан для открытого диалога по актуальным экономическим вопросам и выработки консолидированной позиции государственных органов и бизнес-структур при решении как стратегических, так и текущих задач по развитию национального предпринимательства.

Благодаря активной работе Правительства по улучшению бизнес климата в стране в течение последних 6 лет Казахстан сегодня повысил свою позицию в рейтинге «Doing Business» Всемирного Банка, характеризующем степень легкости ведения бизнеса с 80-го до 47-го места из 183 стран. Россия в данном рейтинге на 120, а Белоруссия в 69 местах.

И особо следует отметить, что существенным составляющим показателем этого рейтинга является система налогообложения субъектов частного предпринимательства. По данному показателю Казахстан занимает 39 место, когда аналогичные показатели России и Белоруссии составили 105 и 183 места соответственно.

Не менее важным критерием условий ведения бизнеса является «Защита инвесторов» в соответствии с которым, Казахстан находится на 44 месте, Россия – 93, а Белоруссия в 109 месте.

Важно отметить, что частному предпринимательству в Казахстане со стороны государства оказывается существенная финансовая и нефинансовая поддержка.

АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» (далее - Фонд «Даму») – 100%-я дочерняя структура АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» – является основным государственным институтом развития предпринимательства в Республике Казахстан. В течение 2008-2009 годов, в рамках государственных программ по линии Фонда «Даму», малому и среднему предпринимательству (далее - МСП) была оказана финансовая поддержка на сумму порядка 2,9 млрд. долларов США, более 80% из которой – государственные средства. В результате реализации государственных программ через Фонд «Даму» было поддержано 12 тыс. СМСП, создано и сохранено более 27 тыс. рабочих мест.

Государственная поддержка МСП оказала положительное влияние на рынок кредитования малого и среднего предпринимательства в целом. Доля кредитов МСП в общем объеме кредитов в экономике за 2009 год выросла на 1%, а объем кредитов МСП за тот же период – на 9%. Произошло снижение объема кредитования спекулятивных отраслей, а доля кредитов реальному сектору, включая МСП, напротив, увеличилась. Доля государственных средств в ссудном портфеле банков второго уровня в 2009 году была увеличена до 23%. Реализация государственных программ позволила снизить средневзвешенные процентные ставки по кредитам МСП с 15,5% в 2007 году до 14,5% в 2009 году. В результате снижения долговой нагрузки предприниматели получили значительное облегчение в наиболее тяжелый для их бизнеса период.

С 2010 года начата реализация посткризисной программы комплексной поддержки предпринимательства под названием «Дорожная карта бизнеса 2020» (далее – ДКБ 2020) в рамках которой предусмотрены различные инструменты: субсидирование части вознаграждения и предоставление частичной гарантий за кредиты предпринимателей несырьевого сектора экономики, полученные в коммерческих банках, усиление предпринимательского потенциала посредством бесплатного их обучения как основам, так и передовым методам развития бизнеса, а также предоставление им производственной инфраструктуры.

Через субсидирование частные предприниматели получают возможность значительно снизить свои расходы по уплате вознаграждения за кредиты, полученные в коммерческих банках. Несмотря на короткий срок с начала реализации ДКБ 2020 уже получили помощь в виде частичного субсидирования вознаграждения свыше 2000 предпринимателей.

При нехватке залогового обеспечения при получении кредита начинающим предпринимателям государство предоставляет гарантий до 70% суммы кредита при сумме кредита не более 20 млн. тенге, а при суммах выше этого порога – до 50%.

С 2011 года начата реализация нового четвертого направления ДКБ 2020 под названием «Усиление предпринимательского потенциала», которая нацелена на усиление предпринимательского потенциала в целях повышения компетенции предпринимателей и внедрения современных моделей управления бизнесом.

В целях повышения профессионализма субъектов МСБ и вовлечения населения в предпринимательство, Фондом «Даму» в 2009 году была разработана Программа «Бизнес-Советник», в рамках которой потенциальные и действующие предприниматели имеют возможность пройти двухдневный экспресс курс обучения основам создания и ведения бизнеса на бесплатной основе. Курсы проводятся во всех районных центрах Казахстана два раза в год. Благодаря успешным результатам ее реализации данная программа была включена в четвертое направление ДКБ 2020. С начала реализации этой Программы прошли обучение более 45 тыс. потенциальных и действующих предпринимателей.

В рамках этого направления ДКБ 2020 предусмотрено оказание сервисной поддержки ведения действующего бизнеса, которое включает предоставление широкого спектра специализированных услуг по поддержке бизнес-процессов, в том числе:

  • ведение бухгалтерского и налогового учета и составление отчетности;

  • составление статистической отчетности;

  • услуги по таможенным процедурам;

  • консультирование по внедрению систем менеджмента качества;

  • юридические консультации;

  • консультирование по вопросам маркетинга;

  • обслуживание в сфере информационных технологий.

Сервисная поддержка также предоставляется бесплатно всем субъектам малого и среднего предпринимательства.

Кроме того в рамках данного направления предприниматели осуществляющие свою деятельность в приоритетных секторах экономики имеют возможность повысить свою квалификацию пройдя обучение в АО «Назарбаев университет», куда в качестве лекторов приглашаются известные профессора ведущих университетов мира.

Весьма интересным в рамках данного направления является проект «Деловые связи» направлен на оказание поддержки модернизации производств за счет установления деловых связей с иностранными партнерами при поддержке международных и зарубежных организаций. Проект состоит из двух этапов. На первом этапе под руководством квалифицированных отечественных и иностранных бизнес-тренеров и консультантов в городах Астана и Алматы проводятся бизнес-тренинги, направленные на обучение современным методам ведения бизнеса, написанию бизнес-планов, поиску деловых партнеров за рубежом, развитие навыков установления деловых контактов с зарубежными предпринимателями. Второй этап предусматривает для участников Проекта тематическую бизнес-стажировку на иностранных предприятиях аналогичного профиля с целью изучения конкретных управленческих вопросов и установления деловых связей. Бизнес-тренинги и стажировка за рубежом (в том числе перелет до страны прохождения стажировки и обратно, а также проживание) являются бесплатными, и оплачиваются за счет средств республиканского бюджета. В настоящее время партнерами в организации зарубежных стажировок являются Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ), а также Агентство США по международному развитию (USAID).

Также потенциальные и действующие предприниматели могут получать информацию и консультации по различным аспектам ведения бизнеса дистанционно – через специализированный Call-центр, работа которого была запущена в марте 2011 года. Операторы Call-центра разъясняют условия и характеристики государственных программ по финансовой и нефинансовой поддержке МСП, принимают рекламации с жалобами на неправомерные действия представителей финансовых операторов, и иных лиц, препятствующих ведению предпринимательской деятельности, выполнят иную делегированную им работу.

На примере развитых стран Фонд «Даму» ежегодно разрабатывает и выпускает Аналитическую книгу по МСБ Казахстана - «Отчет о состоянии развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане и его регионах».

Существенными аспектами содержания Аналитической книги являются:

  • Комплексный анализ текущего состояния и динамики социально-экономических показателей в макроэкономическом масштабе, а также в региональных и отраслевых разрезах.

  • Обзор сектора МСБ каждого региона Казахстана.

  • Актуальные результаты исследований сектора предпринимательства.

  • Актуальная информация по существующей инфраструктуре финансовой и нефинансовой поддержки субъектов МСБ, оказываемой как на государственном, так и региональном уровнях.

Издание выпускается на ежегодной основе и являться своего рода «Инвестиционным паспортом» сектора МСБ Казахстана.

Еще одним дистанционным инструментом информационно-аналитической поддержки предпринимателей является Геоинформационная система Фонда «Даму», которая представляет собой интерактивную систему предоставления всей актуальной статистической и аналитической информации о деятельности Фонда «Даму», а также о развитии малого и среднего предпринимательства, микрофинансового сектора, макро- и микроэкономических процессах республиканского и регионального уровня.

Данные интерактивной информационно-аналитической базы данных обновляются на ежемесячной основе путем свода информации из первичных источников.

С учетом реализации ДКБ 2020 в пилотном режиме с 2010 года, в 2012 году в данную программу внесены изменения и дополнения, которые существенно повышают доступ предпринимателей к тем или иным инструментам. В частности, значительно сокращены срок рассмотрения и согласования проектов по субсидированию и гарантированию, снижены требования к размерам собственного участия предпринимателей в реализации проекта и расширена информационная пропаганда ДКБ 2020.

Проводимые Фондом «Даму» ежегодные исследования мнений предпринимателей показывают, что в республике сохраняется недостаточный уровень развития инфраструктуры поддержки частного предпринимательства, низкое проникновение в регионы и районы страны качественных консультационных услуг по открытию, ведению собственного бизнеса и эффективному управлению предпринимательской деятельностью.

Существующая сеть институтов инфраструктуры поддержки предпринимательства состоит из разрозненных государственных, неправительственных, коммерческих, международных и других организаций. Предоставление такими организациями различных по качеству видов помощи и услуг предпринимателям обуславливает необходимость совершенствования и систематизации их деятельности. Целенаправленная и эффективная реализация государственной политики поддержки частного предпринимательства возможна лишь при наличии единых центров, объединяющих возможности и систематизирующих деятельность существующих и вновь создаваемых структур. К тому же, накопленный опыт работы региональных филиалов Фонда «Даму» подтверждает неоспоримые преимущества комплексного подхода к решению конкретных проблем предпринимателей.

Учитывая вышеизложенное, Фонд «Даму» приступил к созданию инфраструктуры поддержки предпринимателей на трех уровнях: 1) областном - Центры обслуживания предпринимателей, 2) моногородов - стационарные Центры поддержки предпринимательства (далее - ЦПП), и 3) районном - мобильные ЦПП.

Основной целью Центров обслуживания предпринимателей (далее - ЦОП) является создание благоприятных условий для обеспечения эффективного развития и повышения конкурентоспособности предпринимательства путем предоставления комплексной поддержки. Главной задачей ЦОП-ов является комплексная поддержка предпринимательства в режиме «одного окна». К основным направлениям деятельности ЦОП-ов относятся:

  1. Информационно-консалтинговая поддержка: предоставление комплекса услуг по информационной и консультационной поддержке в режиме «одного окна» субъектам малого и среднего предпринимательства;

  2. Учебно-методическое обеспечение: обучение основам предпринимательства для старт-ап и действующих предпринимателей всех отраслей;

  3. Сопровождение проектов: разработка и сопровождение инвестиционных и бизнес проектов, экспертиза и оценка их эффективности;

  4. Финансовые услуги: разъяснение существующих мер государственной поддержки и развития предпринимательства, в том числе финансовых инструментов Фонда «Даму», помощь в выборе кредитных продуктов финансовых институтов;

  5. Специализированные услуги: корпоративное управление, повышение эффективности бизнес процессов.

При этом основная часть услуг ЦОП-ов будет оказываться на бесплатной основе.

Основной целью мобильных и стационарных ЦПП является расширение рынков оказания консультационных услуг малому и среднему предпринимательству (далее - МСП) в населенных пунктах с низким уровнем их охвата и создание благоприятных условий для ускоренного развития МСП в регионах, особенно в районных центрах, селах и поселках республики.

Главной задачей ЦПП является оказание наиболее востребованных субъектами МСП консультационных услуг с возможностью их получения в одном месте. В перечень оказываемых ЦПП бесплатных консультационных услуг входит:

  • оказание услуг по открытию и сопровождению бизнеса (юридические услуги, бухгалтерский и налоговый учет, услуги по подбору персонала и др.);

  • разъяснение условий участия в государственных программах поддержки предпринимательства;

  • предоставление информации о возможностях кредитования бизнеса, приобретения оборудования и техники в лизинг, последующая помощь в формировании необходимого пакета документов;

  • оказание информационных и образовательных услуг, в т.ч. предоставление типовых бизнес-планов.

В 27 моногородах республики будут созданы стационарные ЦПП.

На районном уровне предоставление услуг будут осуществляться специалистами ЦПП путем регулярных выездов в районные центры области. Выезды будут осуществляться с помощью мобильных платформ (специально оборудованное транспортное средство для перевозки специалистов, информационно-раздаточных материалов и др.).

Мобильные ЦПП будут функционировать на базе Региональных филиалов Фонда «Даму», на которых возлагается управление деятельностью ЦПП.

Эти меры позволят существенно повысить качественные и количественные показатели малого и среднего предпринимательства на всех уровнях, что в свою очередь обязательно отразится в увеличении их роли в социально-экономическом развитии регионов республики.

Список использованной литературы:

  1. Данные Агентства РК по статистике (www.stat.gov.kz).

  2. Данные Всемирного банка, рейтинг «Doing Business».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ао «Фонд развития предпринимательства «Даму» iconРоссийская федерация федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства
Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия...

Ао «Фонд развития предпринимательства «Даму» iconДоклад Министра туризма и предпринимательства Республики Алтай Е....
Министра туризма и предпринимательства Республики Алтай Е. В. Ларина «Модернизация предпринимательства и системы управления – основа...

Ао «Фонд развития предпринимательства «Даму» iconК Положению о порядке финансирования мероприятий Областной целевой...
Далее Порядок) устанавливает цели, условия и порядок предоставления субъектам малого предпринимательства Ярославской области (далее...

Ао «Фонд развития предпринимательства «Даму» iconК Докладу о результатах и основных направлениях деятельности
Анализ результативности вцп «Формирование и осуществление государственной политики в направлении развития предпринимательства Пензенской...

Ао «Фонд развития предпринимательства «Даму» iconО республиканской целевой программе государственной поддержки и развития...
Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике...

Ао «Фонд развития предпринимательства «Даму» iconАдминистрации илекского района оренбургской области
Фз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Оренбургской области от 29. 09. 2009 г. №3118/691...

Ао «Фонд развития предпринимательства «Даму» iconВенчурный форум
Организаторы: Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы и нп «Агентство по развитию инновационного...

Ао «Фонд развития предпринимательства «Даму» iconВедомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства...
Отдел развития экономики, предпринимательства и торговли аппарата администрации Нытвенского муниципального района">