Рабочая программа учебного курса




НазваниеРабочая программа учебного курса
страница1/5
Дата публикации25.08.2014
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа №4" города Пикалево имени А. П. Румянцева
"СОГЛАСОВАНО" " СОГЛАСОВАНО" " УТВЕРЖДАЮ"

руководитель

кафедры учителей Зам. директора школы Директор школы:

естественного цикла по УВР ________________

_____________________ _______________________ М.И. Базарова

Ю.Б. Васильева Н.Н. Демина Пр.№

от "____" _________ 2013г. от "___" _______2013 от "____"________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА.

БИОЛОГИЯ.

5 класс.

Составитель:

учитель биологии

высшей квалификационной категории

Васильева Ю.Б.

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии 5–9 классов авторов В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк.
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, элементарных представлений о наследственности и изменчивости,об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

  • овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

  • создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Содержание предмета нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

В соответствии с учебным планом урочной деятельности и годовым календарным учебным графиком Учреждения на 2013-2014 учебный год на изучение предмета в 5 классе отведено 34 учебных недели 1 час в неделю (34 часа).
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- определять основные органы растений (части клетки);
- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности




Содержание учебной программы
1.Биология – наука о живой природе. (7 часов)

Биологические науки. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Способы организации собственной учебной деятельности.

Методы – составная часть науки. Практические и теоретические методы. Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии.

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. Вода и ее значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоемов. Хозяйственное использование и охрана водоемов. Воздух и его значение для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения. Почва, виды почв. Почва как среда обитания для живых организмов. Охрана почвы. Живой организм как среда обитания.
2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)
Увеличительные приборы. Лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке.

Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений.

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли. Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты.

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цитоплазмы. Деление клеток — основа размножения, роста и развития организмов. Рассматривание препаратов растительных и животных клеток. Единый план строения клеток.

3.Многообразие организмов (17 часов)
Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение. Роль бактерий в круговороте веществ в природе и в жизни человека.

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Плесневые грибы и дрожжи.

Характеристика царства Растения. Одноклеточные и многоклеточные растения. Низшие и высшие растения. Места обитания растений. Водоросли одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей. Лишайники - симбиотические организмы. Многообразие и распространение лишайников. Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности, многообразие, распространение. Семенные растения. Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения. Многообразие покрытосеменных растений, их роль в природе и жизни человека.

Царство Животные. Разнообразие животных. Животный мир. Охрана животных. Красная книга. Заповедники. Одноклеточные животные. Особенности строения одноклеточных животных, их многообразие. Корненожки. Амёбоидное движение. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека. Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночночные животные особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных. Губки. Кишечнополостные.

Иглокожие. Черви. Моллюски. Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые. Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Холоднокровные позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Теплокровные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы. Млекопитающие. Многообразие живых организмов и их среды обитания. Охрана природы.

Поурочно-тематическое планирование 5 а класс



урока

Тема

урока

Кол-во часов

Дата

Основное содержание учебного материала

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Универсальные учебные

действия

Практикум

НРК

Виды контроля

Возможные направления творческой, исследовательской,

проектной деятельности

Введение. Биология как наука (7 ч)

1

Биология – наука о живой природе.



1

03.0913

Биологические науки. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Способы организации собственной учебной деятельности.

Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Овладевать новыми приемами работы с учебником. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении значения биологических знаний.

Учащиеся осваивают основные приемы работы с учебником




§1

Сообщение «Использование биологических знаний в жизни человека»

Моя лаборатория. Составление плана параграфа

2

Методы изучения биологии.



2

10.09

13
17.09

13

Методы – составная часть науки. Практические и теоретические методы .

Определять методы биологических исследований. Объяснять значение практических и теоретических методов в научном познании.








§1, задание №8





3

Как работают в лаборатории.


1


24.09

13

Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии.

Овладевать основными приемами работы с лабораторным оборудованием и посудой. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

Учащиеся осваивают основные приемы работы с лабораторным оборудованием и посудой.




§2,3; задание №2 с.11




4

Разнообразие живой природы.


1

01.10

13

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого.

Выделять основные отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов.

Учащиеся учатся преобразовывать (структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение.




§4





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5



Среды обитания организмов.


1


08.10

13

Вода и ее значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоемов. Хозяйственное использование и охрана водоемов. Воздух и его значение для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения. Почва, виды почв. Почва как среда обитания для живых организмов. Охрана почвы. Живой организм как среда обитания.

Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Объяснять роль живых организмов в среде обитания. Соблюдать правила поведения в окружающей среде.

Учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, осваивают разные формы чтения (поисковое).




§5


Моя лаборатория. Правильная работа с текстом учебника

6

«Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».


1

15.10

13

Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных

Различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе. Оформлять результаты своих наблюдений.

Учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Ассортимент растений

Отчет




7

Повторительно-обобщающий урок.



1

22.10

13




Систематизировать и обобщить знания по теме.







Тематический

Тестовый контроль №1




Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 ч)

8

Устройство увеличительных приборов.



1

29.10

13

Увеличительные приборы. Лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом. Лабораторные работы «Рассматривание клеточного строения растений с помощью
лупы» и «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним».

Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторных работ.


Учащиеся учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.

Лабораторная работа «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» Лабораторная работа «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним».



§6


Сообщение. Увеличительные приборы в современном мире

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9

Химический состав клетки. Неорганические вещества.



1

12.11

13

Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества,
их роль в клетке.



Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.


Учащиеся учатся устанавливать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава.

Лабораторная работа «Химический состав клетки. Неорганические вещества».

§7, вопросы 1-3





10

Химический состав клетки. Органические вещества.



1

19.11

13

Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений..


Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Научиться работать с лабораторным оборудованием.

Учащиеся учатся доказывать единство живой природы на основании установления сходства химического состава клеток.

Лабораторная работа «Химический состав клетки. Органические вещества».

§7





11

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли).


1

28.11

13

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли.

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы .

Учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять ее результаты

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».

§8





12

Особенности строения клеток. Пластиды.




1

03.12

13

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. Лабораторные работы «Приготовление и рассматривание препарата пластид в клетках (листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника)»


Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их.

Учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять ее результаты, выделять существенные признаки строения клетки.

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата пластид в клетках (листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника)».


§8




13

Процессы жизнедеятельности в клетке



1

10.12

13

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение

Цитоплазмы.

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Наблюдать движение цитоплазмы.

Учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты.




§9




  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса iconРабочая программа «География. Начальный курс» 6 класс. Составитель:...
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» составлена на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса «Литература»
Рабочая программа учебного курса «Литература» для 11 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе следующих нормативных...

Рабочая программа учебного курса iconРабочая программа учебного курса «Природоведение»
Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю)

Рабочая программа учебного курса iconРабочая программа учебного курса «В мире книг»
Рабочая программа учебного курса составлена на основе авторской программы Л. А. Ефросининой «В мире книг», опубликованной в «Сборник...

Рабочая программа учебного курса iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса истории для...
Рабочая программа учебного курса истории для 7 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе

Рабочая программа учебного курса iconРабочая программа учебного курса «Геометрия» в 11 классе (базовый...
Рабочая программа учебного курса геометрии для 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа учебного курса iconРабочая учебная программа по географии курса «География материков и океанов»
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по обществознанию...
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета обществознание; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного курса iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного курса iconРабочая программа по предмету «История»
Стика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «История»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru