Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса Человек и его здоровье> авторов В.




Скачать 241.63 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса Человек и его здоровье> авторов В.
Дата публикации09.08.2013
Размер241.63 Kb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье>) авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на ранних уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Планируемый результат», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программ. включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольные работы. Несколько разделов объединяются в группы, которые завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний, сколько на

формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ


  • Устный ответ

  • Лабораторные и практические работы

  • Творческие работы

  • Работа в тетради

  • Тестирование

  • Контрольные работы


Календарно-тематическое планирование

разработано на основе программы по биологии

для 8 класса , 2010 г.,

разработанной авторским коллективом в составе:

В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова



п/п


Название темы

Лабораторные работы

Примечание




Введение.

1 час




1 (1)

Науки о человеке. История и методы изучения







1.Происхождение человека

3 часа













2(1)

Систематическое положение человека







3(2)

Основные этапы эволюции человека







4(3)

Человеческие расы







2.Строение и функции организма

57 часов




2.1. Общий обзор организма человека

1 час




5(1)

Обзор систем органов человека










2.2. Клеточное строение организма. Ткани

5 часов




6 (1)

Строение и функции клетки







7 (2)

Деление клетки







8( 3)

Клеточное строение организма. Ткани







9(4)

Ткани







10 (5)

Л./р.№1

«Изучение особенностей строения животных тканей»

Л./р.№1

«Изучение особенностей строения животных тканей»




11(1)

2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем организма

1 час

Л/р № 2.

Самонаблюдение мигательного и коленного рефлексов.







2.4. Опорно-двигательная система

7 часов




12(1)

Скелет. Строение, состав и соединение костей


Л.р.№3 «Микроскопическое изучение кости»




13(2)

Скелет человека. Осевой скелет







14(3)

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей







15(4)

Строение мышц


Л.р.№4. «Мышцы человеческого тела»




16(5)

Работа скелетных мышц и их регуляция


Л.р.№5 «Утомление при статической и динамической работе»




17(6)

Осанка. Предупреждение плоскостопия


Л.р.№6 «Выявление нарушений осанки»

Л.р.№ 7. «Выявление плоскостопия»




18(7)

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Л/р № 8.

«Самонаблюдение работы основных мышц»







2.5. Внутренняя среда организма

3 часа




19(1)

Компоненты внутренней среды организма

Л/р № 9.

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»




20(2)

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Иммунология на службе здоровья







21 (3)

Тканевая совместимость










2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма

6 часов




22(1)

Транспортные системы организма







23(2)

Круги кровообращения


Л.р.№9 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»




24(3)

Строение и работа сердца

Л.Р.№ 9

« Положение венозных клапанов.»




25(4)

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения


Л.р.№ 10. «Изменения в тканях при перетяжках,затрудняющих кровообращение»

Л.р.№ 11. «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Л.р.№12. «Опыты, выясняющие природу пульса»




26(5)

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях


Л.р.№ 13.

«Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»




27 (6)

Обобщение по теме






















2.7.Дыхательная система

4 часа




28(1)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование, Заболевание дыхательных путей







29(2)

Легкие. Легочное и тканевое дыхание







30(3)

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации


Л.р.№14.

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Задержка дыхания»




31(4)

Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации











2.8. Пищеварительная система

6 часов




32(1)

Питание и пищеварение.

Л.р.№ 16. «Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании»




33(2)

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта







34(3)

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс.







35(4)

Регуляция пищеварения







36(5)

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.







37(6)

Действие ферментов слюны на крахмал

Л/р № 15







2.9. Обмен веществ и энергии

3 часа




38(1)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

Л.р.№17.

«Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки




39(2)

Витамины







40(3)

Энергозатраты человека и пищевой рацион


Л.р.№18.

«Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»







2.10. Покровные органы. Теплорегуляция

3 часа




41(1)

Наружные покровы тела человека







42(2)

Гигиена кожи. Кожные заболевания.







43(3)

Терморегуляция организма.










2.11.Выделительная система

1 час




44(1)

Выделение










2.12. Нервная система человека

5 часов




45(1)

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг







46(2)

Строение головного мозга. Функции переднего продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка


Л.р.№19.

«Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка и среднего мозга.»

Л.р.№ 20. «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»




47(3)

Соматический и автономный (вегетативный) отдел нервной системы







48(4)

Роль эндокринной регуляции







49(5)

Функции желез внутренней секреции






















2.13. Анализаторы.

5 часов




50(1)

Анализаторы







51(2)

Зрительный анализатор


Л.р.№21 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»




52(3)

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней







53(4)

Слуховой анализатор







54(5)

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса










2.14. ВНД.Поведение.Психика.

5 часов




55(1)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности







56(2)

Врожденные и приобретенные программы поведения


Л.р.№ 22 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образование нового динамического стереотипа»




57(3)

Сон и сновидения







58(4)

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы







59(5)

Воля, эмоции, внимание.


Л.р.№ 23.

«Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»







2.15. Железы внутренней секреции

2 часа




60(1)

Эндокринная система







61(2)

Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции










3. Индивидуальное развитие организма

5 часов




62(1)

Жизненные циклы. Размножение.







63(2)

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.







64(3)

Развитие ребенка после рождения. Становление личности







65(4)

Интересы, склонности, способности







66(5)

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.










Резерв времени

2 часа




67(1)

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека







68(2)

Здоровье – величайшая ценность для личности и общества








РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ В 8 КЛАССЕ

на основе программы по биологии

для 8 класса «Человек и его здоровье», 2010г.,

разработанной авторским коллективом в составе:

В. В. Пасечник, Р Д. Маш и др.



п/п

Название темы

Количество

часов




Введение. Человек, как биологический вид

1 час

1

Происхождение человека

3 часа

2

Строение и функции организма

57 часов:

2.1

Общий обзор организма человека


1 час

2.2

Клеточное строение организма. Ткани.

Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей»

5 часов

2.3.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма.

Лабораторная работа №2. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс»

1 час

2.4

Опорно-двигательная система

Л.р.№3 «Микроскопическое изучение кости»

Л.р.№5 «Утомление при статической работе»

Л.р.№6 «Выявление нарушений осанки»»

Л.р.№4 «Мышцы человеческого тела»

Л.р.№7 «Выявление плоскостопия»

Л.р № 8 «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»

7 часов

2.5

Внутренняя среда организма

Л.р № 9 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»»

3 часа

2.6

Кровеносная и лимфатическая системы организма

Лабораторная работа №9 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке»

Лабораторная работа № 10 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

Лабораторная работа №11 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Лабораторная работа №12 «Опыты, выясняющие природу пульса»

Лабораторная работа №13 « Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

6 часов

2.7

Дыхательная система

Лабораторная работа №14 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

4 часа

2.8

Пищеварительная система

Лабораторная работа №15 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Лабораторная работа №16 « Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании»

6 часов

2.9.

Обмен веществ и энергии

Лабораторная работа №17 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

Лабораторная работа №18 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»

3 часа

2.10.

Покровные ткани. Теплорегуляция

3 часа

2.11

Выделительная система


1 час

2.12

Нервная система человека

Лабораторная работа №19 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка и среднего мозга»

Лабораторная работа № 20 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»

5 часов

2.13

Анализаторы.

Лабораторная работа №21 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

5 часов

2.14

Высшая нервная деятельность.Поведение . Психика

Лабораторная работа №22 «Выработка навыка зеркального письма, как пример разрушения старого и образование нового динамического стериотипа

Лабораторная работа №23 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

5 часов

2.15

Железы внутренней секреции

2 часа

3

Индивидуальное развитие организма

5 часов




Резерв

4 часа




Итого:

70 часов



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Называть:
— общие признаки живых организмов;
-— признаки царств живой природы, отделов, классов и семейств; подцарств, типов и классов;
— причины и результаты эволюции.
Приводить примеры:
— усложнения растений и животных в процессе эволюции;
— природных и искусственных сообществ;
— изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
— наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.

Характеризовать:
- строение, функции клеток, тканей организма человека

- деление клетки, роль клеточной теорий в обосновании единства органического мира;
- строение и жизнедеятельность организма человека,

- обмен веществ и превращение энергии;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
— дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
- особенности размножения и развития человека;
- вирусы как неклеточные формы жизни;
- среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
- природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
- искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Обосновывать

- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

- родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас

- особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека

- влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
- меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
- влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности

- роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.

Распознавать:
- клетки, ткани, органы и системы органов человека;

Сравнивать:
- строение и функции клеток

- организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;

-семейства, классы, типы, классы , царства живой природы.
Применять знания:
- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
- о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов:
приспособленности организмов и многообразия видов.
Делать выводы:
— о клеточном строении организмов всех царств живой природы;
— о родстве и единстве органического мира;
— об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
Наблюдать:
— результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.
Соблюдать правила:
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
— здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Методические пособия для учителя:
1) Д.В. Колесов, Р.Д. Маи,, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. М.: Дрофа. 2010;
2) Сборник нормативных документов. Биология / Соот. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа , 2006;


дополнительная литература для учителя:
1.Лернер.Г.И. Биология. Тема «Человек» (8-9 класс): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы. – М., Эксмо, 2007.

2.Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология: Дидактические материалы к разделу «Человек» 8 класс- 2-изд. -: Изд.-во НЦ ЭНАС, 2006 (Портфель учителя)
для учащихся:
1. Тарасов ВВ. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.:Дрофа. 2005.




Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.


МULТIМЕDIА — поддержка курса (Биология. Человек)
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

http://bio.1september.ru — газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru — научные новости биологии.
www.edios.ru — Эйдос — центр дистанционного образования.
www.km.ru/e+ducation - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса Человек и его здоровье> авторов В. iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса Человек и его здоровье> авторов В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина. В. М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений....

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса Человек и его здоровье> авторов В. iconРабочая программа составлена на основе Федерального государственного...
«Человек и его здоровье» авторов А. Г. Драгомилова, Р. М. Маша, полностью отражающей содержание примерной программы с дополнения­ми,...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса Человек и его здоровье> авторов В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э. Д. Днепров, at. Аркадьев. М.:...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса Человек и его здоровье> авторов В. iconПояснительная записка 8 класс рабочая программа составлена на основе...
Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса Человек и его здоровье> авторов В. iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса Человек и его здоровье> авторов В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса Человек и его здоровье> авторов В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«Человек» автора Н. И. Сонина //Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.:...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса Человек и его здоровье> авторов В. iconДрагомилов А. Г., Маш Р. Д. Человек. 8 класс. Учебник для учащихся...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса Человек и его здоровье> авторов В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Государственного стандарта 2004 года и авторской программы Н. И. Сонина : Программы основного общего образования по биологии для...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru