Курсовая работа Методика преподавания раздела «Биогеоценотический уровень организации жизни»




Скачать 172.61 Kb.
НазваниеКурсовая работа Методика преподавания раздела «Биогеоценотический уровень организации жизни»
Дата публикации09.08.2013
Размер172.61 Kb.
ТипКурсовая
5-bal.ru > Биология > Курсовая


Московский Институт Открытого Образования

Кафедра методики преподавания биологии

Курсовая работа
Методика преподавания раздела

«Биогеоценотический уровень организации жизни»

Группа БИ-1

Либуркина Мария Дмитриевна

ГБОУ СОШ №1871

ЦАО г.Москвы

Москва, 2012
Оглавление

1. Введение 3

2. Содержание раздела. 4

Урок №1. 6

Урок №3. 11

Урок №4. 13

Урок №5. 15

Урок №6. 17

Урок №7. 19

Урок №8. 21

Урок №9. 22

4. Методические разработки дополнительных занятий по теме. 23

Список литературы: 25


1. Введение


На данный момент экологическую ситуацию в мире можно характеризовать как критическую: в результате деятельности человечества с лица Земли исчезли тысячи видов животных и растений, из года в год стремительно уменьшается лесной массив, загрязнены атмосфера и мировой океан и т.п.

Исходя из этого, перед школьным курсом биологии (особенно в старшей школе) ставится важная задача воспитания экологически грамотного поколения молодежи, которое будет в полной мере понимать основные закономерности и взаимосвязи в окружающей среде, осознавать необходимость бережного отношения и охраны окружающей среды, природы, здоровья человека.

Читаем в справочнике http://ru.wikipedia.org:

«Биогеоценоз (от греч. βίος — жизнь γη — земля + κοινός — общий) — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема). Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва).»

Именно раздел программы 10 класса «Биогеоценотический уровень организации жизни» наиболее близко подводит учащихся к пониманию основных экологических законов, дает возможность не только теоретического, но и практического изучения на примерах биогеоценозов парков, прудов и т.п. объектов, расположенных в шаговой доступности.

2. Содержание раздела.



Содержание раздела в соответствии с программой И.Н. Пономаревой:

«Тема 3. Биогеоценотический уровень организации жизни – 8 ч.

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Понятия: биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.»

Изучение данного раздела в старшей школе преследует две основные цели:

1. Обеспечить общебиологическую грамотность учащихся, основную на глубоком понимании свойств, закономерностей, взаимосвязей, разнообразия живой природы.

2. Развить экологическую культуру у учащихся, необходимую для охраны окружающей среды, природы, здоровья человека.
При изучении данного раздела учитель, как правило, сталкивается с определенными сложностями в усвоении материала учащимися, связанными с большим количеством новых понятий и терминов, объемом теоретического материала (часто не подкрепленного практическими исследованиями). Еще больше усугубляет ситуацию низкая мотивация учащихся общеобразовательных школ при учении раздела, вызванная с одной стороны большим объемом сложного материала, с другой стороны оторванностью знаний от реальной жизни, в которой существуют нынешние школьники.

Исходя из вышеизложенных целей, а так же учитывая огромное информационное пространство, доступное на данный момент учащимся, думаю, что при преподавании данного раздела необходимо отходить от канонов: сочетать все разнообразие методов обучения, использовать ИКТ, привлекать учащихся к работе над реальными или приближенными к реальности экологическими проектами.

Ниже представлен разработанный мной вариант преподавания данного раздела.

В него входят разработанные уроки, внеклассные мероприятия (экскурсия, дополнительные занятия), примеры работ учащихся (10 класс, СОШ №1871 ЦАО Г.Москвы, 2011год).

3. Методические разработки уроков.

Поурочное планирование раздела:



Тема урока

Основные понятия

1

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. Биогеоценоз как био- и экосистема.

Биогеоценоз. Биотоп. Биоценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Биосистема, экосистема.

2

Строение и свойства биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе.

Трофические и пространственно-территориальные связи. Емкость биотопа. Экологическая ниша.

3

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Механизмы устойчивости биогеоценозов.

Симбиоз. Мутуализм. Комменсализм. Нахлебничество. Квартиранство. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Антагонизм.

4

Зарождение и смена биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения.

Смена биогеоценоза (сукцессия). Суточные, сезонные, годичные изменения.

5

Многообразие водных биогеоценозов.

Морские экосистемы. Экосистемы пресных вод.

6

Многообразие биогеоценозов суши.

Древесные и травянистые биогеоценозы. Биомы. Агробиоценозы.

7

Сохранение разнообразия биогеоценозов. Природопользование в истории человечества.

Охрана биогеоценозов. Рекультивация биогеоценозов. Заповедник. Национальный парк.

8

Экологические законы природопользования.

Программа «Законы экологии».

9

Контрольная работа

---



Урок №1.


Тема: «Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. Биогеоценоз как био- и экосистема.»

Цель урока: знакомство с биогеоценотическим уровнем организации жизни.

Задачи урока:

-расширить знания об уровнях организации жизни;

-изучить понятия биогеоценоз, биосистема, экосистема;

-познакомится с взаимосвязями живых организмов в биогеоценозе.

Основные понятия урока: биогеоценоз, биоценоз, биотоп, продуценты, консументы, редуценты, биосистема, экосистема.

Наглядность:

-видеокассета «Природоведение» (фрагменты о лесных и водных экосистемах);

-схема «Строение экосистемы»;


План урока:

1. Организационная минута- 1 мин.

2. Активация знаний в виде мини-опроса – 5 мин.:

- что такое биосфера?

-из чего состоит биосфера?

-что такое круговорот веществ и энергии?

3. Основная часть урока.

а) просмотр двух фрагментов видео (лесная экосистема и экосистема пруда) – 4 мин

б) в чем разница? Как они взаимосвязаны друг с другом? (путем наводящих вопросов выходим на понятие биогеоценоза, записываем определение в тетрадь) – 5 мин

в) дискуссия «из чего состоит биогеоценоз»: выводим понятия «биоценоз» и «биотоп». – 5 мин

г) самостоятельное задание в игровой форме: класс делится на две группы, каждая группа должна составить как можно более подробное описание биогеоценоза по просмотренному в начале урока фрагменты видео (лесной и прудовой биогеоценозы). Представители групп фиксируют на доске все элементы биогеоценозов из готовых описаний. По итогам в тетрадях составляется следующая схема (выписанные на доске организмы разбиваются на трофические группы и вписываются в качестве примеров): -10 мин



д) закрепление материала (на доске схема «строение экосистемы») 3-4 мин.:

-кто такие продуценты? Консументы? Редуценты?

-есть ли между ними взаимосвязь?

-чем отличается экосистема от биогеоценоза?

е) домашнее задание: §22-23 + составить описание биогеоценоза (на выбор учащегося, с использованием доп. литературы, сети Интернет)

Урок №2.

Тема: «Строение и свойства биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе».

Цель урока: изучение строение биогеоценоза, типов связей и зависимостей в биогеоценозе.

Задачи урока:

-изучить строение и свойства биогеоценозов;

-сформировать понимание связей и зависимостей в биогеоценозах;

-начать формирование понимания ценности биоразнообразия Земли.

Основные понятия урока: трофические и пространственно-территориальные связи, емкость биотопа, экологическая ниша.

Наглядность:

- схема «Строение экосистемы» (см. выше);

- схема «Ярусное расположение растений»



- видеоролик «Адаптации животных» (http://www.youtube.com/watch?v=UsDJ3JrnpOI&feature=related)

План урока:

1. Организационная минута- 1 мин.

2. Активация знаний в виде мини-опроса – 5 мин.:

Тут и в последующих уроках: вопросы по основным понятиям/проблемам, изученным на предыдущих уроках раздела.

3. Основная часть урока:

а) Какие взаимодействия существуют между организмами? – 10 мин.

Из перечисленных учащимися взаимодействий, выбираем основные, на доске и в тетрадях делаем схему:



Под каждым типом связи вписываются основные понятия:

-трофические связи: цепи питания, цепи выедания, цепи разложения, сети питания, трофический уровень;

-пространственно-территориальные связи: ярусное строение, емкость биотопа, экологическая ниша.

б) Работа с экскурсионной карточкой (см. раздел «Дополнительные занятия)»: построение пищевых цепей и сетей, определение пространственно-территориальных связей. Учащиеся работают в группах. Используя материал §24 учебника, определяют трофические и пространственно-территориальные связи между видами, вписанными в карточку, определяют экологические ниши, составляют сеть питания. – 20-25 мин.

в) Все ли биоценотические связи полезны организмам? Как разные виды приспособились к жизни друг с другом? – просмотр видеоролика «Адаптации животных». -4 мин.

г) Домашнее задание: §24-25 + Оценить каждую определенную на уроке связь между видами по уровню «полезности», расставить знаки «+» и «-». -1 мин.

Урок №3.


Тема: «Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Механизмы устойчивости биогеоценозов».

Цель урока: расширение знаний о приспособлениях организмов к совместной жизни в биогеоценозах.

Задачи урока:

- изучить основные типы приспособлений организмов к совместной жизни;

- сформировать у учащихся понимание механизмов устойчивости биогеоценозов;

- продолжить формирование понимания ценности биоразнообразия.

Основные понятия урока: симбиоз, мутуализм, комменсализм, нахлебничество, квартиранство, хищничество, паразитизм, конкуренция, антагонизм.

Наглядность:

- схема «Биогеоценотические связи»



План урока:

1. Организационная минута- 1 мин.

2. Активация знаний в виде мини-опроса – 5 мин.

3. Основная часть урока:

а) «Дома вы оценивали «полезность» связей между видами. Наверняка вы обратили внимание на то, что далеко не все связи полезные.»

Далее следует работа со схемой «Биогеоценотические связи»: схема переносится в тетради, каждый тип взаимодействия обсуждается и дополняется примерами. – 10 мин.

б) Работа с экскурсионной карточкой: выявление разных типов приспособлений организмов. Учащиеся работают в группах: все связи между видами в соответствии со схемой разбиваются на четыре группы («++», «+0», «+-», «--»), далее определяются подтипы (хищничество, симбиоз, комменсализм и т.п.). -10 мин.

в) «Мы разобрали, как устроен биогеоценоз, основные типы связей между организмами, приспособления. А за счет чего сохраняется структура биогеоценоза, непрерывно поддерживается круговорот веществ и энергии?» Дискуссия, в ходе которой определяются и записываются в тетрадь свойства биогеоценоза, определяющие его устойчивость (жизненное пространство, разнообразие видов и пр.). – 10 мин.

г) «Влияет ли антропогенное воздействие на устойчивость биогеоценозов?» Самостоятельное задание: сформулировать, как деятельность человека влияет на устойчивость конкретного биогеоценоза (может быть биогеоценоз, выбранный для исследования во время экскурсии, либо любой другой). – 5-8 мин.

д) Домашнее задание: -1 мин.

-§26-27
-Работа с экскурсионной карточкой: выписать основные свойства конкретного биогеоценоза, определяющие его устойчивость, отдельно отметить антропогенное воздействие.

Урок №4.


Тема: «Зарождение и смена биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения».

Цель урока: изучить причины изменений биогеоценозов.

Задачи урока:

- изучить виды зарождения и смены биогеоценозов;

- сформировать у учащихся понимание причин изменений в биогеоценозах;

- начать развивать понимание того, насколько антропогенные факторы влияют на состояние биогеоценозов.

Основные понятия урока: Смена биогеоценоза (сукцессия), суточные, сезонные, годичные изменения.

Наглядность:

1

2

План урока:

1. Организационная минута- 1 мин.

2. Активация знаний в виде мини-опроса – 5 мин.

3. Основная часть урока

а) Постановка проблемы: «Все вы не раз видели распаханное поле. А что с ним произойдет, если его не трогать в течение 1-2-5-10 лет?» Отбираем наиболее близкие ответы учащихся, наводящими вопросами выходим на явление сукцессии, записываем определение в тетрадь. – 5-8 мин.

б) Работа со схемой №1: определяем особенности сукцессии, выходим на понятия «сукцессионный ряд», «временный биогеоценоз», «конечный биогеоценоз». – 5-8 мин.

в) «Может ли биогеоценоз сменится мгновенно? Если да, то из-за чего?». Работаем со схемой №2, переносим ее в тетрадь, приводим примеры. Отдельно оговариваем антропогенные воздействия. – 10 мин.

г) «Какие изменения мы можем наблюдать в биогеоценозе каждый день, сезон, год?» Циклические изменения (записываем определение в тетрадь). Делаем схему с примерами: - 10 мин.



д) Домашнее задание: §28-29

+ Работа с экскурсионной карточкой: определение ориентировочного возраста биогеоценоза, прогнозирование изменений на ближайшие 10-50 лет при неизменных условиях, фиксирование суточных и сезонных изменений.

Урок №5.


Тема: «Многообразие водных биогеоценозов».

Цель урока: изучение многообразия водных биогеоценозов планеты.

Задачи урока:

-изучить многообразие водных биогеоценозов;

-выявить особенности водных биогеоценозов;

-сформировать понимание последствий антропогенного воздействия на водные биогеоценозы.

Основные понятия урока: Морские экосистемы, экосистемы пресных вод.

Наглядность:

Схема №1

Схема №2

Схема №3

План урока:

1. Организационная минута- 1 мин.

2. Активация знаний в виде мини-опроса – 5 мин.

3. Основная часть урока:

а) «Все разнообразие экосистем планеты можно разбить на две группы: водные и сухопутные. Сегодня мы поговорим о водных экосистемах. Какие водные экосистемы вы знаете?» После ответов учащихся, открывается схема №1, фиксируется в тетради. 5-7 мин.

б) Дискуссия: какие особенности есть у водных экосистем? Дополняем схему особенностями. – 3-4 мин.

в) На доске схемы №2 и №3. Подробно разбираем каждый вид водной экосистемы по следующей схеме: 1. вводный рассказ учителя, 2. изучение биоразнообразия и взаимосвязей по схемам и рисункам учебника, 3. обсуждение последствий антропогенного воздействия на экосистему (желательно с примерами), 4. фиксирование особенностей и примеров в тетради. – 15 мин.

г) Домашнее задание: §30. – 4 мин.

Подготовить доклады. Примеры тем: 1.Воздействие загрязняющих веществ на водные биогеоценозы. 2. Обитатели водных биогеоценозов. 3.Многообразие водных биогеоценозов.

Урок №6.


Тема: «Многообразие биогеоценозов суши».

Цель урока: изучить многообразие биогеоценозов суши.

Задачи урока:

-изучить многообразие биогеоценозов суши;

-выявить особенности биогеоценозов суши;

-сформировать понимание последствий антропогенного воздействия на биогеоценозы суши.

Основные понятия урока: Древесные и травянистые биогеоценозы, биомы, агробиоценозы.

Наглядность:



- видеофрагмент «Биомы» (http://www.youtube.com/watch?v=RFEV-hiP2gQ) – 4 мин.

План урока:

1. Организационная минута- 1 мин.

2. Выступления 2-3 учащихся с докладами о водных биогеоценозах – 10 мин.

3. Основная часть урока:

а) Активация знаний с помощью схемы №1 предыдущего урока.
«На прошлом занятии мы изучали водные биогеоценозы, они подразделялись на морские и пресноводные. А на какие группы можно разбить биогеоценозы суши? И чем они отличаются друг от друга» Вводная дискуссия, резюмируем ее схемой в тетрадях (дополняем пункты основными отличиями): 4-5 мин.



б) Просмотр видео-фрагмента «Биомы».

Какие типы биогеоценозов суши мы увидели? Какие типы еще бывают?

Открываем схему-график биогеоценозов суши. Подробно разбираем каждый вид биогеоценоза по следующей схеме: 1. вводный рассказ учителя, 2. изучение биоразнообразия и взаимосвязей по схеме и рисункам учебника, 3. обсуждение последствий антропогенного воздействия на экосистему (желательно с примерами), 4. фиксирование особенностей и примеров в тетради. – 20 мин.

в) «Наряду с естественными биогеоценозами в природе имеется большое разнообразие биогеоценозов, созданных усилиями человека. Каковы их особенности? Чем они отличаются от естественных?» Выходим на определение агробиоценозов, записываем его в тетрадь. Дискуссия об особенностях агробиоценозов (особенности фиксируются в тетрадь списком). – 5-7 мин.

г) Домашнее задание: §31 -4 мин.

Подготовить доклады. Примеры тем: 1.Воздействие загрязняющих веществ на биогеоценозы суши. 2. Обитатели биогеоценозов суши. 3.Многообразие биогеоценозов суши. 4. К чему может привести вырубка лесов?

5. Опустынивание – серьезная проблема 21 века.

Урок №7.


Тема: «Сохранение разнообразия биогеоценозов. Природопользование в истории человечества».

Цель урока: воспитание экологически грамотного и бережливого отношения к окружающей среде.

Задачи урока:

- изучение способов сохранения биоразнообразия;

-знакомство с историей природопользования;

-воспитание бережливого отношения к окружающей среде.

Основные понятия урока: Охрана биогеоценозов, рекультивация биогеоценозов, заповедник, национальный парк.

Наглядность:

Плакат

План урока:

1. Организационная минута- 1 мин.

2. Выступления 2-3 учащихся с докладами о биогеоценозах суши – 10 мин.

3. Основная часть урока

а) Дискуссия на тему «Почему надо сохранять биоразнообразие». – 4-5 мин.

б) Какие способы сохранения биоразнообразия существуют? Перечисляем способы (рекультивация, сохранение мест обитания, формы охраны биогеоценозов), выписываем в тетрадь с примерами и особенностями. -5-10 мин.

в) Самостоятельная работа с экскурсионной карточкой: учащиеся разрабатывают свои предложения по охране конкретного биогеоценоза. – 10-15 мин.

г) Природопользование в истории человечества: мини-лекция. -10 мин.

д) Домашнее задание: §32-33

Урок №8.


Тема: «Экологические законы природопользования».

Цель урока: изучить экологические законы природопользования.

Задачи урока:

- знакомство с программой «Законы экологии»;

- расширение и закрепление знаний об устройстве биогеоценозов, способах сохранения биоразнообразия.

Основные понятия урока: Программа «Законы экологии».

Наглядность:

- фильм «Экология и рациональное природопользование»

(http://www.youtube.com/watch?v=PqYGrtPVLAw&feature=related) 11 минут

План урока:

1. Организационная минута- 1 мин.

2. Активация знаний в виде мини-опроса – 5 мин.

3. Основная часть урока:

а) Вводный рассказ учителя о сложившемся напряжении между человеком и обществом и природе, об основных экологических проблемах современности. – 3-4 мин.

б) Просмотр фильма «Экология и рациональное природопользование» с последующим обсуждением возможных путей выхода из сложившейся ситуации.- 15-20 мин.

в) Знакомство с программой Б.Коммонера «Законы экологии» и одновременное подведение итогов обсуждения. Фиксирование четырех законов экологии в тетрадях. – 5-7 мин.

г) Мини-опрос по основным понятиям раздела «Биогеоценотический уровень жизни» - 7-10 мин.

д) Домашнее задание: §34

Урок №9.


Вариант №1: Контрольная работа по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни» в форме теста.

Вариант №2: Защита проектной работы.

Проект должен состоять из следующих элементов:

  • Заполненная карточка экскурсии с основными характеристиками выбранного биогеоценоза.

  • Пищевые цепи, сети, пространственно-территориальные связи между видами.

  • Взаимосвязи между организмами: основные типы и подтипы.

  • Суточные, сезонные, годичные изменения, возраст биогеоценоза, прогноз изменения биогеоценоза на 1-2-5-10 лет.

  • Моделирование изменения биогеоценоза при заданном внешнем воздействии (антропогенный фактор).

  • Предложения по охране и сохранению биоразнообразия.


4. Методические разработки дополнительных занятий по теме.


1. Экскурсия в парк – после урока №1.

Перед экскурсией учащимся выдается карточка – шаблон для заполнения во время экскурсии:



Во время экскурсии класс делится на группы по 5-8 человек, каждая группа выбирает себе биогеоценоз для работы (это может быть ельник, поляна, березовая рощица и т.п.). Далее каждая группа заполняет карточку биогеоценоза (с помощью атласов-определителей и учителя).*

*Т.е. изучение раздела часто приходится на зимнее время, то во время экскурсии в карточку заносятся только виды деревьев и кустарников, а так же те животные, которые оставили следы своего пребывания на снегу. Оставшаяся информация дополняется позже из доп. источников (литература, Интернет).

2. Моделирование изменений экосистем по заданным параметрам – семинарское занятие, проводится ориентировочно между 7 и 8 уроками.

Учащиеся работают в группах. Учитель предлагает каждой группе построить модель изменений в биогеоценозе при конкретном антропогенном воздействии.

Каждая группа анализирует все готовые данные по биогеоценозу:

  • Заполненная карточка экскурсии с основными характеристиками выбранного биогеоценоза.

  • Пищевые цепи, сети, пространственно-территориальные связи между видами.

  • Взаимосвязи между организмами: основные типы и подтипы.

  • Суточные, сезонные, годичные изменения, возраст биогеоценоза, прогноз изменения биогеоценоза на 1-2-5-10 лет.

Возможно использования дополнительной литературы, сети Интернет.

В качестве результата каждая группа предлагает:

  • Модель изменения биогеоценоза при заданном внешнем воздействии (антропогенный фактор) – подробное описание изменений в видовом разнообразии, пищевых цепях, межвидовых связях и т.п.

  • Предложения по охране и сохранению биоразнообразия.

Список литературы:



1. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. М., Издательство «Мир», 1989

2. Интернет-видеоархив http://www.youtube.com/

3. Интернет-справочник http://ru.wikipedia.org/

4. Машанова О.Г., Евстафьев В.В. Биология: тесты, вопросы, задания. М., «Московский лицей», 1997

5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология, 10 класс. М., «Вентана-Граф», 2006

6. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Программа по биологии для 10-11 классов (Базовый уровень), М., «Вентана- Граф», 2007

7. Сборник «Методические рекомендации по организации экологического образования в интересах устойчивого развития» под редакцией Курнешова Л.Е. М., Центр «Школьная книга», 2009




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа Методика преподавания раздела «Биогеоценотический уровень организации жизни» iconКурсовая работа является обязательным видом итогового контроля по...
Курсовая работа – это первый этап в самостоятельном теоретическом осмыслении материала, накопленного в ходе обучения в университете,...

Курсовая работа Методика преподавания раздела «Биогеоценотический уровень организации жизни» icon"Планирование и бюджетирование на предприятии"
Курсовая работа — самостоятельная учебная работа, целью которой является развитие у студентов навыков самостоятельной творческой...

Курсовая работа Методика преподавания раздела «Биогеоценотический уровень организации жизни» iconКурсовая работа по дисциплине «Управленческая психология» и «Управление персоналом»
Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями по разработке и

Курсовая работа Методика преподавания раздела «Биогеоценотический уровень организации жизни» iconКурсовая работа по психологии
Курсовая работа по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов

Курсовая работа Методика преподавания раздела «Биогеоценотический уровень организации жизни» iconКурсовая работа по дисциплине «Теория и методика обучения информатике»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Курсовая работа Методика преподавания раздела «Биогеоценотический уровень организации жизни» iconМетодика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие
...

Курсовая работа Методика преподавания раздела «Биогеоценотический уровень организации жизни» iconКурсовая работа на тему: Уровень жизни населения Российской федерации и его составляющие
Состояние жизненного уровня населения Российской федерации и основные направления его повышения

Курсовая работа Методика преподавания раздела «Биогеоценотический уровень организации жизни» iconКурсовая работа по дисциплине «Товароведение и экспертиза однородных групп товаров»
...

Курсовая работа Методика преподавания раздела «Биогеоценотический уровень организации жизни» iconПрограмма вступительных экзаменов по специальности 13. 00. 02 теория...
Вступительный экзамен по методике преподавания физики призван выявить знания соискателей по основным теоретическим закономерностям...

Курсовая работа Методика преподавания раздела «Биогеоценотический уровень организации жизни» iconКурсовая работа. Курсовая работа по дисциплине «Экономика отрасли (строительство)»
Подготовка специалистов-строителей, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в области экономики строительства...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru