Рабочая программа по биологии для учащихся 9класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по Н.




Скачать 419.41 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии для учащихся 9класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по Н.
страница1/2
Дата публикации11.09.2014
Размер419.41 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23»

Находкинского городского округа



РАССМОТРЕНО

школьным методическим

объединением

протокол №___от______2013 г.


СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

________ Г.М. Прощенко

«____»__________2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________Л.Н. Беляева

приказ №______от «__»___2013 г.


Рабочая программа

курса «Биология»

для 9 класса
на 2013-2014 учебный год




Составитель: Ткаченко

Мария Павловна

учитель биологии


г. Находка

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для учащихся 9класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по Н.И. Сонина (2011г), реализующей федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.

Программа рассчитана на 70часов (2ч. в неделю), в том числе для проведения контрольных работ-3 часа, лабораторных работ-5 часов

Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

Учебник «Биология. Общие закономерности» С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин М. «Дрофа» 20012г

Биология. Общие закономерности. Рабочая тетрадь к учебнику. А.Ю. Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. М.: Дрофа 20012г
Тематическое планирование.


Название темы

Количество часов

Введение

1

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

18

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

Тема 1.5. Микроэволюция

2

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

3

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

8

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

10

Тема 2.1. Химическая организация клетки

2

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

Тема 2.3. Строение и функции клеток

5

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

Тема 3.1. Размножение организмов

2

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

20

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

10

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

6

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

5

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

3

Тема 5.2. Биосфера и человек

2

Заключение

3

ИТОГО

70 часов


В результате изучения предмета биологии ученик должен:

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

сущность биологических процессов и явлений: хранения и передачи генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация).

Уметь давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований; решать генетические задачи, составлять родословные; работать с учебной и с научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.

находить в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.

объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира,

использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (/ час) Место курса «Общая биология» в системе естест­веннонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозави­симости всех частей биосферы.

РАЗДЕЛ 1

Эволюция живого мира на Земле (21 час)

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Развитие биологии в додарвиновский период.Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Макроэволюция. Возникновение жизни на Земле. Развитие жизни на Земле. В ходе изучения раздела обучающиеся должны:

знать основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Критерии вида. Формы борьба за существование. Биологический прогресс и био­логический регресс. Пути достижения биологиче­ского прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, об­щая дегенерация Развитие животных и растений в различные пе­риоды существования Земли. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы.

уметь объяснять с материалистических пози­ций процесс возникновения жизни на Земле, основные свойства живых организмов.

РАЗДЕЛ 2

Структурная организация живых организмов (10 часов)

Химическая организация клетки. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Строение и функции клеток. Клеточной теории строения организмов.

В ходе изучения раздела обучающиеся должны:

Знать. Органические и неорганиче­ские вещества, клетки. Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Особенности раститель­ной и животной клетки. Роль хромосом. Кариотип. Деление клеток. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

Уметь. Объяснять рисунки и схемы, представ­ленные в учебнике. Рабо­тать с микроскопом и изготовлять простейшие пре­параты для микроскопического исследования..

РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

В ходе изучения раздела обучающиеся должны:

Знать. Многообразие форм и распро­страненность бесполого размножения. Биологиче­ское значение бесполого размножения. Половое размножение. Мейоз и его биологическое значение. Оплодо­творение.

Уметь. Объяснять процесс мейоза и другие эта­пы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

РАЗДЕЛ 4

Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)

Закономерности наследования признаков. Закономерности изменчивости. Селекция растений, животных и микроорганизмов.

В ходе изучения раздела обучающиеся должны:

знать понятия. Ген. Генотип. Доминантный и рецессивный признак. Фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаслед­ственная изменчивость. Мутационная и комбина­тивная изменчивость. Модификации; норма реак­ции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

Уметь объяснять механизмы передачи при­знаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у по­томков. Составлять простейшие родословные и ре­шать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохо­зяйственного производства и снижения себестоимос­ти продовольствия.

РАЗДЕЛ 5

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов)

Биосфера, ее структура и функции. Биосфера и человек.

В ходе изучения раздела обучающиеся должны:

Знать понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропоген­ные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, ре­дуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и вос­становление биоценозов.

Воздействие человека на биосферу.

Уметь выявлять признаки приспособленнос­ти видов к совместному существованию в экологиче­ских системах. Анализировать видовой состав био­ценозов. Выделять отдельные формы взаимоотноше­ний в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

Применять комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Контроль реализации программы


контрольная

работа

Тема

Дата проведения



№1

№2

№3


Эволюция живого мира на Земле.

Наследственность и изменчивость.

Комплексный тест контроля знаний.



12.11

3.04

22.05


Перечень лабораторных работ.

1. Приспособленность организмов к среде обитания.

2.Морфологические критерии вида.

3. Изучение строения растительной и животной клетки.

4. Изменчивость организма.

5. Составление цепей питания.
Средства контроля.

Тест по теме «Основы цитологии».

Вариант 1

А 1 Строение и функции клетки изучает

  1. генетика

  2. селекция

  3. анатомия

  4. цитология

А 2 Неклеточное строение имеет

    1. малярийный плазмодий

    2. туберкулезная палочка

    3. дезентерийная амеба

    4. вирус гриппа

A 3 Главный признак, по которому живое можно отличить от неживого. - это

      1. обмен веществ и превращение энергии

      2. разрушение под воздействием факторов окружающей .среды

      3. изменение окраски объекта

      4. изменение формы объекта

А 4 Главным источником энергии в клетке являются молекулы

        1. белков

        2. аминокислот

        3. углеводов

        4. нуклеиновых кислот

А 5 Вес химические превращения в организме катализируются

          1. ферментами

          2. витаминами

          3. антителами

          4. гормонами

А б В клетках происходят процессы обмена веществ, поэтому клетку считают единицей

            1. развития

            2. размножения

            3. жизнедеятельность

            4. строения

А 7 Органоид, в котором сложные и крупные молекулы белков расщепляются до мелких молекул мономеров, называют

              1. рибосома

              2. хлоропласт

              3. лизосома

4. комплекс Гольджи


А 8 Клетка, имеющая оболочку из клетчатки, хлоропласта вакуоли с клеточным соком, принадлежит организму

1) растения 2) гриба 3) бактерии 4) животного

А 9 Богатые энергией вещества, необходимые для жизнедеятельности клетки, образуются в

                1. митохондриях

                2. рибосомах

                3. лизосомах

                4. хромосомах

А 10 В метафазе митоза происходит

  1. расхождение хроматид

  2. образование центриолями веретена деления

  3. размещение хромосом в плоскости экватора клетки

  4. деспирализация хромосом и формирование ядерной оболочки

Часть В

В1 Какие из указанных процессов обеспечивают биосинтез белка?

А) соединение и-РНК с рибосомой

Б) считывание генетической информации с ДНК на и-РНК

В) окисление органических веществ с освобождением энергии

Г) возбуждение молекулы хлорофилла под действием энергии света

Д) образование пептидной связи между аминокислотами

Е) окисление органического вещества и образование АТФ

В2 Установите соответствие между органоидом клетки и особенностью его строения.

В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.

ОРГАНОИД КЛЕТКИ

1) рибосома

2) клеточный центр

3) эндоплазматическая сеть

4) микротрубочка

5) лизосома

6) комплекс Гольджи

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ

А) одномембранный

Б) немембранный

1

2

3

4

5

6



















Часть С

C1 Какова роль ДНК в биосинтезе белка
Тест по теме «Основы цитологии».

Вариант 2

Часть А

А1 Науку о многообразии растений, животных и их объединении в родственные группы называют

  1. экологией

  2. селекцией

  3. систематикой

  4. физиологией

А2 Клеточное строение - признак, характерный для

    1. возбудителя СПИДА

    2. вирусов гриппа

    3. бактериофагов

    4. прокариот

А3 Один из признаков отличия живого от неживого - это способность к

      1. увеличению размеров тела

      2. изменению химического состава

      3. раздражимости

      4. газообмену

А4 Из перечисленных веществ выберите мономер молекулы ДНК

        1. глюкоза

        2. нуклеотид

        3. аминокислота

        4. глицерин

А5 Белки клетки, которые выполняют функцию катализаторов, называют

          1. гормонами

          2. пигментами

          3. ферментами

          4. витаминами

А6 Организмы всех царств живой природы состоят из клеток, поэтому клетку считают единицей

            1. развития

            2. размножения

            3. жизнедеятельности

            4. строения

А7 Функцию транспорта веществ в клетке выполняет

              1. хлоропласт

              2. клеточный центр

              3. эндоплазматическая сеть

              4. кристы митохондрий

А8 В растительной клетке, в отличие от клетки животной, имеются

                1. ядро и цитоплазма

                2. клеточная стенка и пластиды

                3. митохондрии и рибосомы

                4. лизосомы и аппарат Гольджи

А9 Биосинтез белка происходит в -

                  1. центриолях

                  2. лизосомах

                  3. рибосомах

                  4. вакуолях

А10 Удвоение ДНК и образование двухроматидных хромосом происходит в

1. анафазе

2. профазе

3. телофазе

4. интерфазе

ЧастьВ1 Каковы особенности процессов биосинтеза белка в клетке?

А) синтез происходит на внутренней мембране митохондрий

Б) синтез происходит на рибосомах

В) в химических процессах используется энергия молекул АТФ

Г) происходит синтез молекул АТФ

Д) реакции носят матричный характер

Е) реакции сопровождаются выделением энергии

Запишите ответ в виде последовательности букв в алфавитном порядке (без пробелов и других символов) и перенесите его в бланк.

В2 Установите соответствие между структурой клетки и особенностью ее строения.

В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.

СТРУКТУРА КЛЕТКИ ОСОБЕННОСТЬ

СТРОЕНИЯ

1) митохондрия А) одномембранная

  1. комплекс Гольджи Б) двумембранная

  2. эндоплазматическая сеть

  3. лизосома

  4. хлоропласт

  5. ядро

Запишите ответ в виде последовательности букв в алфавитном порядке (без пробелов и других символов) и перенесите его в бланк.

1

2

3

4

5

6


















  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии для учащихся 9класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по Н. iconРабочая программа по биологии для учащихся 7 класса рабочая программа...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного среднего (полного) общего образования по биологии, авторской...

Рабочая программа по биологии для учащихся 9класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по Н. iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек...

Рабочая программа по биологии для учащихся 9класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по Н. iconРабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального...
В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Г. М. Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология....

Рабочая программа по биологии для учащихся 9класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по Н. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2008. Также использована Программа основного общего образования по биологии 6–9 классы...

Рабочая программа по биологии для учащихся 9класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по Н. iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего...

Рабочая программа по биологии для учащихся 9класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по Н. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов...

Рабочая программа по биологии для учащихся 9класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по Н. iconПояснительная записка 8 класс рабочая программа составлена с учетом...
М. Пакуловой. Она полностью отражает содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки...

Рабочая программа по биологии для учащихся 9класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по Н. iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
В. В. Пасечника, В. В. Латющина, В. М пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев....

Рабочая программа по биологии для учащихся 9класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по Н. iconРабочая программа учебного курса
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего...

Рабочая программа по биологии для учащихся 9класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по Н. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для учащихся...
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru