Рабочая программа по биологии для 5 класса, 1,5 ч/нед. Всего 51час. Разработал учитель биологии Яковлева Елена Дмитриевна




НазваниеРабочая программа по биологии для 5 класса, 1,5 ч/нед. Всего 51час. Разработал учитель биологии Яковлева Елена Дмитриевна
страница1/5
Дата публикации25.08.2014
Размер0.73 Mb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Рабочая программа по биологии для 5 класса, 1,5 ч/нед. Всего 51час.

Разработал учитель биологии Яковлева Елена Дмитриевна

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897,зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011года, регистрационный номер 19644; Закона об образовании №3266-1 от10.07. 1992;Примерных программ основного общего образования по биологии для 5-9 классов на основе рабочих программ предметной линии учебников В.В. Пасечника 5-9 классов ,Москва ;издательство –Дрофа-2012г Вертикаль. .Данная программа предназначена для организации процесса обучения биологии в образовательных учреждениях основного общего образования на основе линии УМК «Биология»(5класс). Бактерии, грибы, растения. автора В.В.Пасечника. В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основной школе. При разработке данной программы предполагается преемственность обучения биологии в начальной школе . Данная Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и примерных программ по биологии и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса ,указывается последовательность изучения разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и т.д. Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета биология; предусматривает выделение этапов обучения ,структурирования учебного материала ,определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов .В Рабочей программе детально раскрыто содержание изучаемого материала ,пути формирования системы знаний ,умений и способов деятельности, развития учащихся. Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 5 «А» класса и диагностики тестирования по методике Э.Замбицявичене с целью определения уровня умственного развития. Тест состоял из 3-х субтекстов, подобранных с учетом программного материала начальных классов. Высокий уровень умственного развития имеют-73%, средний уровень-25%, низкий уровень-2% .Вывод: большинство учащихся в данном классе имеют высокий уровень мотивации в обучении и освоении программного материала. В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют им должное внимание . На уроках дети активны ,хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный ,с хорошим потенциалом .Учащиеся умеют работать совместно .Класс проявляют высокую заинтересованность в успехе ,стойко преодолевают трудности ,ученики дорожат честью класса . При решении коллективных задач быстро ориентируются ,находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга отношения между ними доброжелательные. Это следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классах. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классах преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Основная масса обучающихся – это дети с высоким уровнем способностей и мотивацией учения , которые в состоянии полностью освоить программу по предмету . В классах есть учащиеся которые предполагают возможность изучать биологию на продвинутом уровне . С учетом этого в содержание уроков включен материал повышенного уровня сложности , предлагаются дифференцированные задания ,как на этапе отработки учебного материала ,так и на этапе контроля . В организации работы с ними учтен и тот факт ,что они не отличаются уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу ,нежели чем в выполнении заданий творческого характера .В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения индивидных особенностей : памяти, внимания ,воображения ,мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, ,темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. Между обучающимися достаточно ровные в целом бесконфликтные отношения но есть в классах дети которые отличаются крайне медленным темпом деятельности ,не всегда во время вовлекаются в коллективную деятельность ,а так же через парную и групповую работу, стесняются давать ответы в устной форме ,грамотной речью не отличаются. В работе с этими учащимися будет применяться индивидуальный подход как при подборе учебного содержания, адаптируя их к интеллектуальным особенностям, так и при выборе форм и методов их освоения , которые должны соответствовать их индивидуальных особенностей : дефицит внимания ,медленная переключаемость внимания , недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память .

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Содержательной основной школьного курса биологии является биологическая наука которая обеспечивает

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;

  • овладением научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы ,конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде ,осознания значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведение точных измерений и адекватной оценки полученных результатов ,представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач .

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях объектов живой природы ,их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и ,познавательных интересов в процессе в процессе изучения биологии . Особое внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы,постановке проблем,требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ВКЛЮЧАЕТ:

формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных универсальных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент , делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи , давать определения понятий , структурировать материал. и.др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность ,где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группах ,представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира , показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведен с учетом культурособразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Примерная программа по биологии.

Предлагаемая примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

  • многообразие и эволюция органического мира,

  • биологическая природа и социальная сущность человека

  • уровневая организация живой природы. Содержание курса в примерной программе структурировано в три части. Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов их разнообразии , растениях ,животных ,грибах ,бактериях и лишайниках. Основу содержания раздела составляет эколого-эволюционный и фукциональный подход , в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в процессе эволюции ,приспособленности к среде обитания ,роли в экосистемах.

В процессе обучения БИОЛОГИИ в 5-х классах (учебник БИОЛОГИЯ БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ. В. В. Пасечник Москва-Дрофа -2012 –Вертикаль, Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.)

реализуются цели нескольких уровней :

глобальном, метапредметном , личностном,предметном на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ . Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями , в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Наиболее продуктивным с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования

как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимы. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений ,обеспечивающих включение учащихся в ту или иную группу или общность –носителя ее норм ,ценностей, ориентаций ,осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей ,накопленных обществом в сфере биологической науки,

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей : признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях ,здоровья своего и других людей, экологическое сознание ,воспитание любви к природе,

  • развитие познавательных мотивов ,направленных на получение нового знания о живой природе , познавательных качеств личности ,связанных с усвоением основ научных знаний , овладением методами исследования природы ,формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями : учебно – познавательными ,информационными ,ценностно-смысловыми, коммуникативными,

  • формирование у учащихся познавательной культуры ,осваиваемой в процессе познавательной деятельности , и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Обучающие, развивающие и воспитательные цели обучения биологии в данном УМК реализуются в процессе формирования , совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.

  • ОБУЧАЮЩИЕ ЦЕЛИ: усвоение учащимися знаний о живой природе о живых системах и присущих им свойствах , о строении , жизнедеятельности и средообразующей роли организмов ; формировании у учащихся представлений об истории развития биологической науки , о значении биологических знаний в жизни людей ; развитие знаний об основных методах биологической науки ; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы ,обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека ; развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием , проводить простые опыты ,и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных.

  • РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: предполагают развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся ; привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям ,связанных с биологией .

  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ : воспитание позитивного ценностного отношения к природе ,ответственного отношения к собственному здоровью, формирование ценностного отношения к жизни как феномену ; развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле. Достижение школьниками основной цели обучения биологии способствует их развитию как личностей .Курс биологии в наибольшей мере ,по сравнению с другими школьными курсами , направлен на формирования нравственных ценностей –ценности жизни во всех ее проявлениях ,включая понимание самооценки ,уникальности и неповторимости всех живых объектов ,в том числе и человека . ТАКИМ ОБРАЗОМ ,главные цели курса соответствуют тому ,что зафиксировано в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по биологии , а сам курс полностью соответствует новому Федеральному базисному учебному плану и примерным программам по биологии для основного общего образования .

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии в 5-х классах на этапе основного общего образования в объеме -35 часов.

В учебном плане лицея отводиться –51-час. в неделю 1,5 часа.

В отличие от авторской программы и базисного учебного плана, за счет школьного компонента добавлено 0,5 часа для знакомства и изучения биологии в 5-х классах.

Поэтому, не нарушая структуры программы ее целостности в связи с увеличением количеством часов в программу, в частности, в некоторые разделы внесены изменения, которые направлены для приобретения практических навыков, повышения уровня знаний, а также экскурсий и уроков требующих длительного выполнения –проектная деятельность. Коррективы и изменения в рабочей программе авторы учитывали: Федеральный базисный план для образовательных учреждений ; и темы уроков программы курса экологическое краеведение из концепции предмета регионального компонента Л.В.ДОРОГАНЬ-ВОРОНЕЖ-2012-2015гг, Проект концепции социального образования Воронежской области. В разделы программы по возможности включен краеведческий материал. Разделы тем с коррективами и изменениями.

  • Раздел -1 КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ.-1 час – Лабораторная работа »Ткани».

  • Раздел-2 ЦАРСТВО БАКТЕРИИ.- 1 час – Бактерии –возбудители заболеваний растений , животных ,человека.

  • Отдельно урок - Вирусы -1 час.

  • Раздел -3 Царство Грибы - 1час - Лабораторная работа «Шляпочные грибы»

  • Раздел-4 Царство Растения – тема Водоросли -1 час «Экология водорослей - урок №11 Краеведение Л.В.Дорогань , страница -26». 1- час Лабораторная работа «Строение одноклеточной водоросли хламидомонады».

  • Лишайники -1 час – Роль лишайников в природе. Лишайники – биоиндикаторы – чистоты воздуха -Краеведение –Л.В. Дорогань , Урок №-6 страница -26.

  • Мхи -1 час Мхи высшие споровые растения с Лабораторной работой «Строение мха кукушкин лен». Многообразие и значение мхов -1час Урок №10 –Краеведение страница- 26.

  • Папоротники хвощи и плауны -1-час Особенности строения хвощей папоротников и плаунов . 1- час Многообразие папоротников , хвощей и плаунов ,охрана и экология папоротникообразных с Лабораторной работой «Внешние строение папоротника щитовника».

  • Голосеменные-1час Многообразие голосеменных Воронежской области .

  • Покрытосеменные -1час – Многообразие покрытосеменных растений Воронежской области Урок№17-Краеведение Л.В.Дорогань.

  • Экскурсия – 1 час «Памятники природы Новоусманского района». Памятка по материалам сайта Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области. Стратегия социально – экономического развития Новоусманского района до 2020 года.

  • Обобщающий урок по теме «Покрытосеменные»-1 час.

  • Развитие растительного мира на Земле -1час.

  • Эколого –краеведческий практикум - 2часа. Краеведение Л.Д. Дорогань Урок№-31-33.

Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным его усложнением уровня его изложения с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5- 9 классы. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках и учебно- методических пособиях созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника. Учебное содержание курса включает следующие разделы:

  • 1 «Бактерии .Грибы .Растения».-35часов (5класс).

  • 2 «Многообразие покрытосеменных растений»-6класс(35часов).

  • 3 «Животные» -70 часов(7класс).

  • 4 «Человек»-70 часов(8класс).

  • 5 «Введение в общую биологию».-70часов(9класс). В 5 классе учащиеся узнают ,чем живая природа отличается от неживой ,получают общие представления о структуре биологической науки ,ее истории и методах исследования ,царствах живых организмов , средах обитания организмов , нравственных нормах и принципах отношения к природе . Учащиеся получают сведения о клетке , тканях и органах живых организмов ,углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии распространении и значении бактерий и грибов и растений , о значении этих организмов в природе и жизни человека .

  • Контрольных работ___5__

  • Экскурсии ___3___

  • Лабораторных работ__11__

  • Практическихработ___3____

  • Проектов и исследований ___2___

  • Резервное время (3часа), предусмотренное в Примерной программе , предполагает использовать для реализации авторского подхода в изучении биологии, разнообразия форм организации учебного процесса , внедрения современных методов обучения и педагогических технологий (коммуникативный подход , использование ИКТ) и т.п.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению биологией .В свою очередь изучение биологии способствует развитию коммуникативных способностей школьников ,что положительно сказывается на развитии познавательных способностей ,формирование общеучебных умений учащихся в изучении природы . Деятельностный характер предмета « Биология» соответствует природе школьника 11лет.вопринимающего мир целостно и эмоционально и активно. Это позволяет включать различные виды деятельности свойственные ребенку данного возраста (работа в малых группах , проектная, исследовательская , выполнение практических и лабораторных работ.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи .

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативной компетенции основу которых составляет процесс общения и грамотная речь. Это способствует правильному использованию биологической терминологии и символики ,развитию потребности вести диалог ,выслушивать мнение оппонента , учавствовать в дискуссии. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирования универсальных учебных действий , которые выступают инвариативной основой образовательного и воспитательного процесса . УУД- это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта ; совокупность способов действия учащегося , обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений , включая организацию этого процесса. Это обобщенные способы действий, открывающие возможности ориентации учащихся , как в различных предметных областях, так и в самой учебной деятельности , включая осознание учащимися ее целей , ценностно-смысловых и операционных характеристик.

Таким образом, достижения «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают : 1) учебные мотивы ,2) учебную цель ,3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции(ориентировка, преобразование материала ,контроль и оценка). Под метапредметными действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью и применяются как в рамках образовательного процесса,так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

ФУНКЦИИ УУД:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения , ставить учебные цели , искать и использовать необходимые средства и способы достижения ,контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности ;

  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в поликультурном обществе , высокой социальной и профессиональной мобильности ;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков , формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области.

Виды Универсальных Учебных Действий:

  • ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия ; ориентация в системе норм и ценностей , особенностях социальных отношений и взаимодействий ; экологическое сознание ,признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях ; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий ; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; уважение к личности и ее достоинству ,доброжелательные отношения к окружающим ,гражданский патриотизм , любовь к Родине ,чувство гордости за свою страну ,уважение к другим народам России и мира и принятие их , межэтническая толерантность , готовность к равноправному сотрудничеству ; потребность в самореализации , самовыражении, социальном признании , умении вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических ,политических и экономических условий ,готовность к выбору профильного образования , выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению ,готовность к самообразованию и самовоспитанию.

  • РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

целеполаганию , включая постановку новых целей преобразование практической задачи в познавательную , умение самостоятельно планировать ,анализировать и контролировать условия достижения цели ,уметь принимать решения в проблемной ситуации ,уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее, эффективный способ ,осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач , адекватно оценивать свои возможности достижения цели.

  • КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

формулировать собственное мнение и позицию , аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности ;осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь ; адекватно использовать речевые предметные средства для решения различных коммуникативных задач ; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками ,определять цели и функции участников , способы взаимодействия ; планировать общие способы работы ; работать в группе – устанавливать рабочие отношения , эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации ;интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми ; знать и уметь применять основы коммуникативной рефлексии ; использовать мотивы и потребности для отображения своих чувств и мыслей ; брать на себя инициативу в организации в совместного действия ; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе на основе уважительного отношения к партнерам ,адекватного межличностного восприятия , готовности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

  • ПОЗНАВТЕЛЬНЫЕ УУД включают:

1) ОБЩЕУЧЕБНЫЕ универсальные действия: осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач ; осуществлять сравнение и классификацию ,самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций ;строить логическое рассуждение ,включающее установление причинно- следственных связей ; объяснять явления и процессы , связи и отношения ,выявляемые в ходе исследования ; владеть основами ознакомительного ,изучающего , усваивающего и поискового чтения ; знать и использовать основы рефлексивного чтения ; постановка и формулировка проблемы ,самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера ; действия со знаково-символическими средствами (замещение ,кодирование ,декодирование ,моделирование ).

2)ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, имеют общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания . В рамках школьного обучения биологии логическое мышление понимается способности и умения учащихся производить простые логические действия (анализ ,синтез, сравнения ,обобщения), а также составные логические операции(построение, рассуждения ,отрицания ,опровержение , с использованием различных схем – индуктивной и дедуктивной).

НОМЕНКЛАТУРА ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВКЛЮЧАЕТ:

сравнение конкретно-чувственных и иных данных(с целью выделения тождеств различия определения общих признаков и составления классификации); опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью включения в тот или иной класс; анализ –выделение элементов и единиц из целого :расчленение целого на части; синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая ,восполняя недостающие компоненты; классификация –отнесение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи ; подведение под понятия –распознавание объектов выделение существенных признаков и их синтез .вывод следствий; установление аналогий.

ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

способы преобразования учебного материала , представляют действия моделирования ,выполнения функции отображения учебного материала ,выделения существенного отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование и обобщение знаний .Это действия - моделирование –преобразование объекта из чувственной формы и модель где выделены существенные характеристики объекта –(пространственно-графическая или знаково-символическую).- преобразование модели с целью выявления общих законов , определяющих данную предметную область;

ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ , ЧТО РЕЗУЛЬТАТОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД в 5классе БУДУТ ЯВЛЯТЬСЯ УМЕНИЯ :

произвольно или осознанно владеть общим приемом решения задач ; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ; использовать знаково-символические средства в том числе модели и схемы для решения задач ;осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ; использовать знаково-символических средств в том числе модели и схемы для решения учебных ; ориентироваться на разнообразие способов решение задач ; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов ;уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края ,малой Родины. уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий .

ВАЖНЫМИ ФОРМАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-классов являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов ,учету природных объектов ,описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды ;

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста ,ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ.

В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА БИОЛОГИИ 5классов используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах(2-5 человек).

  • проектная и исследовательская деятельность.

  • информационно-поисковая деятельность.

  • выполнение практических и лабораторных работ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ:

  • проведения наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений происходящими в природе ;проводить простейшие опыты с комнатными растениями в кабинете биологии и дикорастущими и культурными растениями на пришкольном участке ;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов ; проводить и ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты , описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать ,выявлять взаимосвязи).

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами ,ядовитыми растениями, укусах животными и насекомыми, работы с определителями растений ;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы,

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе ,биологических словарях и справочниках ,анализировать ,оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

  • оценка собственного вклада в деятельность совместного сотрудничества учащихся ;самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Результативность изучения предмета биологии в основной школе.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе ;

  2. формирование познавательного интереса к изучению живой природы, интеллектуальных умений:

а) сравнивать строение и функции клеток растений, организмы прокариоты и эукариоты;

б) делать выводы о клеточном строении организмов растений, бактерий, грибов, об усложнении растительного мира в процессе эволюции;

в) строить рассуждения, анализировать;

3) эстетическое отношение к живым объектам: бережное отношение к организмам, видам, природным сообществам, соблюдение правил поведения в природе.

Метапредметными результатами по биологии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать , проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять , доказывать , защищать свои идеи.

  2. умение работать с разными источниками информации, находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, биологических словарях, справочниках), анализировать и оценивать информацию.

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.


Предметными результатами являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов ( отличительные признаки живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов ( роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма).

- приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами.

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснения роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; общности происхождения и эволюции растений; роли различных организмов в жизни человека, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах – органов цветкового растения, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

- сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;

- выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностей строения клеток, тканей, органов растений и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно – ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

3. В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами ( препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; выращивания и размножения культурных растений и уход за ними.

5. В эстетической сфере:

- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Основное содержание рабочей программы



п/п

Тема

Количество часов

В том числе

демонстраций, экскурсий

лабораторных

работ, практ. раб.

1.

Введение

6

1(экс.)+1

1 практ.

2.

Раздел 1. Клеточное строение организмов

10

3

4

3.

Раздел 2. Царство Бактерии и Вирусы

5







4.

Раздел 3. Царство Грибы

6

1

2

5.

Раздел 4. Царство Растения

21

2(экс.)+7

5+2 практ.

6

Повторение

2







7.

Резерв

1










Итого

51

12 демонстраций,

3

экскурсии

11 лабораторных работ

3 практических
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии для 5 класса, 1,5 ч/нед. Всего 51час. Разработал учитель биологии Яковлева Елена Дмитриевна iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов...

Рабочая программа по биологии для 5 класса, 1,5 ч/нед. Всего 51час. Разработал учитель биологии Яковлева Елена Дмитриевна iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 / 2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по биологии для 5 класса, 1,5 ч/нед. Всего 51час. Разработал учитель биологии Яковлева Елена Дмитриевна iconРабочая программа по биологии для 8 класса
Программы основного общего образования по биологии для 6 -9 класса автора Н. И. Сонина, примерной программы среднего (полного) общего...

Рабочая программа по биологии для 5 класса, 1,5 ч/нед. Всего 51час. Разработал учитель биологии Яковлева Елена Дмитриевна iconРабочая учебная программа по биологии для 7 класса (наименование учебного предмета)
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н. И. Сонина, Е....

Рабочая программа по биологии для 5 класса, 1,5 ч/нед. Всего 51час. Разработал учитель биологии Яковлева Елена Дмитриевна iconРабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Стандарта...
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии и программы по...

Рабочая программа по биологии для 5 класса, 1,5 ч/нед. Всего 51час. Разработал учитель биологии Яковлева Елена Дмитриевна iconРабочая программа по биологии для 7 класса учителя биологии
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей

Рабочая программа по биологии для 5 класса, 1,5 ч/нед. Всего 51час. Разработал учитель биологии Яковлева Елена Дмитриевна iconРабочая программа по биологии для 6 класса на 2013- 2014 учебный год
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего...

Рабочая программа по биологии для 5 класса, 1,5 ч/нед. Всего 51час. Разработал учитель биологии Яковлева Елена Дмитриевна iconРабочая программа По биологии для 9а,б классов Составитель: учитель биологии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1 им. Ризы Фахретдина»

Рабочая программа по биологии для 5 класса, 1,5 ч/нед. Всего 51час. Разработал учитель биологии Яковлева Елена Дмитриевна iconРабочая программа по биологии для 7 класса Волковой Елены Петровны
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, программы курса биологии для 6-9...

Рабочая программа по биологии для 5 класса, 1,5 ч/нед. Всего 51час. Разработал учитель биологии Яковлева Елена Дмитриевна iconРабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе...
Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru