Методическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты»




Скачать 78.61 Kb.
НазваниеМетодическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты»
Дата публикации04.11.2014
Размер78.61 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Биология > Урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5
Методическая разработка

конспекта урока биологии

в 9 классе

по теме «Нуклеиновые кислоты»

Петрова Ирина Александровна

учитель биологии

МОУ гимназии № 5


г. Волгодонск

2012 год
Тема урока: Нуклеиновые кислоты.
Задачи урока: познакомить учащихся с нуклеиновыми кислотами, продолжать развивать компетенции:

  • Общеучебные: анализ предложенных заданий, нахождение взаимосвязи между строением и функцией, формулирование выводов.

  • Предметные (биологические) компетенции: владение терминами и понятиями, умение сравнивать объекты6 ДНК и РНК.

  • Коммуникативные: умение работать в команде, выслушивать мнение других участников команды.

Тип урока: комбинированнный

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, модель ДНК, таблицы «Белки», «Нуклеиновые кислоты».

Этапы урока:

1.Организационный момент – 1 мин.

2.Проверка знаний – 15мин.

3.Изучение нового материала – 20 мин.

4.Закрепление знаний – 8 мин.

5.Домашнее задание – 1 мин.

Х О Д У Р О К А

1.Организационный момент.
2.Проверка знаний.

- Фронтальный опрос.

Объяснить термины: протеины, биополимеры, аминокислоты, макромолекула, аминогруппа, карбоксильная группа, радикал, пептидная связь, полипептид.

- Индивидуальный устный опрос «Структура белков».

- Просмотр презентации «Функции белков».
3.Изучение нового материала.

- Характеристика нуклеиновых кислот.

(Рассказ учителя с демонстрацией нуклеиновых кислот по таблице, моедели ДНК, с использованием учебного фильма «Кирилл и Мефодий»)

Нуклеиновые кислоты (от лат. нуклеус – ядро) – это биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды.

Впервые н.к. были обнаружены в ядрах, а затем в цитоплазме и органоидах.

2 вида: дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК).

Строение нуклеотида: азотистые основания, углевод, остаток фосфорной кислоты.

- Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот.

(Заполнение сравнительной таблицы)


Признаки

ДНК

РНК

Местонахождение в клетке

Ядро, митохондрии, хлоропласты

Ядро, рибосомы, цитоплазма, митохондрии, хлоропласты

Местонахождение в ядре

Хромосомы

Ядрышко

Строение макромолекулы

Две спирально закрученные цепи, соединенные водородными связями

Одинарная полинуклеотидная цепочка

Состав нуклеотида

1.Азотистые основания:

А – аденин, Т – тимин,

Г – гуанин, Ц – цитозин.

2.Углевод – дезоксирибоза

3.Остаток фосфорной к-ты

1.Азотистые основания:

А – аденин, У - урацил

Г – гуанин, Ц – цитозин.

2.Углевод – рибоза

3.Остаток фосфорной к-ты

Типы нуклеотидов

Адениловый, тимидиловый, гуаниловый, цитидиловый

Адениловый, тимидиловый, гуаниловый, цитидиловый

Функции

Является носителем генетической информации

Р-РНК – входят в состав рибосом и участвуют в формироавнии активного центра рибосомы.

Т-РНК – переносят аминокис-лоты к месту синтеза белка.

И-РНК – передают информа-цию о структуре белка из ядра к рибосомам.



- Принцип комплементарности.

(Рассказ учителя с элементами беседы)

Комплементарность (от лат. дополнение) – это строгое соответствие азотистых оснований при образовании двойной спирали ДНК.

А – Т Т - А Г – Ц Ц - Г

2 водородные связи 3 водородные связи

У всякого организма число нуклеотидов А = Т Т = А Г = Ц Ц = Г

Зная последовательность нуклеотидов в одной цепи, по принципу комплементарности можно установить порядок нуклеотидов другой цепи.
4.Закрепление знаний.

(Работа в микрогруппе)

Решить задачи:

В молекуле ДНК 27% составляют Ц- нуклеотиды. Определить процентное соотношение А, Т, Г-нуклеотидов.

Ответ: 27, 23, 23.

В молекуле ДНК содержится 680 Г-нуклеотидов, что составляет 16% от общего числа нуклеотидов ДНК. Сколько содержится А,Т,Ц нуклеотидов в отдельности в данной молекуле ДНК?

Ответ: 680, 1445, 1445.
5. Домашнее задание: § 1.6, повторить §§ 1.1 – 1.5.

Тема урока: АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Параграфы № 1.7, 1.8.

1.АТФ, строение и значение.

Аденозинтрифосфорная кислота, аденозинтрифосфат (АТФ) – это нуклеотид, состоящий из азотистого основания аденина, углевода рибозы и трёх остатков фосфорной кислоты.

АТФ – неустойчивая структура. При отделении 1 остатка фосфорной кислоты АТФ переходит в АДФ (аденозиндифосфат), если отделиться еще один остаток фосфорной кислоты – АДФ переходит в АМФ (аденозинмонофосфат). При отделении каждого остатка фосфорной кислоты выделяется 40 кДж энергии.

Макроэргическая связь – связь между остатками фосфорной кислоты, при разрыве которой выделяется в 4 раза больше энергии, чем при расщеплении других химических связей.

Функция АТФ: является источником энергии для всех реакций, протекающих в клетке.

2.Витамины, их роль для жизнедеятельности клетки.

Витамины – это биологически активные вещества, которые не используются организмом в качестве источника энергии или строительного материала, но необходимы в малых количествах для нормального функционирования организмов.

Большинство витаминов поступают в организм с пищей. Бактерии способны синтезировать практически все витамины. Человек синтезирует витамин В в толстом кишечнике, витамин Д в коже при участии УФ-лучей.

Водорастворимые витамины (В1, В2, В6, В12, С, РР)

Жирорастворимые витамины (А, Д, Е, К)

Функция витаминов: обеспечивают нормальное протекание обмена веществ и

других процессов жизнедеятельности (т.к. участвуют в синтезе ферментов).

3.Биологические катализаторы.

Катализаторы – это вещества, изменяющие скорость химической реакции, но не входящие в состав продуктов реакции.

Ферменты – это вещества белковой природы, ускоряющие протекание биохимических реакций организма.

Большинство ферментов включают только белки, но некоторые имеют кофермент.

Кофермент – это небелковое соединение в виде витаминов или ионов различных металлов, входящее в состав фермента.

Свойства ферментов:

- участвуют в процессах синтеза и распада;

- действуют в строго определенной последовательности;

- специфичны для каждого вещества;

- ускоряют только определенные реакции.

Рассмотреть рисунок: Схема образования комплекса «фермент – вещество».

Активный центр фермента – небольшой участок, на котором идет данная реакция.

Факторы, влияющие на функционирование ферментов:

- природа и концентрация фермента и вещества;

- температура (свыше 60о ферменты не функционируют)

- давление;

- реакции среды (кислая, нейтральная, щелочная).

Домашнее задание: параграфы № 1.7, 1.8, подготовить сообщение или презентацию о вирусах.

Тема урока: Вирусы – неклеточная форма жизни. Параграф № 1.9.
1.Актуализация знаний.

Живые организмы делятся на 3 группы:

- Прокариотические – в клетке нет ядра

- Эукариотические – клетки имеют ядра

- Вирусы – неклеточные организмы
2.Вирусы, их строение и процессы жизнедеятельности.

Вирусы – это организмы, не имеющие клеточного строения, являющиеся внутриклеточными паразитами.

Вирусы вне клеток не проявляют свойств живого организма.

Вирусы отличаются от неживой природы:

  • способностью к размножению;

  • обладают наследственностью и изменчивостью.

Строение вируса:

1.Нуклеиновая кислота (РНК или ДНК)

2.Белковая оболочка (капсид)
3.Цикл развития вируса.

1.Вирус проникает в клетку, изменяя обмен веществ.

2.Производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков

3.Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц

4.Гибель клетки и выход вируса из клетки-хозяина

(Рассмотреть схему в учебнике)
4.Вирусные заболевания, их профилактика и пути передачи.

Прослушивание сообщений учащихся.

Болезни человека: грипп, оспа, корь, полиомиелит, бешенство, паротит, СПИД.

Болезни растений: мозаичная болезнь листьев, скручивание листьев, карликовость.

Болезни животных: ящур, чума.

Домашнее задание: повторить главу 1.

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень».
Тестовая работа по теме «Молекулярный уровень».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» iconРазработка урока биологии в 10 классе на тему «Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз»
Амитоз». Этот урок является первым уроком по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Материал этого урока требует...

Методическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» iconНуклеиновые кислоты
Знать: Нуклеиновые кислоты. Днк химический состав, строение, удвоение днк, биологическая роль. Рнк, атф структура, синтез, биологиче­ские...

Методическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» iconРазработка урока химии в 8 классе на тему «Кислоты»
Цель урока: сформировать понятия «кислота», «кислородосодержащие и бескислородные кислоты», «основность кислоты», умение экспериментально...

Методическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» iconУрока: Нуклеиновые кислоты: днк, рнк. Учитель биологии мбоу сош №42 Черткова Л. П
Цель: обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; развить познавательный интерес, реализуя межпредметные...

Методическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» iconУрок: Решение задач по теме «Нуклеиновые кислоты»
Цель: формирование знаний о строении и функциях молекул днк, рнк, активизировать знания об особой роли дезоксирибонуклеиновой кислоты...

Методическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» iconМетодическая разработка интегрированного урока по биологии и географии...
Интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученные на уроках биологии и географии

Методическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» iconМетодическая разработка конспекта урока «Открытие детского кафе»
Цель урока: «В ходе игры расширить знания учащихся о профессиях общественного питания»

Методическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» iconУрок «Нуклеиновые кислоты и их жизнедеятельность в клетке»
Цель: обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; развить познавательный интерес, реализуя межпредметные...

Методическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» iconМетодическая разработка урока английского языка в 6 классе по теме «My best holiday»

Методическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» iconМетодическая разработка урока №28 по теме «Защита Отечества»
Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества» по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru