Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2014 года №191 Стратегия




Скачать 128.75 Kb.
НазваниеПравительства Кыргызской Республики от 31 марта 2014 года №191 Стратегия
Дата публикации29.08.2016
Размер128.75 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Бухгалтерия > Документы
Приложение 1

к постановлению Правительства

Кыргызской Республики

от 31 марта 2014 года № 191

 

Стратегия

развития корпоративной финансовой отчетности и аудита в Кыргызской Республике на 2014-2020 годы

 

1. Введение

 

Настоящая Стратегия развития корпоративной финансовой отчетности и аудита в Кыргызской Республике на 2014-2020 годы (далее - Стратегия) определяет цели и основные направления совершенствования корпоративной финансовой отчетности и аудита в Кыргызской Республике на краткосрочный и среднесрочный периоды, а также финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.

Инвестиционная привлекательность страны и ее интеграция во внешнеторговые и другие внешнеэкономические связи в значительной степени зависят от того, насколько участники международного рынка доверяют финансовой отчетности компаний. В связи с этим одним из важнейших направлений реформирования корпоративной финансовой отчетности является укрепление доверия к корпоративной финансовой отчетности, посредством применения международных стандартов финансовой отчетности и регулировании качества аудита финансовой отчетности.

В то же время, упрощенные требования финансовой отчетности для малых и средних предприятий, которые способны удовлетворить потребности владельцев предприятий и рынка, являются важнейшим элементом развития и роста этого сегмента предприятий в Кыргызской Республике.

 

2. Текущее состояние и проблемы развития корпоративной финансовой отчетности и аудита

 

2.1. Международные стандарты финансовой отчетности и Международные стандарты аудита в Кыргызской Республике: проблемы перевода и публикации

 

Согласно Закону Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете» методологической основой ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для субъектов публичного интереса являются Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО), разрабатываемые независимой международной организацией - Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board (IASB), Лондон.

В свою очередь, на основании Закона Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности» и постановления Правительства Кыргызской Республики «О международных стандартах аудита в Кыргызской Республике» от 26 августа 2008 года № 470 приняты Международные стандарты аудита (далее - MCA), издаваемые Комитетом по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров в Нью-Йорке.

МСФО и MCA издаются на английском языке. Существует перевод на русский язык МСФО и MCA, который подлежит одобрению, официальному принятию и публикации вышеуказанными международными организациями. Кроме того, МСФО и MCA периодически подвергаются изменениям или дополняются новыми стандартами.

Согласно законодательству Кыргызской Республики нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию на государственном и официальном языках, путем воспроизведения их текстов в печатном или электронном издании, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

В настоящее время в Кыргызской Республике отсутствует порядок официального принятия и публикации МСФО и MCA.

В мировой практике, а также согласно принципам самих стандартов, считается, что хозяйствующий субъект составляет финансовые отчеты в соответствии с МСФО, а аудиторская организация предоставляет услуги в соответствии с MCA, на основании применения полных и действующих на это время стандартов.

Следовательно, требования законодательства Кыргызской Республики о соблюдении МСФО и MCA не выполняются в полной мере, ввиду того, что они носят декларативный характер, а также не обеспечивается своевременное опубликование и перевод на русский язык последних редакций вышеуказанных стандартов.

 

2.2. Проблемы правовой базы в части установления требований финансовой отчетности по МСФО для всех хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики и регулирования обязательного аудита

 

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете» субъекты публичного интереса обязаны готовить финансовые отчеты с соблюдением МСФО, другие компании - по Международным стандартам финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСФО для МСП), принятые Фондом Комитета по МСФО в Лондоне.

Законом Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности» определен перечень хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательному аудиту. Кроме этого, согласно положениям данного Закона под регулирование и надзор за аудиторской деятельностью в соответствии с MCA подпадают все виды аудита финансовой отчетности (обязательный и инициативный аудит, сопутствующие услуги).

Подготовка финансовых отчетов в соответствии с МСФО, независимо от цели финансовой отчетности, размера предприятия, возможностей предприятия составлять такие финансовые отчеты, а также излишние требования аудировать такие финансовые отчеты, накладывают значительное финансовое бремя на малые и средние предприятия, особенно на мелкие компании.

В свою очередь, регулирование и надзор за аудиторскими организациями, предоставляющими услуги инициативного аудита, являются нецелесообразными и препятствуют осуществлению значительных деловых операций как в Кыргызской Республике, так и за рубежом.

 

2.3. Состояние и проблемы институциональной структуры в области регулирования корпоративной финансовой отчетности и аудита

 

Как показывает мировая практика, обеспечение высокого уровня корпоративной финансовой отчетности достигается посредством проведения обязательного аудита в компаниях, построения строгой системы контроля за аудиторской деятельностью и предоставления компаниями финансовой отчетности государственным органам для пруденциального надзора.

Институциональная система по регулированию корпоративной финансовой отчетности и аудита в Кыргызской Республике включает в себя Государственную службу регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Госфиннадзор), Национальный банк Кыргызской Республики, налоговые органы и профессиональные общественные объединения бухгалтеров и аудиторов. Существует добровольное членство бухгалтеров-практиков в профессиональных общественных объединениях бухгалтеров и аудиторов.

Госфиннадзор сталкивается с такими сдерживающими факторами, как низкий уровень финансирования; отсутствие возможности для привлечения и использования дополнительных финансовых средств; низкая заработная плата государственного служащего, что ограничивает возможность нанимать квалифицированных и опытных работников; недостаточная численность штата отделов, занимающихся вопросами развития бухгалтерского учета и аудита и надзора за аудиторской деятельностью.

 

2.4. Состояние и проблемы профессиональной квалификации бухгалтеров и аудиторов в Кыргызской Республике

 

В настоящее время курсы «Дипломированный практикующий бухгалтер (САР)/ Дипломированный Международный практикующий бухгалтер (CIPА)», которые проводятся на основе МСФО и MCA, в свои учебные программы интегрировали Бишкекский финансово-экономический техникум и Американский университет в Центральной Азии. В некоторых вузах, преподаватели которых имеют специализированные знания по МСФО и MCA, предложены факультативные программы в поддержку студентов, которые готовятся к экзаменам на получение сертификатов CAP/CIPA. Однако не все образовательные учреждения адаптировали свои учебные программы с учетом текущих требований составления корпоративной финансовой отчетности. Бизнес-сообщество отмечает трудности при найме на работу выпускников по специальности «Бухгалтерское дело, анализ финансовой отчетности и аудит» в связи с их низкой профессиональной подготовкой.

Существует нехватка учебников, учебных пособий и справочных материалов по МСФО и MCA на русском языке; изданий их на кыргызском языке нет.

Согласно Закону Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности» аудиторы обязаны ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации. Однако курсы повышения квалификации аудиторов не организованы.

 

2.5. Проблемы публичного раскрытия финансовой информации и информирования общественности о вопросах МСФО, их особенностей и преимуществах

 

Общественная доступность к финансовой информации способствует прозрачности и транспарентности экономики страны. Также финансовая информация востребована международными рейтинговыми компаниями и консалтинговыми фирмами. Хорошо продуманная и реализованная программа информирования общественности повышает спрос на качественную корпоративную финансовую отчетность и повышает качество аудита.

Законодательство Кыргызской Республики устанавливает для различных хозяйствующих субъектов необходимость представления финансовой отчетности в налоговые и другие государственные надзорные органы (например, Национальный банк Кыргызской Республики, Госфиннадзор и Социальный фонд Кыргызской Республики), а также публично раскрывать финансовую информацию путем публикации в печатном, электронном форматах и СМИ.

Однако, вышеуказанные требования являются дублирующими друг друга, что накладывает излишние обязательства на предпринимательскую деятельность.

 

3. Цели и задачи Стратегии

 

Главной целью настоящей Стратегии является реформирование и модернизация политики регулирования корпоративной финансовой отчетности и аудита в Кыргызской Республике, направленной на укрепление доверия к корпоративной финансовой отчетности и повышение ее качества.

Достижение стратегической цели будет обеспечено путем выполнения следующих поставленных задач:

- обновление правовой базы;

- усиление институционального потенциала;

- модернизация образования бухгалтеров и аудиторов;

- создание общественного реестра корпоративной финансовой отчетности;

- информирование общественности.

 

4. Реализация поставленных целей и задач Стратегии

 

4.1. Определение и разработка механизмов официальной публикации МСФО и MCA в Кыргызской Республике

 

В целях решения задачи по официальной публикации МСФО и MCA в Кыргызской Республике должны быть выполнены следующие мероприятия:

1) определение организаций либо экспертов для перевода МСФО, МСФО для МСП и MCA на кыргызский язык;

2) установление связи с Международным советом по стандартам аудита и подтверждения (IAASB) Международной Федерацией Бухгалтеров (IFAC), Фондом МСФО и ЮНКТАД (UNCTAD) для одобрения перевода стандартов на кыргызский язык и решения других вопросов по принятию, переводу и публикации стандартов в Кыргызской Республике;

3) осуществление перевода МСФО, МСФО для МСП и MCA на кыргызский язык и их официальная публикация.

 

4.2. Пересмотр требований по подготовке финансовой отчетности по МСФО и регулирования инициативного аудита в законодательстве Кыргызской Республики

 

Законодательные требования по подготовке финансовой отчетности по МСФО, МСФО для МСП и национальным стандартам бухгалтерского учета должны быть основаны на новой системе пороговых показателей и критериев классификации предприятий. Корректировка требуемых комплектов финансовой отчетности и требований обязательного аудита должна быть осуществлена в направлении отражения важности и размера предприятий.

Для реализации вышеуказанной задачи предусматриваются следующие мероприятия:

1) разработка и обсуждение новой системы пороговых показателей и критериев классификации предприятий, разработка нормативных правовых актов и согласование с заинтересованными сторонами;

2) разработка нового проекта Закона Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности» в целях его сосредоточения на регулировании обязательного аудита финансовой отчетности и другие услуги только в случаях, когда независимость аудитора может быть скомпрометирована;

3) разработка требований по обязательному страхованию профессиональной ответственности аудиторов и связанного с этим минимального размера покрытия;

4) проведение анализа регулятивного воздействия разработанных нормативных правовых актов.

 

4.3. Усиление институционального потенциала в области регулирования корпоративной финансовой отчетности и аудита

 

Основная стратегия развития надлежащей институциональной основы для корпоративной финансовой отчетности предусматривает:

- сохранение ключевых функций за Госфиннадзором, включая надзорные функции за профессиональными организациями;

- делегирование функций по контролю качества аудита профессиональным организациям, которые располагают средствами и могут привлечь средства для финансирования мероприятий.

Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов должны иметь регулятивные функции, предусмотренные в законодательстве о бухгалтерском учете и аудиторской деятельности. Профессиональные организации должны осуществлять программу профессиональной сертификации и разрабатывать механизмы контроля качества аудита. Для этого должно быть введено обязательное членство аудиторов в профессиональных организациях.

Государственным регуляторам и надзорным органам, включая Госфиннадзор, Национальный банк Кыргызской Республики и налоговые органы, потребуется методологическая и техническая помощь: для достижения наилучших результатов по обеспечению соблюдения стандартов финансовой отчетности и прохождению обязательного аудита хозяйствующими субъектами; создания механизмов координации их деятельности в области регулирования и надзора за финансовой отчетностью в целях снижения издержек предпринимательства.

В целях выполнения поставленных задач предусмотрены следующие мероприятия:

1) разработка, обсуждение и согласование схемы перераспределения регулятивных функций между государственным уполномоченным органом и профессиональными организациями;

2) разработка, обсуждение и согласование механизмов координации деятельности регуляторов корпоративной финансовой отчетности;

3) разработка нормативных правовых актов;

4) проведение анализа регулятивного воздействия.

 

4.4. Модернизация образования бухгалтеров и аудиторов в Кыргызской Республике

 

Инициативы по интегрированию профессиональной сертификации на основе МСФО (сертификация САР/СIРА) в некоторые вузовские программы являются одним из слагаемых успехов в образовании бухгалтеров и аудиторов в Кыргызской Республике. В качестве стимулов для дальнейшей интеграции другим вузам должна быть предложена помощь в финансировании мероприятий по обновлению учебных программ, приобретению учебных материалов и пособий и обучению преподавателей.

В связи с этим предусмотрены следующие мероприятия:

1) организация и проведение встреч, «круглых столов» по вопросам интегрирования профессиональной сертификации на основе МСФО в учебные планы вузов;

2.) организация семинаров по формированию навыков и проведение практических занятий для преподавателей вузов, консультирование по использованию стандартизированных методов преподавания для освоения навыка, необходимого для применения МСФО и MCA;

3) обновление учебников и материалов курса в соответствии с обновленными учебными планами вузов.

 

4.5. Создание общественного реестра финансовой отчетности и организация мероприятий по информированию общественности

 

В целях обеспечения общественного доступа к финансовой информации, в частности инвесторов, кредиторов и вкладчиков, а также устранения дублирующих функций государственных надзорных органов, сокращения издержек предпринимательства, должен быть создан государственный (общественный) реестр финансовой отчетности компаний Кыргызской Республики (далее - реестр), в бумажном и электронном форматах. К реестру должен быть обеспечен публичный доступ.

Внедрение реестра предусматривает следующие мероприятия:

1) изучение и анализ опыта действующих реестров финансовой отчетности в других странах;

2) разработка согласованной спецификации для реестра, включая присоединение к учреждениям, таким, как Кыргызская фондовая биржа, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, налоговые органы и Национальный банк Кыргызской Республики;

3) разработка нормативных правовых актов и анализ регулятивного воздействия;

4) введение реестра, включая оснащение его адекватным программным обеспечением и аппаратными средствами;

5) проведение семинаров по развитию навыков использования процедур, методологий, инструментов, электронных таблиц для сбора, публикации и суммирования информации по финансовой отчетности.

В связи с принятием настоящей Стратегии должна быть проведена определенная работа с журналистами, работающими в сфере финансов и бизнеса; проведены практические занятия и семинары для руководителей и менеджеров компаний по вопросам преимущества качественной корпоративной финансовой отчетности на основе МСФО, в части снижения стоимости капитала, повышения инвестиционного доверия и укрепления экономики страны в целом.

В данном направлении должны быть осуществлены следующие мероприятия:

1) организация семинаров для журналистов, освещающих вопросы финансов и бизнеса, с целью обучения их основам и принципам МСФО, разъяснения особенностей и преимуществ МСФО;

2) проведение разъяснительной работы о преимуществах качественной финансовой отчетности на основе МСФО среди руководителей и менеджеров коммерческих организаций и членов торговых палат.

 

5. Финансовые ресурсы и источники

 

Финансирование реализации настоящей Стратегии планируется осуществить за счет средств, выделяемых международными организациями, в размере 300 млн. сомов.

 

6. Механизмы внедрения и мониторинга

 

Процесс управления, внедрения и мониторинга настоящей Стратегии будет осуществляться проектом при Госфиннадзоре с помощью иностранных консультантов.

В процессе внедрения настоящей Стратегии должен быть осуществлен непрерывный мониторинг использования финансовых средств и полученных результатов.

Мониторинг и оценка выполнения конкретных мер настоящей Стратегии станут эффективным инструментом отслеживания прогресса ее реализации, который позволит:

- принимать упредительные решения по внесению корректив в процесс продвижения приоритетов настоящей Стратегии;

- производить оценку их воздействия на общее развитие корпоративной финансовой отчетности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2014 года №191 Стратегия iconПостановление Правительства Кыргызской Республики от 9 октября 2012...
В соответствии с Лесным кодексом Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды» Правительство...

Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2014 года №191 Стратегия iconСреднесрочная программа развития Кыргызской Республики на 2012-2014 годы введение
Настоящая Программа отражает общее видение и концептуальный план действий Правительства Кыргызской Республики (далее – Правительство)...

Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2014 года №191 Стратегия iconСреднесрочная программа развития Кыргызской Республики на 2012-2014 годы введение
Настоящая Программа отражает общее видение и концептуальный план действий Правительства Кыргызской Республики (далее – Правительство)...

Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2014 года №191 Стратегия iconВопросы Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики
В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О структуре Правительства Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики...

Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2014 года №191 Стратегия iconДоклад к проекту постановления Правительства Удмуртской Республики...
Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2010 года №75 «Об утверждении республиканской...

Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2014 года №191 Стратегия iconЖогорку Кенеша Кыргызской Республики
По результатам экологической экспертизы проекта Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на...

Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2014 года №191 Стратегия icon«о стратегии охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики...
В целях охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики, дальнейшего развития сектора здравоохранения Кыргызской Республики...

Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2014 года №191 Стратегия iconПравительства Кыргызской Республики от 20 августа 2002 года №568 Государственный список
Кыргызской Республики, имеющих большое количество памятников истории и культуры, градостроительные ансамбли, а также содержащие древние...

Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2014 года №191 Стратегия iconПостановление Судебной коллегии по административным и экономическим...
Судебная коллегия по административным и экономическим делам Верховного суда Кыргызской Республики в составе">