Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология»




Скачать 228.41 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология»
страница1/3
Дата публикации10.08.2013
Размер228.41 Kb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему базисному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе

« Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы ( компоненты знаний ): термин, факты, процессы и объекты, закономерности, законы

Результаты обучения, которые сфомулированы в деятельностной форме и полностью соответствует стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательноть требований каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков соорентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.и.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразовательной учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006.

А также методических пособий для учителя:

1. Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразовательной учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006.

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2005.

3. Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М. Дрофа,2006.

Дополнительная литература для учителя:

1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М.Дрофа, 2004.

2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы.- М. «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005.

3. Козлова Т.А., Кучменка В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие.- М. Дрофа, 2002.

4. Фросин В.Н., Сивоглазоа в.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология.- М.Дрофа, 2004.

Тематическое планирование



Тема урока

Теор.дата

Факт.дата

Тип урока

Д.З

Элем. содержания

Треб. к уровню подготовки обуч-ся

Измер

Введение (1 час)

1

Биология тере табигать турындагы фән. Кешеләрнең практик эшчәнлегендә биологиянең роле.







Вводный урок

Стр.3-5, повтор.

«Многообразие живых организмов»

(стр.5-6)

Биология

Микология

Бриология

Альгология

Палеоботаника

Биотехнология

Биофизика

Биохимия

радиобиология

Давать определение термину «биология»; выделять предмет изучения биологии; Харак-ть биол. Как комплексную науку;

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в прак. деят. людей.

Задания со свободным кратким и развернутым ответом

2

Тере организмнарның төп үзлекләре







Урок изучения нового материала

Стр. 7-11, вопросы 4-9

Подготовить сообщение о К. Линнее (по желанию)

Понятия: жизнь, открытая система, наследственность, изменчивость.

Факты: отличительные признаки живых организмов от неживых тел

Давать определение понятию «жизнь», называть свойства живого, описывать проявление свойств живого, различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе, доказывать что живые организмы-открытые системы.

Ответы на вопросы стр.12

3

Тере организмнарның табигый классификациясе. Төрләрнең төрлелеге.







Комбинированный урок

Глава 2, п 1.

Вопросы № 1, 3, 4. Подготовить сообщение о Ж.Б.Ламарке (по желанию)

Понятия: таксон, система, иерархия.

Факты: уровни организации живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие.

Давать определение термину таксон; назвать уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные свойства живой природы; основные таксономические единицы.

Глава 2, п.1

4

Ч.Дарвин хезмәте килеп чыкканчы (предпосылки)







Комб. урок

П. 2, 3, 4. Вопросы №1, 2, 3 к п. 3

Понятия: эволюция, искусственный отбор.

Факты: предпосылки учения Ч.Д. и его путешествие

Давать определение термину эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Д.. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Д.

Объяснить причину многообразия домашних животных и культурных растений.

Вопросы на стр.12

1.3 Чарлз Дарвинның төрләрнең табигый сайланыш юлы белән килеп чыгышы турындагы теориясе (3 сәг)

5

Табигый сайланыш турында Ч. Дарвинның хезмәте.







Изучение нового материала

П.5, стр. 24-26.

Вопросы № 3,4,6 к тексту

Понятия: наследственная изменчивость, борьба за существованиеФакты: Ч.Д.-основоположник учения об эволюции; насл. изменч. и БЗС-движущие силы эволюции

Давать определение понятиям: наслед. изменч., БЗС.

Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Д.; движущие силы эволюции; формы БЗС.

Работа с карточками

6

Табигый сайланыш турында Ч. Дарвинның хезмәте.(дәвамы)







Комб. урок

П. 5 Вопросы № 1,2,5,7.

Понятия: естественный отбор;

Факты: ЕО-движущая сила эволюции;проявление в природе ЕО

Давать определение понятиям: естественный отбор.

Называть движущие силы эволюции; харак. сущность ЕО

Прод. Работы по карточкам

7

Табигый сайланыш формалары.







Комб. урок

П. 6.

Понятия: ЕО.

Факты: условия проявления форм ЕО-изменения условий среды

Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору; приводить примеры стабилизирующего отбора, движущей формы ЕО.

Вопросы №1,2,3

Бүлек 1.4 организмнарның тышкы тирәлек шартларына җайлашуы – табигый сайланыш йогынтысы нәтиҗәсе. (2 сәг)

8

Организмнарның тышкы тирәлек шартларына җайлашуы-эволюция нәтиҗәсе.







Изучение нового материала

П. 7,8,9

Понятия: приспособленность, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска, физадаптации

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к окружающей среде; называть и приводить примеры типов приспособлений

Вопросы к п.7,8

9

Организмнарның тышкы тирәлек факторларына җайлашуны табу.Практик эш №1







Урок закрепление

П.9 повторить

Понятия: адаптация;

Факты: приспособительные особенности растений и животных.

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.

Выполнение практической работы “Выявление приспособленности к среде обитания

1.5 Микроэволюция (3 сәг)

10

Төр, аның критерийлары һәм структурасы.







Комб. урок

П10, записи в тетради

Понятия: вид,

Виды-двойники, ареал.

Приводить примеры видов растений и животных, перечислять критерии вида.

Вопросы №1,2 к п.10

11

Популяция







Комб. урок

П.10, вопрос №6

Понятие: популяция

Называть признаки популяций, отличать понятия вид и популяция.

Задания №4,5 к п.10

12

Төрләрнең барлыкка килүе.







Комб. урок

П.11, вопросы 1-4

Понятие: микроэволюция

Приводить примеры различных видов изоляции

Выпол. индивид. заданий

1.6 бүлек Макроэволюция (3 сәг)

13

Адаптацияләрнең биологик нәтиҗәләре.







Комб. урок

П.12, вопросы 1-6

Понятия: биологический пргресс, биологический регресс, макроэволюция

Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином направлении.

Зад. №1, 2, 3 (п.12)

14

Эволюциянең төп юнәлешләре.







Комб. урок

П.12. Приводить примеры из дополнительных источников информации

Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Называть основные направления эволюции; приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Задания № 4,5,6,7

П.12

15

Контроль эш №1







Урок контроля и оценки знаний

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида:

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствия.

Задания на установление взаимосвязи движущих сил эволюции. Заполнение сравнительной таблицы.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

1.7 Җирдә тереклек барлыкка килү (2 сәг)

16

Тереклек барлыкка килү турындагы хәзерге карашлар.







Урок изучение нового материала

П.14, вопросы №1-4, повторить п.11, подготовить доклады

Гипотеза происхождения жизни Опарина,

Коацерваты,

Пробионты.

Называть этапы происхождения жизни

Вопросы №5,6,7 к тексту п.11

17

Тереклек үсешенең беренчел этаплары. Иң борынгы эраларда тереклек барлыкка килү.







Комб. урок

П.15, ответить на вопросы 1-4

Эволюция,эукариоты

Описывать начальные этапы эволюции жизни

Анализ и беседа по докладам

1.8 Җирдә тереклек үсеше (3 сәг.)

18

Протерозой һәм палеозой эраларында тереклек үсеше







Урок комплексного применения ЗУН

П. 16-17, ответить на вопросы №1-4, подготовить доклады

Ароморфоз

Приводить примеры и ароморфозы растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое

Обсуждение и анализ доклада

19

Мезозой һәм кайнозой эраларында тереклек үсеше







Урок комплексного применения ЗУН

П. 18-19. Повторить по учебнику 8 класса тему “Происхождение человека”

Ароморфоз, идиоадаптации

Приводить примеры и ароморфозы растений и животных в мезозое и кайнозое

Ответить на вопросы №1-3 (п. 18), №1-5 (п.19)

20

Органик дөнья системасында кешенең урыны һәм роле. Кеше эволюциясе.







Урок комплексного применения ЗУН

П. 20, повторить по химии понятие “Химический элемент”, свойства воды.

Антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза.

Определять принадлежность человека к классу млекопитающие, отдел приматы.

Сообщения учащихся, вопросы к тексту п. 20

2 нче кисәк. Тере организмларның төзелеш структурасы (15 с)

2.1 Күзәнәкнең химик төзелеше (4 с)

21

Кузәнәкнең элементар составы. Кузәнәкнең неорганик матдәләре.







Урок изучения нового материала

Повторить по курсу 6 класса “Химический состав клетки” п.21

Микро и макро элементы

Называть неорганические вещества клетки, характеризовать биологическое значение макро и микроэлементов, воды.

Вопрос №3 п. 21.

22

Кузәнәкнең органик матдәләре. Углеводлар. Липидлар.







Урок изучения нового материала

П.22, вопросы № 1,5-9

Углеводы. Липиды, гормоны.

Называть органические вещества клетки и их биологическую роль

Работа по карточкам

23

Кузәнәкнең органик матдәләре. Аксымнар.







Комб. урок

П. 22, вопросы № 1,2-4

Белки, гормоны,ферменты

Называть функции белков, продукты богатые белками. Описать механизм денатурации белка

Работа с рисунками
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э. Д. Днепров, at. Аркадьев. М.:...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология....

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология....

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель руководителя по Руководитель мкоу сош

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» iconРабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного...
Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой, Б. Б. Захарова \\Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, биология 6-11...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа, 2006. 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru