Пояснительная записка 8 класс рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные»




Скачать 216.22 Kb.
НазваниеПояснительная записка 8 класс рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные»
Дата публикации28.04.2014
Размер216.22 Kb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > Биология > Пояснительная записка









МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ “СПЕЦИАЛЬНАЯ

(КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V ВИДА”
УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКС(К)ОУ СКОШИ V вида_______

______________________________дата



М.П.
Рабочая программа по биологии

(базовое изучение)

8класс


Составитель: Молоканова Лариса Владимировна,
учитель биологии высшей категории

2013 г.

Пояснительная записка
8 КЛАСС

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Она полностью отражает содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков. Основная задача данного курса заключается в формировании основных биологических понятий, привитие школьникам практических умений по изучению и по уходу за животными.

Рабочая программа для 8 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Применение разнообразных типов уроков предусматривает развитие учебно-познавательной деятельности на всех этапах урока. Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное последовательное включение учащихся в решение познавательных задач, формирование у них практических умений. Целесообразно обучение, при котором школьники сами приходили бы к правильным выводам что, способствует переходу их знаний в убеждение и формированию биологического мышления.

При усвоении знаний об особенностях строения и функций органов животного организма, многообразия животных, решаются важнейшие задачи воспитания. В системе комплексного воспитания особая роль принадлежит формированию научного мировоззрения, эстетическому и экологическому воспитанию.

Составной частью экологического воспитания является природоохранительная работа, включающая знакомство с редкими и исчезающими животными, обучение правилам поведения в природе и участие в охране животных родного края.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 144с: ил.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2005. - 304с;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

  • Работать с учебником: использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

  • Анализировать и сравнивать.

  • Обобщать и делать выводы.

  • Объяснять явления и процессы.

Специальные умения, навыки и способы деятельности, которые помогают в повседневной жизни.

  • Выращивание и уход за животными.

  • Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами, бактериями и простейшими.

  • Оказание первой помощи животным.

  • Соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

устный опрос;

контрольная работа;

самостоятельная работа;

тестирование (биологический диктант);

творческая работа (доклад, реферат).

Формы организации образовательного процесса;

  • Уроки.

  • Лабораторные и практические занятия.

  • Исследовательская деятельность.

  • Экскурсии.

  • Проектная деятельность.

Технологии обучения:

1. Игровые.

2.ИКТ.

3.Тестовые.

4.Проблемное обучение.

5.Групповые.

6.Здоровьесберегающие.

Основное содержание

Раздел 1. Многообразие животных -12ч.

Раздел 2. Позвоночные - 28ч. Раздел 3 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций

органов и их систем у животных - 9ч.

Раздел 4. Индивидуальное развитие животных -4ч.

Раздел 5. Развитие животного мира на Земле -3ч.

Раздел 6.Закономерности размещения животных на Земле -1 ч.

Раздел 7. Биоценозы -4ч.

Раздел 8. Животный мир и хозяйственная деятельность человека -5ч.

Резерв -2ч.


Программа 8 класс

Животные

1. Многообразие животных (12ч)

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Изучение представителей отрядов насекомых.

2.Позвоночные (28 ч)

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

  • Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсия. Изучение многообразия птиц.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация видеофильма.

3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (9ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы

  • Изучение особенностей различных покровов тела.

  • Наблюдение за способами передвижения животных.

  • Наблюдение за способами дыхания животных.

  • Наблюдение за особенностями питания животных.

  • Знакомство с различными органами чувств у животных.

  • Изучение ответной реакции животных на раздражение.

4. Индивидуальное развитие животных (4 ч)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

5. Развитие животного мира на Земле (3 ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

6. Закономерности размещения животных на Земле (1ч)

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

7. Биоценозы (4 ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

8. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных. Резерв 2ч.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8класса:

Знать:

  • Общие признаки живого организма.

  • Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, подцарств, типов и классов животных.

  • Причины и результаты эволюции.

  • Усложнение животных в процессе эволюции.

  • Природные и искусственные сообщества.

  • Изменчивость, наследственность и приспособленность животных к среде обитания.

  • Наиболее распространенные виды и породы животных.

  • Строение, функции животных.

  • Обмен веществ и превращение энергии.

  • Роль ферментов и витаминов в организме.

  • Особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов).

  • Дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме.

  • Размножение, рост и развитие животных.

  • Вирусы как неклеточные формы жизни.

  • Среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные).

  • Природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе.

  • Искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

  • Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды.

  • Родство млекопитающих животных и человека.

  • Особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью.

  • Влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности.

  • Роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.

Уметь:

Распознавать:

  • Организмы животных.

  • Клетки, ткани, органы и системы органов животных.

  • Наиболее распространенные виды животных своего региона.

  • Строение и функции клеток животных.

  • Организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы.

  • Семейства, классы, типы животных; классы хордовых, царства живой природы.

Применять знания:

  • О строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

  • О видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны.

  • О движущих силах эволюции для объяснения ее результатов:
    приспособленности организмов и многообразия видов.

Делать выводы:

  • О клеточном строении организмов всех царств живой природы.

  • О родстве и единстве органического мира.

  • Об усложнении животного мира в процессе эволюции.

Наблюдать:

  • Сезонные изменения в жизни животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных.

  • Результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.

Соблюдать правила:

  • Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом.

  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменение среды обитания под влиянием деятельности человека.

  • Проведения простейших опытов изучения поведения животных.

  • Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе.



Тематическое планирование уроков по биологии

8 класс

2 часа в неделю, 68часов в год


Учитель Молоканова Лариса Владимировна

Учебник “Биология. Животные. 7 класс” – M.:Дрофа, 2002

Авторы В.В. Латюшин, В.А. Шапкин




урока,

раздела

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

планируемая

фактическая

РАЗДЕЛ

Многоклеточные Животные

12







1.

Тип Иглокожие.

1







2.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Л. р. “Знакомство с разнообразием ракообразных”.


1







3.

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Клещи.

1







4.

Класс Насекомые. Л. р. “Изучение представителей отрядов насекомых”.

1







5.

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые.

1







6.

Отряды насекомых: Уховертки, Поденки.

1







7.

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши.

1







8.

Отряды насекомых: Жуки, Клопы.

1







9.

Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые.

1







10.

Отряды насекомых: Двукрылые, Блохи.

1







11.

Отряд Перепончатокрылые.

1







12.

Обобщающий урок. Роль насекомых в природе и жизни человека.

1










Позвоночные животные

28







13.

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные. Классы: Ланцетники и Круглоротые.

1







14.

Класс Рыбы. Л. р. “Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб”.

1








15.

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные.

1







16.

Класс Костные рыбы. Отряды: Осётрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные.

1








17.

Класс Костные рыбы. Отряды: Карпообразные, Окунеобразные.

1







18.

Обобщающий урок. Значение рыб в природе и жизни человека.

1







19.

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

1








20.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.

1







21.

Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

1







22.

Класс Птицы Л. р. “Изучение внешнего строения птиц”.

1







23.

Отряд Пингвины.

1







24.

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные.

1







25.

Отряды птиц: Казуарообразные, Гусеобразные.

1







26.

Отряд Хищные птицы.

1







27.

Отряд Куриные.

1







28.

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

1







29.

Значение птиц в природе и жизни человека.

1







30.

Экскурсия “Изучение многообразия птиц”.

1







31.

Класс млекопитающие. Подклассы Однопроходные и Сумчатые.

1







32.

Подкласс Плацентарные. Отряд Насекомоядные.

1







33.

Подкласс Плацентарные. Отряд Рукокрылые.

1







34.

Отряды Грызуны, Зайцеобразные.

1







35.

Отряды Китообразные, Ластоногие.

1







36.

Отряды: Хоботные, Хищные.

1







37.

Отряд Парнокопытные.

1







38.

Отряд Непарнокопытные.

1







39.

Приматы.

1







40.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека.

1







РАЗДЕЛ

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

9







41.

Покровы тела. Сравнительная характеристика. Л. р. “Изучение особенностей различных покровов тела”.


1







42.

Опорно-двигательная система. Сравнительная характеристика.

1







43.

Способы передвижения животных. Полости тела. Л. р. “Наблюдение за способами передвижения животных”.

1







44.

Органы дыхания и газообмен у беспозвоночных и позвоночных животных. Л. р. “Наблюдение за способами дыхания животных”.

1







45.

Органы пищеварения, усложнение в процессе эволюции. Обмен веществ и превращение энергии. Л. р. “Наблюдение за способами питания животных”.

1







46.

Кровеносная система, усложнение в процессе эволюции. Кровь.

1







47.

Органы выделения, сравнительная характеристика.

1







48.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкты. Л. р. “Изучение ответной реакции животных на раздражение”.

1







49.

Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Л. р. “Знакомство с различными органами чувств у животных”.

1







РАЗДЕЛ

Индивидуальное развитие животных

4







50.

Продление рода. Органы размножения.

1







51.

Способы размножения животных. Оплодотворение.

1







52.

Развитие и продолжительность жизни животных. Л. р. “Изучение стадий развития животных и определение их возраста”.

1







53.

Периодизация и продолжительность жизни животных.

1







РАЗДЕЛ

Развитие животного мира на Земле

3







54.

Доказательства эволюции животных.

1







55.

Дарвин о причинах эволюции животных.

1







56.

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

1







РАЗДЕЛ

Закономерности размещения животных на Земле

1







57.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

1







РАЗДЕЛ

Биоценозы

4







58.

Естественные и искусственные биоценозы.

1







59.

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

1







60.

Цепи питания. Поток энергии.

1







61

Экскурсия “Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза”.

1







РАЗДЕЛ

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

5







62.

Воздействие деятельности человека на животных.

1







63.

Одомашнивание животных.

1







64.

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира.

1







65.

Экскурсия на выставку сельскохозяйственных и домашних животных.

1







66.

Обобщающий урок по теме «Животный мир и хозяйственная деятельность».

1







67.

Обобщающий урок за год.

1







68.

Летние задания.

1







Итого







68часов





Учебно-методический комплект для 8 класса

  1. В.В. Латюшин, Г.А.Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. - М.: Дрофа, 2004, - 192с.

  2. Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.

  3. Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.6 ил. - (Дидактические материалы).

  4. Дидактические карточки-задания по биологии: Животные. /Бровкина Е. Т., Белых В. И. -М.: Издательский Дом ТЕНДЖЕР",1997. - 56с.

  5. Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001. - 192с.

  6. Латюшин В. В. Биология. Животные. 7 класс: Рабочая тетрадь для учителя. М.: Дрофа, 2004. - 160 с.

  7. Никишов А. И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. М.:«РАУБ» «Цитадель», 1996. - 174с.

  8. Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. - 258с: ил.- («Занимательные уроки»).

  9. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 272с.

  10. Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с.

  11. Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. - СПб. Специальная литература, 1996.

  12. Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 144с.

  13. Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас - М.: Росмэн, 1998. - 88с;

  14. Секреты природы / Пер. с англ. -ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с.

  15. Сладкое Н. Покажите мне их! Зоология для детей / Художн. Р.Варшамов. - М.: РОСМЭН. 1994. -183с.

  16. Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология /Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с.

  17. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав. ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с.

  18. Я познаю мир: Детская энциклопедия; Миграции животных. Автор А. X. Тамбиев. - М.: ООО «Фирма "Издательство ACT"»; ООО «Астрель», 1999 - 464с.

  19. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле /; - М.: ООО «Фирма "Издательство ACT"»; ООО «Астрель», 2001 ~ 400с.

  20. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б. Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма "Издательство ACT"»; ООО «Астрель». 1999 - 480с.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»

• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

• Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

• Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.zooland.ru - сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий» www.zoo.ru/moscow - сайт Московского зоопарка

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка 8 класс рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» iconРабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по...

Пояснительная записка 8 класс рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов...

Пояснительная записка 8 класс рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек...

Пояснительная записка 8 класс рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология....

Пояснительная записка 8 класс рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...

Пояснительная записка 8 класс рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального...
Грибы. Растения авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д....

Пояснительная записка 8 класс рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» iconРабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного...
Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой, Б. Б. Захарова \\Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, биология 6-11...

Пояснительная записка 8 класс рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...

Пояснительная записка 8 класс рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт

Пояснительная записка 8 класс рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru