Рабочая программа Учебной дисциплины Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование»




Скачать 261.68 Kb.
НазваниеРабочая программа Учебной дисциплины Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование»
страница1/2
Дата публикации27.08.2014
Размер261.68 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии животных и растений


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины

Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании
Направление подготовки

050100 Педагогическое образование
Профиль

«Биологическое образование»
Квалификация (степень) выпускника – магистр

Нормативный срок освоения программы – 2 года



Форма обучения - очная




Москва 2013

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки Направление подготовки 050100 Педагогическое образование, Профиль «Биологическое образование»
Разработчик:

ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, Зав. Кафедрой, проф. Резанов А.Г.

Рецензенты:

ИЕН ГБОУ ВПО МПГУ, доц. А.И. Зайцев

ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, доцент Н.Ю. Захарова

Программа одобрена на заседании кафедры биологии животных и растений

Протокол № ______ от «_____» 2013 г.

Зав. кафедрой: профессор А.Г. Резанов

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра биологии животных и растений, 2013

1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель: главной целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании» является формирование у магистрантов научных знаний и представлений об основных проблемах современной филогении и умения использовать полученные знания в преподавании курса современной эволюционной теории. Полученные знания должны способствовать формированию научного мировоззрения.

Задачи дисциплины:

- показать разнообразие современных подходов к решению современных проблем макроэволюции,

- ознакомить магистрантов с основными проблемами современной филогении,

- сформировать представление о гипотезах, объясняющих причины смены фаун и флор в истории Земли,

- познакомить с основными космическими (экзогенными) и теллурическими гипотезами,

- сформировать представления об основных причинах вымирания различных таксонов животных.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании» входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин ООП магистратуры.

Освоение дисциплины базируется на знаниях студентов по зоологии беспозвоночных и зоологии позвоночных, биогеографии, теории эволюции, экологии, полученных во время обучения в бакалавриате.

Дисциплина «Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании» является базисом проведения научных исследований в различных областях биологической науки. В процессе ее прохождения формируется научное мировоззрение магистрантов.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владение знаниями о закономерностях развития и единства органического мира (СК-1);

  • владение знаниями по основным направлениям современной фундаментальной и прикладной биологии (СК-2)

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные этапы развития органического мира на Земле;

  • современные взгляды на проблему видообразования и вымирания;

  • современные космические и теллурические гипотезы, объясняющие причины смены флор и фаун;

  • основные направления эволюционного процесса;

Уметь:

  • оценивать тот или иной таксон с т.з. биологического прогресса;

  • находить различия между процессами конвергенции и параллелизма;

  • составлять принципиальные схемы по адаптивной радиации надвидовых таксонов;

  • представить результаты своей исследовательской деятельности на конференции или в публикации;

  • приобретать самостоятельно недостающие знания и умения с помощью изучения современных монографий и научных статей;

- применять теоретические знания при построении филогенетических схем

различных групп живых организмов,

- использовать полученные знания в педагогической практике и научной работе.

Владеть:

  • навыками составления схем адаптивной радиации;

  • навыками оценки гипотез и теорий, объясняющих причины смен флор и фаун на планете.

- современным научным языком и терминологией в области филогении
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего 3 часов/

108 зачетных единиц

Семестры

1










Аудиторные занятия (всего)

36

36










В том числе:
















Лекции

10

10










Практические занятия (ПЗ)

26

26










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

72

72










В том числе:
















Указываются виды самостоятельной работы
















Подготовка к коллоквиуму

6

6










Подготовка реферата

6

6










Подготовка мультимедийной презентации

6

6










Изучение космических и теллурических гипотез

9

9










Освоение тем, выносимых на самостоятельное изучение

9

9










Вид промежуточной аттестации – зачёт

36

36










Общая трудоемкость часы 3/ 108 зачетные единицы

108 / 3

108










(Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1

Модуль 1. История взглядов на эволюцию органического мира на Земле

2

2







10

14

2

Модуль 2. Космические и теллурические гипотезы

2

8







16

26

3

Модуль 3. Критика гипотез сопряжённой эволюции

2

6







15

23

4

Модуль 4. Причины вымирания животных

2

4







15

21

5

Модуль 5. Вымирание отдельных таксонов и его причины

2

6







16

24







10

26







72

108


5.2. Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Модуль 1.

История взглядов на эволюцию органического мира.

Взгляды Ламарка, Бюффона, Кювье, Дарвина, Бэра на эволюцию органического мира на Земле, на причины, вызывающие смены фаун и флор в масштабах планеты. Современные теории эволюции: взгляды Шмальгаузена, Берга, Симпсона. Представление о сальтациях в эволюционном развитии, о квантовой эволюции.

2

Модуль 2.

Космические и теллурические гипотезы


Гипотезы сопряжённой эволюции: Амалицкий, Штилле, Грабау, Кузнецов, Соболев, Сушкин, Яковлев, Личков. Представления о сопряжённости фаунистических и флористических комплексов с глобальными геологическими процессами, происходящими в определённые периоды и охватывающими значительные территории и акватории планеты. В частности, Личков разделял историю Земли на ряд циклов (n = 6), с к-рыми совпадало существование соответствующих флор и фаун («волн жизни»). Каждый цикл Личков делил на 3 фазы: 1) ледниковую, 2) умеренную и 3) ксерофитную. Космические гипотезы: Шиндевольф, Красовский и Шкловский, Салоп, Альварес и мн. др. Теллурические гипотезы Ньюэлла, Красилова.


3


Модуль 3.

Критика гипотез сопряжённой эволюции

Катастрофы не могли быть непосредственной детерминирующей причиной крупномасштабных эволюционных преобразований. Отрыв геологии от биологии.

Westol (1954). Совпадение мощных тектонических процессов с массовыми вымираниями сильно преувеличено. Вымирание было обусловлено тем, что изменившаяся климатическая обстановка оказалась более благоприятной для новых форм, которые и вытеснили старые формы, не приспособившиеся к изменённой окружающей среде. Сами изменения не охватывали целиком Земной шар. Simpson G. (1948). Появление новых групп на рубеже эпох действительно имело место, но это совпадение не столь полно. Например, птицы и млекопитающие появились в триасе, т.е. после «переломного» геологического. Также отмечает хронологические расхождения в эволюции растений и животных. Геологическая шкала по флорам (палеофит, мезофит, кайнофит), не соответствует принятой шкале по животным (палеозой, мезозой, кайнозой). Смены геологических эпох чаще совпадают с вымираниями старых групп и в меньшей степени с моментами возникновения новых таксонов. Все совпадения он считает чисто статистическими. Хронологические совпадения ещё не означают каузальной связи геологических процессов с биологическими явлениями.

4

Модуль 4.

Причины вымирания животных

В. Грант (1991) выделяет 5 уровней вымирания:

1) вымирание вида на большей части его ареала;

2) вымирание вида на всём пространстве ареала;

3) вымирание филетических групп низкого таксономического ранга (родов, семейств);

4) вымирание групп высокого таксономического ранга (отряды, классы); (таксономический ранг групп часто меняют систематики – так, американские грифы из п/отр. Соколообразных, стали самостоятельным отрядом)

5) массовое вымирание, охватывающее много различных групп животных и растений данной эпохи.

Некоторые надвидовые таксоны, вымирая, не оставляют потомков: птерозавры, ихтиозавры, динозавры, плезиозавры, энанциорнисы и пр. Другие – оставляют: котилозавры (дали начало всем рептилиям), Therapsida (вымерли в юре и дали начало млекопитающим).

Существует 2 основных гипотезы причин вымирания третичных млекопитающих:

  1. Гипотеза перепромысла (Martin 1973).

Массовое уничтожение млекопитающих в позднем плейстоцене первобытным человеком. Когда 11500 лет назад первые индейцы пришли в Сев. Америку из Сибири, они нашли здесь массу охотничьих животных. Популяция людей стала быстро расти (10-11 тыс. лет назад) – расселялась по всему Американскому континенту. В результате интенсивной охоты большая часть животных вымерла.

Однако, сомнительно, что индейцы при примитивном охотничьем снаряжении могли вызвать грандиозные вымирания. Бизоны не были истреблены индейцами.

  1. Гипотеза неблагоприятных климатических условий (Axelrod 1967).

Млекопитающие были адаптированы к ровному тёплому климату третичного периода. Климат плейстоцена отличался резкими колебаниями – иногда наступали периоды жестоких холодов. Либо непосредственное физиологическое воздействие низкой температуры (особенно на детёнышей), либо косвенное через изменения в распределении растительности.

Существует определённая зависимость между размерами животных и их вымиранием в плейстоцене. Среди мелких млекопитающих гибель была относительно невелика (в холода они могли укрываться в различных убежищах). Также, при коротких репродуктивных циклах легче адаптироваться к климату с резкими сезонными колебаниями. Их детёныши успевали достигнуть зрелости в благоприятное время года.


5

Модуль 5.

Вымирание отдельных таксонов и его причины

Вымирание динозавров, птерозавров, ихтиозавров, плезиозавров, энанциорнисов, отдельных групп млекопитающих (саблезубых кошек, мастодонтов и пр.) объясняют самыми различными причинами. Основные причины: глобальные климатические изменения, крайняя специализация в пределах узкой адаптивной зоны (гиперморфозы у саблезубых кошек, у мастодонтов, у большерогого оленя, общий гигантизм целого ряда зауропод и пр.). Для ряда групп (например, энанциорнисы) приемлемых объяснений причин вымирания не существует. Вымирание динозавров объясняют 3 группами причин: 1) изменение климата; 2) биотические факторы; 3) всемирная катастрофа (больше всего сторонниуов у астероидной гипотезы Альвареса).

5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов/

зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Модуль 1. История взглядов на эволюцию органического мира на Земле

14




СК-1

СК-2













2

Модуль 2. Космические и теллурические гипотезы

26




СК-1

СК-2













2

Модуль 3. Критика гипотез сопряжённой эволюции

23




СК-1

СК-2













2

Модуль 4. Причины вымирания животных

21




СК-1

СК-2













2

Модуль 5. Вымирание отдельных таксонов и его причины

24




СК-1

СК-2













2

Примечание: В данном пункте программы (или в приложении, поддерживающем данный пункт программы) рекомендуется разместить матрицу соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций.

Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов.
6. Образовательные технологии


Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)

Тема занятия

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме

Лекционные занятия

Лекционное

История взглядов на эволюцию органического мира на Земле

Вводная, информационная

2

Лекционное

Космические и теллурические гипотезы

Проблемная, межпредметная лекция-визуализация

2/2

Лекционное

Критика гипотез сопряжённой эволюции

Проблемная, лекция-визуализация

2/2

Лекционное

Причины вымирания животных

Программная, лекция-визуализация

2/2

Лекционное

Вымирание отдельных таксонов и его причины

Программная, межпредметная, лекция-визуализация

2/2

Практические занятия

Практическое

История взглядов на эволюцию органического мира на Земле

Доклады, компьютерные презентации, дискуссия

4/2

Практическое

Космические и теллурические гипотезы

Доклады, компьютерные презентации, дискуссия

4/2

Практическое

Критика гипотез сопряжённой эволюции

«Мозговой штурм»,

работа в малых группах

6/4

Практическое

Причины вымирания животных

Доклады, компьютерные презентации, дискуссия

6/4

Практическое

Вымирание отдельных таксонов и его причины

Доклады, компьютерные презентации, дискуссия

6/4

(Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Примечание: Согласно закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», преподаватели вуза имеют право «выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса» (ст. 20).

Рейтинговая оценка знаний обучающихся

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт естественных наук

Кафедра биологии животных и растений


Наименование

дисциплины / курса

Уровень образования


Статус дисциплины в рабочем учебном плане

Количество зачетных единиц

Форма отчетности

Курс, семестр

Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании

магистратура

Цикл профессиональных дисциплин

3

Зачёт

1 курс, 1 семестр




Смежные дисциплины по учебному плану (магистратура):


Современные проблемы науки и образования, Основные принципы функционирования биологических систем, Современные проблемы зоологической науки и образование


БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

(проверка знаний и умений по дисциплине: Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании)



Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Лекции:

Посещение лекций

Отметка в журнале

Аудиторная

5

10

Практические занятия

Посещение практических занятий

Отметка в журнале

Аудиторная

13

26

Контрольные работы:

История взглядов на смены фаун

Контрольная работа

Аудиторная

2

7

Гипотезы сопряжённой эволюции

Контрольная работа

Аудиторная

2

7

Вымирание отдельных таксонов животных

Контрольная работа

Аудиторная

4

9

Причины массовых вымираний животных

Контрольная работа

Аудиторная

2

8

Типы видообразования. Понятие адаптивной зоны

Контрольная работа

Аудиторная

3

8

Зачёт

Зачёт

Аудиторная




15

Итого:

31

100



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Презентации по темам лекционного курса

Презентация

Аудиторная

1

5

Комплексный тест по тематике курса

Тестирование

Аудиторная

1

5

Итого:

2

10
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебной дисциплины Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconРабочая программа Учебной дисциплины Современные проблемы зоологической...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...

Рабочая программа Учебной дисциплины Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconРабочая программа Учебной дисциплины Прикладная экономика Направление...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация...

Рабочая программа Учебной дисциплины Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины архитектура компьютера...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...

Рабочая программа Учебной дисциплины Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине в. 7 «Методы педагогических...
Профиль подготовки (магистерская программа) «Профессиональное образование» «Менеджмент в образовании»

Рабочая программа Учебной дисциплины Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине М1В4 «Методика отбора...
Профиль подготовки (магистерская программа) «Профессиональное образование», «Менеджмент в образовании»

Рабочая программа Учебной дисциплины Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» icon«Актуальные проблемы высшего образования» Направление: 050100. 68...
Дисциплин; «Актуальные проблемы высшего образования» изучается студентами в 4 семестре в цикле мл. В. Дв. 2, 2 зачетные единицы

Рабочая программа Учебной дисциплины Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconРабочая программа педагогической практики направление подготовки «Педагогическое образование»
Рекомендуется для направления подготовки «Педагогическое образование», профиль подготовки: «Начальное образование»

Рабочая программа Учебной дисциплины Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconРабочая программа Наименование дисциплины: «Современная история»....
...

Рабочая программа Учебной дисциплины Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconРабочая программа дисциплины Курс по выбору. Проблемы современной...
Особое внимание в курсе «Проблемы современного антропогенеза» уделяется развитию межпредметных связей, отражающих сущность научно-философских...

Рабочая программа Учебной дисциплины Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconУсловия накопления баллов и критерии оценивания обязательные
Специальность (направление подготовки) 050100. 68 Педагогическое образование, профиль: Высшее образование


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru