Не правда ли, про современную школу так не скажешь?




Скачать 131.01 Kb.
НазваниеНе правда ли, про современную школу так не скажешь?
Дата публикации17.08.2014
Размер131.01 Kb.
ТипВопрос
5-bal.ru > Биология > Вопрос
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова ».

Ян Коменский.

Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

Как же сделать уроки и химии и биологии интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Поэтому мною была выбрана следующая тема по самообразованию: «Нестандартные формы и методы проведения уроков химии и биологии как один из путей повышения познавательной деятельности обучающихся»

Попытаюсь обосновать свой выбор данной темы.

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки: - самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); - необычные условия работы; - активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

      Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.

Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

И именно на таком уроке, как говорил  Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Цель работы по теме самообразования: изучение и использование в учебном процессе нестандартных форм и методов проведения уроков химии, биологии и технологии, задачей которых является воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно.

Актуальность темы самообразования : снижение интереса к предметам естественно-географического цикла, низкий уровень знаний.

Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний.

При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, а желание вновь и вновь познавать новое.

Нетрадиционные уроки

1. Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях.

2. Уроки в форме соревнований: конкурсы, эстафета, турнир, деловая или

ролевая игра, викторина.

3. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: интервью, репортаж, рецензия, исторический комментарий, исследование.

4. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок-презентация, урок-откровение.

5. Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, телемост, телепередача, устный журнал.

6. Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.

Классификация необычных уроков химии и биологии:


  • Состязательныеуроки:

    • КВН

    • Турнир

    • Эстафета

    • Конкурс

    • Аукцион




  • Игровыеуроки:

    • Деловаяигра

    • Ролеваяигра


    Урокипутешествия:

    • Заочнаяэкскурсия

    • Путешествие

    • Экскурсия




Необычныеурокихимии и биологии






  • Интегрированныеуроки:

    • Биологияи ИЗО

    • Биология и химия, физика

    • География и биология и др.






  • Коммуникативныеуроки:

    • Диспут

    • «Круглыйстол»

    • Дебаты

    • Дискуссия

    • Диалог






  • Урокисамостоятельнойработы:

    • Исследование

    • Эксперимент

    • Лабораторнаяработа

    • Проектнаяработа




  • Контрольно-обобщающиеуроки:

    • Общественныйсмотрзнаний

    • Творческийотчёт



II. УРОКИ ПУТЕШЕСТВИЯ:

  • Урок-путешествие

  • Урок - заочнаяэкскурсия

  • Урок-экскурсия

Методикапроведения:

  • Ученики получают задания заранее – подготовиться к путешествию по определённому маршруту (теме). Учитель составляет карту-схему предстоящего маршрута, даёт ребятам список дополнительной литературы, помогает сформировать необходимый «багаж знаний» для предстоящего путешествия, инструктирует их во время проведения самого урока.

  • Обучающиеся, участники путешествия, выполняют определённые задания, связанные с преодолением определённых «высот», посещением «станций» и других мест, демонстрируют свои знания, умения, навыки по изучаемой теме.

  • Особенностью данных уроков является широкое использование наглядности, технических средств обучения, раздаточного дидактического материала, межпредметных связей.

III. ИГРОВЫЕ УРОКИ:

  • Урок – деловаяигра

  • Урок – ролеваяигра

Методикапроведения:

  • За несколько дней до урока класс делится на небольшие группы, примерно равные по силам, которые будут играть роль учёных, сотрудников газет и журналов, писателей, критиков и т.д. Для каждой группы очерчивается своя область интересов, например: суть изученного явления, использование этого явления на практике, история развития научных идей по этому вопросу, связь данной темы со смежными науками и т.д.

  • В принципе уроков такого типа лежит главный принцип: «здесь и сейчас» - если ученик играет какую-то роль, то он именно здесь, на уроке, является не собой, а учёным, исследователем, критиком, писателем, журналистом и т.п. Одни выступают с научными докладами, другие выступают в роли их оппонентов.

  • Проведение подобных уроков предполагает большую подготовительную работу: изучение дополнительной литературы, написание рефератов, докладов и других творческих работ.

  • В конце урока все участники получают оценки.

IV. УРОКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  • - Урок-исследование;

  • - Урок-эксперимент;

  • - Лабораторнаяработа;

  • - Проектнаяработа.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ:

Данные поисково-исследовательские уроки проводятся на этапах усвоения и закрепления учебного материала. В ходе уроков обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи на основе анализа полученного материала. Для чёткой организации самостоятельной работы обучающихся используются карточки- инструкции, карточки с алгоритмическими предписаниями, в т.ч. с указанием способа самоконтроля. Учитель руководит самостоятельной работой обучающихся, контролирует основные этапы выполнения работы, оказывает индивидуальную консультационную помощь. На уроках оптимально сочетаются индивидуальная, групповая и коллективная работа. Задания максимально индивидуализированы (задание может быть единым для всех, но каждый работает индивидуально над исследуемым материалом или работает над разным фактическим материалом).

V. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ:

  • Биология – изобразительноеискусство

  • Химия и литература

  • География – биология (естествознание)

  • Химия – информатика

Методикапроведения:

  • Интеграция учебных предметов – это работа целого творческого коллектива учителей, а не только учителя химии и биологии. Возможная интеграция естественнонаучной и гуманитарных культур помогает преодолеть недостатки предметного обучения и способствует формированию у ребёнка целостной картины мира.

  • Проведение интегрированного урока требует большой предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся: сбор и анализ необходимой учебной информации, изучение дополнительной литературы, выполнение творческих домашних заданий. Изучаемый программный материал разных учебных предметов должен органично сочетаться и соответствовать цели и задачам интегрированного урока.

VI. УРОКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ:

Большое внимание в своей работе уделяю развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

  Опыт работы показывает широкие возможности использования информационных технологий  в учебном процессе и во внеурочной деятельности. В ихчисле:

  1. создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам курса;

  2. создание учителем  мультимедийных презентаций к разным разделам программ;

  3. создание и использование контрольно-измерительных материалов (тестов), организацию самопроверки с использованием такого рода материалов;

  4. создание и проведение заочных интерактивных экскурсий при изучении  различных тем;

  5. создание мультимедийных презентаций к внеклассным мероприятиям;

  6. использование интернет ресурсов при подготовке рефератов, докладов, создании проектно-исследовательских работ, индивидуальных и творческих заданий; позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время  эффективно работают электронные учебники и программы:

  1. «Биология.1С Репетитор»

  2. «Школьныйкурсбиологии»

  3. «Анатомия»

  4. энциклопедияКирилла и Мифодия

  5. лабораторныйпрактикум «Биология. 6-11 класс»

  6. электронный атлас по ботанике и зоологии

     Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии и химии - новый метод организации активной и осмысленной работы учащихся, который  делает занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах. Мультимедийная презентация является наиболее эффективной формой представления материала на уроках химии и биологии. Её использование целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

 Урок, сделанный в программе MicrosoftPowerPoint, позволяет использовать короткие видеофрагменты, анимацию, музыку, кроме того, позволяет вернуться в любую часть урока за секунды, что помогает в усвоении даже трудного материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья учеников. Использование информационно-коммуникационных технологий возможно на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также для контроля знаний. Например: тесты, самостоятельные и контрольные работы, биологические диктанты и др.

Применение презентаций на уроке позволяет мне:

  1. более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,

  2. эффективнее использовать время на уроке,

  3. создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

    Мой     кабинет оборудован компьютером, мультимедийным проектором и широкоформатным экраном. Большой экран позволяет демонстрировать все подготовленные мной компьютерные аудио- и видеоматериалы. Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и Multimedia материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.

Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы, которая благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышает эмоциональный уровень учащихся, снимает статические нагрузки.
Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность использования здоровьесберегающих технологий. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития личности  и формирования коммуникативной компетентности ученика.

Прежде всего, я хочу сказать, что каждый преподаватель, независимо от преподаваемого им предмета, на своих уроках использует игровую деятельность. И применение различных игр на уроках я считаю очень актуальным, и даже необходимым. Так как, не стоит забывать, что мы работаем с детьми, а дети, независимо от их возраста, всегда не прочь поиграть. Будь им 11 или 17 лет, игра всегда вызывает у них интерес. И эту заинтересованность я вижу, когда только произношу слова: «Давайте поиграем!» или «В качестве обобщения изученной темы я предлагаю вам следующую игру!». Я обозначаю условия игры, и оживает весь класс. Во время игры наблюдается 100 % активность класса. Я вижу азарт, интерес, причем не только к самой игре, но и к изучаемой на данном уроке теме, и, естественно, к моим предметам в целом. По окончанию занятия ребята очень часто просят применить на следующем уроке такую же игру. Я всегда стараюсь включить какую-либо игру на следующий урок, только вид игровой деятельность меняю, так как одна и та же игра быстро надоедает ребятам. Ученики, зная, что им предстоит разгадывать кроссворд или ребусы, тему урока слушают очень внимательно, потому что каждый из них, даже слабоуспевающим ученикам, хочет поучаствовать в игре и ответить правильно, и как они сами говорят: «не ударить лицом в грязь перед своими одноклассниками».

На своих уроках я применяю игры, которые занимают 5, 10 или максимум 15 минут урочного времени.

VII.Результативность использования нетрадиционных методов работы

Нетрадиционные формы урока - одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.

Данные уроки позволили развить у обучающихся творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Значительно повысился интерес учащихся к изучаемому предмету, науке. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Мною были проведены такие нетрадиционные уроки, как урок – диспут, урок – эстафета, урок – деловая игра, урок – путешествие, урок – КВН и другие. Учащиеся выступали и как объекты, и как субъекты учебной деятельности: готовили индивидуальные сообщения, участвовали в роли литературных героев.

Нетрадиционные формы важно применять на уроках химии при изучении классов неорганических соединений, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. На нетрадиционных уроках удаётся заставить работать каждого ребёнка. Сформированность положительной мотивации учения школьников, повышение активности на уроке, познавательной деятельности определялась тем, что нами использовались дидактические игры на уроках, разнообразные задания на развитие мышления и памяти, активное восприятие детей пробуждала применяемая на уроке наглядность. Также большую роль играли кроссворды, загадки, используемые на уроках, методы поощрения детей.

Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности младших школьников; нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

Результаты опроса обучающихся.

Уроки биологии становятся интереснее, если в них включены нестандартные задания?

6 класс 75%учеников

25% учеников

8 класс 68% учеников

32% учеников

9 класс 64% учеников

32% учеников

Да. Уроки биологии становятся интереснее, если в них включены нестандартные задания.

Нет. Ничего не изменилось.

VII.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование инновационных педагогических технологий: технологии развития критического мышления, игровых технологий, проектного и исследовательского метода, групповой работы, проблемного обучения, здоровье сберегающих технологий и других – позволяет превратить обычные уроки химии, биологии, а так же технологии в необычные.

При подготовке и проведении необычных (нестандартных, нетрадиционных) уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если учитель:

  • Нестандартный урок принимает в качестве одного из ведущих средств обучения;

  • Хорошо владеет методикой (технологией) проведения нетрадиционных уроков;

  • Умело использует нетрадиционные и традиционные формы работы;

  • Владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;

  • Включает нестандартные уроки в систему своей работы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Не правда ли, про современную школу так не скажешь? iconМарк Твен Приключения Гекльберри Финна Перевод: Нина Леонидовна Дарузес Глава первая
Это ничего, я еще не видел таких людей, чтобы совсем не врали, кроме тети Полли и вдовы, да разве еще Мэри. Про тетю Полли – это...

Не правда ли, про современную школу так не скажешь? iconУчебное пособие к курсу лекций «Введение в современную литературу»
Предлагаемое издание является учебным пособием к вузовскому курсу «Введение в современную литературу», который читается для студентов...

Не правда ли, про современную школу так не скажешь? iconРассказы про школу старую и новую
Останавливаются. Семен, размахивая руками, рассказывает коле то ли книгу, то ли бразильский сериал

Не правда ли, про современную школу так не скажешь? iconПоздравления 1 сентября. День знаний. Первое сентября. Стихи про школу

Не правда ли, про современную школу так не скажешь? iconЦюрупинська районна державна адміністрація відділ освіти
Конституції України, законів України «Про освіту», «Про дошкільну освіту», «Про загальну середню освіту», «Про позашкільну освіту»...

Не правда ли, про современную школу так не скажешь? iconВы спросите: к чему летом вспоминать школу?
Вы спросите: к чему летом вспоминать школу? Все просто: чтобы понять, что вынуждает ваше детище так себя вести и постараться ему...

Не правда ли, про современную школу так не скажешь? iconDanger!!В твоем телефоне заложена бомба,она сдетонирует,если ты в...
...

Не правда ли, про современную школу так не скажешь? iconRichard Pipes russia under the bolshevik regime
Правда удивительнее вымысла, потому что вымысел должен держаться в пределах вероятного, а правда — нет

Не правда ли, про современную школу так не скажешь? icon2009 ноябрь Окружная олимпиада по русскому языку
Открытый урок по литературе «Правда Чацкого и правда Фамусова» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Не правда ли, про современную школу так не скажешь? iconПравда Луки или правда Сатина?
Этот вопрос, нужно понять, что для человека хорошо, а что плохо, хорошо узнать правду о человеке или нет, как найти некую общую истину,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru