Рабочая программа Учебной дисциплины Современные проблемы зоологической науки и образование Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование»




Скачать 270.27 Kb.
НазваниеРабочая программа Учебной дисциплины Современные проблемы зоологической науки и образование Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование»
страница1/2
Дата публикации16.09.2014
Размер270.27 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии животных и растений


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины

Современные проблемы зоологической науки и образование
Направление подготовки

050100 Педагогическое образование
Профиль

«Биологическое образование»
Квалификация (степень) выпускника – магистр

Нормативный срок освоения программы – 2 года



Форма обучения - очная




Москва 2013

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки Направление подготовки 050100 Педагогическое образование, Профиль «Биологическое образование»
Разработчик:

ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, Зав. Кафедрой, проф. Резанов А.Г.

Рецензенты:

ИЕН ГБОУ ВПО МПГУ, доц. Н.Ю. Захарова

ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, доц. А.А. Резанов

Программа одобрена на заседании кафедры биологии животных и растений

Протокол № ______ от «_____» 2013 г.

Зав. кафедрой: профессор А.Г. Резанов

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра биологии животных и растений, 2013

1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель: Главной целью освоения дисциплины «Современные проблемы зоологической науки и образование» является формирование у магистрантов научных знаний и представлений об основных проблемах современной зоологии, в частности, зоологии позвоночных в России и за рубежом. Полученные знания должны способствовать формированию научного мировоззрения.
Задачи дисциплины:

- ознакомить магистрантов с основными проблемами современной зоологии,

- на примере высших наземных позвоночных сформировать у магистрантов представление о проблеме сохранения биологического разнообразия,

- сформировать современное представление об экобиоморфах животных,

- познакомить с современными взглядами на структуру популяций у животных,

- дать представление о процессе дифференциации экологических популяций животных, о возникновении урбанизированных популяций.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Современные проблемы зоологической науки и образование» входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин ООП магистратуры.

Освоение дисциплины базируется на знаниях студентов по зоологии беспозвоночных и зоологии позвоночных, биогеографии (раздел «Зоогеография»), теории эволюции, общей экологии, полученных во время обучения в бакалавриате.

Дисциплина «Современные проблемы зоологической науки и образование» является базисом проведения научных исследований в различных областях биологической науки. В процессе ее прохождения у магистрантов формируется современное научное мировоззрение.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владение знаниями по основным направлениям современной фундаментальной и прикладной биологии (СК-2);

  • умением использовать результаты биологических исследований в образовании (СК-7);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные проблемы, связанные с сохранением биологического разнообразия животных на нашей планете;

  • современные представления о структуре популяций животных;

  • причины «расщепления» экологических популяций на т.н. «дикие» («лесные») и «городские»

  • иметь представления об основных преадаптациях, обеспечивающих вхождение животных в урбанизированные популяции;

  • иметь представления о жизненных формах животных;



Уметь:

  • выделять жизненные форма животных на основе особенностей их экологии и поведения;

  • оценивать степень урбанизации у различных группировок в пределах «городской популяции»;

  • вычислять индекс синантропизации у популяций птиц и внутрипопуляционных группировок;

  • представить результаты своей исследовательской деятельности на конференции или в публикации;

  • приобретать самостоятельно недостающие знания и умения с помощью изучения современных монографий и научных статей;

использовать полученные знания в педагогической практике и научной работе.

Владеть:

  • методами непараметрической статистики для выделения и анализа жизненных форм у животных;

  • навыками оценки степени синантропизации у различных популяций животных.

  • навыками составления схем адаптивной радиации;

- современным научным языком и терминологией в области зоологии
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего 3 часов/

108 зачетных единиц

Семестры

1










Аудиторные занятия (всего)

32

32










В том числе:
















Лекции

6

6










Практические занятия (ПЗ)

26

26










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

76

76










В том числе:
















Указываются виды самостоятельной работы
















Подготовка к коллоквиуму

8

8










Подготовка реферата

8

8










Подготовка мультимедийной презентации

6

6










Изучение типов структуры популяций

9

9










Освоение тем, выносимых на самостоятельное изучение

9

9










Вид промежуточной аттестации – зачёт

36

36










Общая трудоемкость часы 3/ 108 зачетные единицы

108 / 3

108










(Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1

Модуль 1. Проблема сохранения биоразнообразия (на примере наземных позвоночных животных)

2

8







16

26

2

Модуль 2. Популяции животных, структура популяций

1

4







14

19

3

Модуль 3. Географические популяции животных

1

6







14

21

4

Модуль 4. Экологическая и поведенческая дифференциация популяций

1

4







16

21

5

Модуль 5. Жизненные формы у животных

1

4







16

21







6

26







76

108


5.2. Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Модуль 1.

Проблема сохранения биоразнообразия (на примере наземных позвоночных животных)

Конференция по охране окружающей среды (Рио-де-Жанейро, 1992), международная конвенция СИТЕС, международные соглашения по охране редких и исчезающих видов позвоночных животных. Обзор (распространение, современный статус, меры охраны) редких и исчезающих видов птиц и млекопитающих: калифорнийский кондор, тихоокеанский орлан, филиппинский орёл, стерх, американский белый журавль, японский журавль, китоглав, японский ибис, горный ибис, такахе, островные виды птиц, амурский тигр, суматранский тигр, азиатский лев, белый медведь, бамбуковый медведь, малайский медведь, синий кит, яванский носорог, суматранский носорог, лошадь Пржевальского и др. Закон минимального размера популяции.

2

Модуль 2.

Популяции животных, структура популяций

Популяция рассматривается как исторически сложившаяся совокупность особей одного вида, занимающая определённое пространство, в пределах которого между ними осуществляется та или иная степень панмиксии (свободное скрещивание). Структура популяций: пространственная (от космополитических до узколокальных популяций), возрастная, половая, этологическая.

3


Модуль 3.

Географические популяции животных

Если рассматривать пространственную (размерную) структуру популяций, то можно выделить как самые крупные подразделения видовой популяции – географические популяции (иными словами, географические расы, или подвиды), различающиеся между собой на морфо-физиологическом уровне, т.е., как минимум, имеющие различные морфометрические и физиологические показатели, так и элементарные (семейные группировки) с «тонкими» поведенческими различиями.

Примеры:

1) баран Марко Поло и таджикский горный баран, как подвиды архара – размеры в холке 120 см и 90 см, соответственно;

2) заяц-беляк из Карелии и Якутии – различное развитие слепого отдела кишечника – в Якутии развит сильнее, т.к. в диете преобладают грубые веточные корма;

3) кавказский бурый медведь (150 кг) и медведь-кадьяк (1000 кг);

4) полярный волк (80 кг) и среднеазиатские подвиды волка (35-40 кг) и пр.

Как правило, подвиды, имеющие собственные названия, некоторые систематики, нередко, рассматривают как самостоятельные виды, т.е. придают им видовой статус. Это особенно характерно для нашего времени, когда во взглядах специалистов преобладают тенденции к описанию новых видов.

Примеры:

  1. чайка-хохотунья из подвида серебристой чайки стала самостоятельным видом;

  2. бухарская синица – бывший подвид большой синицы.

  3. Отмечается тенденция к разделению на виды дрозда Науманна (но, в то же время, не все согласны считать самостоятельными видами малого и большого подорликов);

4

Модуль 4.

Экологическая и поведенческая дифференциация популяций

Географические популяции дифференцируются на «экологические». Под воздействием различных условий среды экологические популяции могут «расщепляться» на различные типы.

Термин «расщепление популяций» обычно используют, именно для того чтобы охарактеризовать явление разделения «экологических популяций» на «дикие» (лесные, скальные – в зависимости от рассматриваемого вида) и «городские». Между такими «расщеплёнными» популяциями, со временем, возникают определённые экологические различия, касающиеся как репродуктивной, так и трофической экологии. Один из первых, кто обратил внимание на существование у некоторых видов птиц особых «городских» популяций, был А.Э. Брем (1865). Черный дрозд начал заселять сады и парки Германии с 1820-х гг. Сейчас его урбанизация затронула азиатские подвиды aterrimus (Кавказ, Турция) и intermedius (Казахстан). У чёрного дрозда особенно резко проявилась поведенческая дифференциация «лесных» и «городских» популяций, выражающаяся в высокой степени антропотолерантности у последних, т.е. в резком сокращении «дистанции вспугивания». Со временем у «городских» дроздов обнаружили заметные различия в репродуктивной экологии (более ранние сроки гнездования и пр.) и даже случаи зимнего гнездования в постройках человека. Типы экологических популяций, в свою очередь, не однородны. Например, у стрижей они подразделяются на «скальные» и «лесные» (гнездящиеся в дуплах).

5

Модуль 5.

Жизненные формы у животных

Жизненные формы (ЖФ) животных представляют собой комплекс морфо-экологических (и поведенческих) адаптаций к условиям существования. Условия существования можно понимать от природной зоны до конкретного местообитания в пределах этой зоны. На этой же основе могут быть предложены как общие, так и частные классификации жизненных форм.

ЖФ является результатом параллельной (конвергентной) эволюции. ЖФ дают животным наиболее полно использовать ресурсы среды, в которой они обитают (это может быть не только внешняя среда, но и внутренняя среда – для паразитических форм она, всё равно, внешняя).

ЖФ складываются (формируются) под воздействием окружающих факторов среды. Вероятно, формирование общих ЖФ в формате природной зоны, осуществляется, в основном, под влиянием климатических факторов (они здесь главенствующие). Например, по природно-климатическому признаку выделяют экологическую группу животных степи, которые характеризуются целым комплексом морфо-физиологических адаптаций. В этой группе (ЖФ 1 порядка) множество ЖФ более частных, более высоких порядков (по принципу иерархического дробления): птицы степи, звери степи, пресмыкающиеся степи, насекомые степи и пр. Все они являются степными животными. ЖФ, выделенные на уровне классов, в свою очередь, на основе узких приспособлений к различным местообитаниям, возникающих в результате параллельной эволюции, дробятся на более мелкие ЖФ. Например, среди птиц можно выделить группы LLLL, AAAA и пр. И далее идёт дробление. Ведь совершенно очевидно, что в группе LLLL нельзя в одной ЖФ рассматривать и жаворонков и дроф со стрепетами, а в группе АААА – тиркушек, стрижей, чаек и кобчиков. И даже в пределах ЖФ «жаворонки» существуют свои подразделения. В пределах микроместообитаний расхождение между ЖФ (видами) идёт на уровне их кормовых методов. Также можно рассмотреть птиц морских побережий и пр. Предлагается метод выявления и оценки ЖФ при помощи факторного анализа (ординация).


5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов/

зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Модуль 1. Проблема сохранения биоразнообразия (на примере наземных позвоночных животных)

26




СК-1

СК-7













2

Модуль 2. Популяции животных, структура популяций

19




СК-1

СК-7













2

Модуль 3. Географические популяции животных

21




СК-1

СК-7













2

Модуль 4. Экологическая и поведенческая дифференциация популяций

21




СК-1

СК-7













2

Модуль 5. Жизненные формы у животных

21




СК-1

СК-7













2

Примечание: В данном пункте программы (или в приложении, поддерживающем данный пункт программы) рекомендуется разместить матрицу соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций.

Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов.
6. Образовательные технологии


Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)

Тема занятия

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме

Лекционные занятия

Лекционное

Проблема сохранения биоразнообразия (на примере наземных позвоночных животных)

Вводная, информационная, проблемная

2/1

Лекционное

Популяции животных, структура популяций

Проблемная, межпредметная лекция-визуализация

1/1

Лекционное

Географические популяции животных

Программная, межпредметная, лекция-визуализация

1/1

Лекционное

Экологическая и поведенческая дифференциация популяций

Программная, лекция-визуализация

1/1

Лекционное

Жизненные формы у животных

Проблемная, лекция-визуализация

1/1

Практические занятия

Практическое

Проблема сохранения биоразнообразия (на примере наземных позвоночных животных)

Доклады, компьютерные презентации, дискуссия

6/2

Практическое

Популяции животных, структура популяций

Доклады, компьютерные презентации, дискуссия

4/2

Практическое

Географические популяции животных

Доклады, компьютерные презентации, дискуссия


6/4

Практическое

Экологическая и поведенческая дифференциация популяций

«Мозговой штурм»,

работа в малых группах

6/4

Практическое

Жизненные формы у животных

Доклады, компьютерные презентации, дискуссия

4/4

(Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Примечание: Согласно закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», преподаватели вуза имеют право «выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса» (ст. 20).

Рейтинговая оценка знаний обучающихся

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт естественных наук

Кафедра биологии животных и растений


Наименование

дисциплины / курса

Уровень образования


Статус дисциплины в рабочем учебном плане

Количество зачетных единиц

Форма отчетности

Курс, семестр

Современные проблемы зоологической науки и образование

магистратура

Цикл профессиональных дисциплин

3

Зачёт

1 курс, 1 семестр




Смежные дисциплины по учебному плану (магистратура):


Современные проблемы науки и образования, Основные принципы функционирования биологических система, Актуальные проблемы филогении в биологическом образовании


БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

(проверка знаний и умений по дисциплине: Современные проблемы зоологической науки и образование)



Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Лекции:

Посещение лекций

Отметка в журнале

Аудиторная

4

8

Практические занятия

Посещение практических занятий

Отметка в журнале

Аудиторная

10

40

Контрольные работы:

Сохранение биоразнообразия. Редкие и исчезающие виды позвоночных животных

Контрольная работа

Аудиторная

4

8

Популяции, структура популяций животных.

Контрольная работа

Аудиторная

3

7

Дифференциация экологических популяций

Контрольная работа

Аудиторная

4

7

Признаки урбанизированных популяций у птиц

Контрольная работа

Аудиторная

3

7

Оценка жизненных форм избранных групп животных

Контрольная работа

Аудиторная

3

8

Зачёт

Зачёт

Аудиторная




15

Итого:

31

100



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Презентации по темам лекционного курса

Презентация

Аудиторная

1

5

Комплексный тест по тематике курса

Тестирование

Аудиторная

1

5

Итого:

2

10
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебной дисциплины Современные проблемы зоологической науки и образование Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconРабочая программа Учебной дисциплины Актуальные проблемы филогении...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...

Рабочая программа Учебной дисциплины Современные проблемы зоологической науки и образование Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconРабочая программа Учебной дисциплины Прикладная экономика Направление...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация...

Рабочая программа Учебной дисциплины Современные проблемы зоологической науки и образование Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины архитектура компьютера...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...

Рабочая программа Учебной дисциплины Современные проблемы зоологической науки и образование Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconРабочая программа педагогической практики направление подготовки «Педагогическое образование»
Рекомендуется для направления подготовки «Педагогическое образование», профиль подготовки: «Начальное образование»

Рабочая программа Учебной дисциплины Современные проблемы зоологической науки и образование Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconРабочая программа Наименование дисциплины: «Современная история»....
...

Рабочая программа Учебной дисциплины Современные проблемы зоологической науки и образование Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине в. 7 «Методы педагогических...
Профиль подготовки (магистерская программа) «Профессиональное образование» «Менеджмент в образовании»

Рабочая программа Учебной дисциплины Современные проблемы зоологической науки и образование Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине М1В4 «Методика отбора...
Профиль подготовки (магистерская программа) «Профессиональное образование», «Менеджмент в образовании»

Рабочая программа Учебной дисциплины Современные проблемы зоологической науки и образование Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconРабочая программа дисциплины Курс по выбору. Проблемы современной...
Особое внимание в курсе «Проблемы современного антропогенеза» уделяется развитию межпредметных связей, отражающих сущность научно-философских...

Рабочая программа Учебной дисциплины Современные проблемы зоологической науки и образование Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconУсловия накопления баллов и критерии оценивания обязательные
Специальность (направление подготовки) 050100. 68 Педагогическое образование, профиль: Высшее образование

Рабочая программа Учебной дисциплины Современные проблемы зоологической науки и образование Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биологическое образование» iconРабочая программа дисциплины б3б педагогика 1 Направление подготовки...
Первый ( для профиля «математическое образование»), первый и второй ( для профиля «физическое образование)


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru