Методические указания к практическим занятиям для студентов дисциплины «современная экология и дети»




Скачать 431.29 Kb.
НазваниеМетодические указания к практическим занятиям для студентов дисциплины «современная экология и дети»
страница1/4
Дата публикации10.05.2014
Размер431.29 Kb.
ТипМетодические указания
5-bal.ru > Биология > Методические указания
  1   2   3   4
государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

министерства здравоохранения российской федерации

(ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России)


Кафедра биологии с курсом медицинской генетики



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И ДЕТИ»
по направлению подготовки (специальности)

060103 «Педиатрия»

(квалификация (степень) «специалист»)

ЗАНЯТИЕ 1

Тема. Экология как наука, её предмет и задачи.

Цель занятия: Изучить структуру экологии и содержание этой современной науки, роль экологической педиатрии в сохранении здоровья детей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. История развития экологии.

  2. Предмет, задачи и методы экологических исследований.

  3. Структура современной науки экологии.

  4. Законы экологии Б.Коммонера.

  5. Актуальные проблемы экологической педиатрии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Задание 1. Рассмотреть схему, включающую основные разделы классической экологии (аутэкология, демэкология и синэкология) и прикладной экологии.

Определить место медицинской экологии в системе экологических наук.



Рис.1. Структура современной экологии.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

Медицинская экология; общая экология; разделы экологии: аутэкология, демэкология, синэкология, эндоэкология; экологическая педиатрия; экология человека.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема. Экологические факторы, их характеристики.

Цель занятия: Изучить экологические факторы среды; закономерности действия этих факторов на организмы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Среда обитания организмов.

  2. Классификация экологических факторов.

  3. Закон минимума Ю.Либиха.

  4. Закон толерантности В.Шелфорда.

  5. Классификация организмов по отношению к абиотическим факторам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Заполнить таблицу 1, дать определения и кратко охарактеризовать каждую группу экологических факторов.

Таблица 1.

Классификация экологических факторов

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенные факторы











2.Постройте графики, отражающие выживаемость организмов двух разных видов в зависимости от температуры по данным таблицы 2. Определите и обозначьте зону оптимума и угнетения для каждого вида. Какой из двух видов может относиться к стенобионтам?

Таблица 2

Температура, 0С

-5

0

+5

+10

+15

+20


+25


+30

+35

+40

+45

Выживаемость,%:

1 вид



0



25



50



80



90



100



90



80



50



25



0

2 вид

0

0

0

45

75

100

75

45

0

0

0







































ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

абиотический фактор, антропогенный фактор, биотический фактор, гомойотермные животные, зона оптимума, зона угнетения, лимитирующий фактор, пойкилотермные животные, стенобионты, эврибионты, экологическая толерантность, экосистема.
ЗАНЯТИЕ 3

Тема. Структура биогеоценоза.

Цель занятия: рассмотреть компоненты и состав экосистем; изучить закономерности перехода энергии в трофических цепях.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Понятие об экосистеме.

  2. Структура биотической части экосистемы.

  3. Трофическая структура экосистемы.

  4. Поток энергии в экосистеме. Правило 10%.

  5. Природные и искусственные экосистемы, их сходство и отличие.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Задание 1 . Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи:

фитопланктон --- зоопланктон --- карась --- щука --- человек.

предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса фитопланктона в исследуемом водоеме составляет 4200 тонн.

Задание 2.Рассчитайте численность особей каждого звена этой пищевой цепи, с учетом массы 1 особи: фитопланктон – 0,1г; зоопланктона – 0,5г; карася – 250г; щуки – 2 кг; человека – 70 кг. Рассчитанные значения впишите в таблицу:

Представители трофического уровня

Рассчитанная биомасса

(кг)

Рассчитанная численность

(особи)

Фитопланктон

4 200 000




Зоопланктон







Карась







Щуки







Человека








ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

автотрофы, гетеротрофы, биогеоценоз, консументы, пищевая цепь, продуценты, редуценты, экологическая пирамида, экосистема.
ЗАНЯТИЕ 4

Тема. Взаимодействия между биокомпонентами экосистем.

Цель занятия: рассмотреть основные типы взаимодействий организмов в экосистемах: нейтральные, конкурентные, взаимовыгодные и явления паразитизма.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Неантагонистические формы биотических связей.

  2. Антагонистические формы биотических связей.

  3. Роль переносчиков в распространении природно-очаговых заболеваний.

  4. Природно-очаговые заболевания Краснодарского края.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Задание 1. Заполнить таблицу: определить результат для каждого вида взаимоотношений, обозначая «+» - польза, «-» - вред, «0» - нейтральные отношения. Подобрать примеры для каждого типа из приведенного списка.

Таблица 1.

Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозе.

Тип взаимоотношений

Резуль-тат отноше-ний

Количество примеров

Примеры взаимоотношений данного типа

Список видов

Симбиоз




4



Коммен-сализм





2




Парази-тизм





3




Хищни-чество





2




Конку-ренция






2






низшие грибы,

лиса, одноклеточные зеленые водоросли, рак-отшельник, человек, сорняки, ротовая амеба, кишечная палочка, волк, сорняки, пщеница, акула,

азотфиксирующие бактерии, заяц,

дизентерийная амеба,

актиния, аскарида, спорынья, фасоль, рыба-лоцман.



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

Аменсализм, антогонистические отношения, квартиранство, конкуренция, мутуализм, нахлебничество, нейтрализм, паразитизм,природно-очаговые заболевания, протокооперация, симбиоз, хищничество.
ЗАНЯТИЕ 5

Тема. Адаптация организма человека к условиям окружающей среды.

Цель занятия: Изучить основные характеристики морфологических, физиологических, биохимических показателей, свойственных людям , проживающим в различных природно-климатических условиях среды.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1.Понятие об адаптации и акклиматизации.

2.Типы адаптации человека : срочная, долговременная, специфическая, общая.

3.Экологические адаптивные типы людей.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Задание 1. Обсудить экологические адаптивные типы людей и записать в таблицу их характеристики:

Таблица 1.

Характеристика адаптивных экотипов человека.

Адаптив-ный тип

человека

Особенности телосложе-ния

Размеры

грудной

клетки

Уровни содержания гемоглобина

Уровни содержания минераль-ных солей

Уровни содержания холестерина

Уровень обмена веществ

Арктичес-кий



















Тропичес-кий



















Горный




















Аридный




















Континен-тальной зоны Сибири





















ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

адаптация, а. морфологическая, а. физиологическая, а. этологическая, адаптивный тип, акклиматизация, «спринтеры»,«стайеры».

ЗАНЯТИЕ 6

Тема. Биоритмологические аспекты адаптации человека.

Цель занятия: Изучить основные виды биоритмов человека, ознакомиться с методикой определение хронотипов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1.Понятие о биоритмах.

2. Внутренняя и внешняя регуляция биоритмов.

3.Основные суточные ритмы человека.

4. Фазы суточного цикла.

5.Биоритмологическая классификация людей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Задание 1. Провести тест Остберга в модификации проф. С.И. Степановой (Приложение №1).

Задание 2.Подвести итоги и определить соотношение различных хронотипов среди студентов вашей учебной группы,

Задание 3.Постройте график, отражающий вашу индивидуальную суточную активность и используйте эти выводы для рационального планирования режима дня.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

хронобиология, хрономедицина. циркадианные ритмы, циркануальные ритмы.
ЗАНЯТИЕ 7

Тема. Демографические процессы и типы воспроизводства населения.

Цель занятия: Изучить основные демографические показатели человеческих популяций.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Демографические процессы в человеческих популяциях.

  2. Типы воспроизводства населения.

  3. Факторы, влияющие на воспроизводство населения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Задание 1. Определить динамические показатели популяции (рождаемость, общую и младенческую смертность) и рассчитать показатель естественного прироста населения, используя ниже приведенные формулы расчета:
родившихся живыми за год

1.Рождаемость = ----------------------------------------------------------- Х 1000 ;

среднегодовая численность населения

умерших за год

2.Общая смертность = ------------------------------------------------------ Х 1000 ;

среднегодовая численность населения

умерших детей до 1 года за текущий год

3.Младенческая смертность= ----------------------------------------------------- Х1000.

родившихся живыми в данном году

4.Естественный прирост = рождаемость – общая смертность;


Задача: В Белореченском районе проживает 102888 населения. За календарный год родилось живыми 411, умерло 738 человек. Умерло 5 детей в возрасте до 1 года. Провести анализ демографической ситуации данного района.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

вид, генофонд популяции, демография, демографическое поведение,дрейф генов, миграция, плотность, популяционные волны, популяция, экспоненциальный рост численности населения.
ЗАНЯТИЕ 8

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям для студентов дисциплины «современная экология и дети» iconМетодические указания по практическим занятиям и самостоятельной...
Редькина Е. М. Введение в специальность: методические указания по практическим занятиям и самостоятельной работе студентов специальности...

Методические указания к практическим занятиям для студентов дисциплины «современная экология и дети» iconМетодические указания к практическим занятиям рпк «Политехник»
Экономика труда: Методические указания к практическим занятиям / Сост. Н. П. Скосырева; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград, 2007....

Методические указания к практическим занятиям для студентов дисциплины «современная экология и дети» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Математика»
Решение задач на прямую на плоскости. Кривые второго порядка: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Математика»...

Методические указания к практическим занятиям для студентов дисциплины «современная экология и дети» iconМетодические указания к практическим занятиям Квалификация (степень) выпускника «Магистр»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,...

Методические указания к практическим занятиям для студентов дисциплины «современная экология и дети» iconМетодические указания к практическим занятиям по курсу «Методы и модели в экономике»
Типовые задачи статического моделирования линейной многоотраслевой экономики [Текст] : метод указания к практическим занятиям по...

Методические указания к практическим занятиям для студентов дисциплины «современная экология и дети» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Математика»
Методические указания предназначены для всех специальностей среднего профессионального образования (спо), изучающих по дисциплине...

Методические указания к практическим занятиям для студентов дисциплины «современная экология и дети» iconМетодические указания к практическим ( семинарским) занятиям для...
Автор методических указаний – Ольга Дмитриевна Мачкарина, канд филос наук, доцент

Методические указания к практическим занятиям для студентов дисциплины «современная экология и дети» iconМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе...
Социальный аспект менеджмента играет важную роль в достижении конечных результатов деятельности организации. Бакалавр менеджмента...

Методические указания к практическим занятиям для студентов дисциплины «современная экология и дети» iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям по дисциплине...
Автор-составитель: НащекинаЕ. В. кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин дф рпа минюста РФ

Методические указания к практическим занятиям для студентов дисциплины «современная экология и дети» iconМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Педагогика»
Практические задания и методические указания по их использованию по курсу «Этика и психология общения» для студентов специальности...


Учебный материал


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru