Рабочая программа по курсу «Биология»
9 класс "Общие закономерности".
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса "общая биология" авторов в.Б. Захарова, н.и. Сонина, Е.Т. Захаровой// программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138с.//.
Данная программа рассчитана на 18 часов ( в год.) Программа сокращена за счет уплотнения материала.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин "Биология, общие закономерности. 9 класс": Учеб. для общеобразовательных учебных заведений – М. Дрофа,2009 а также методических пособий для учителя:
1) Т.Д. Ловкова, Н.И. Сонин "Биология. Общие закономерности. 9 класс": Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, в.Б. Захарова, н.и. Сонина "Биология. Общие закономерности. 9 класс". - М.: Дрофа, 2006. - 128с.;
2) программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6- Иклассы. - м.: Дрофа, 2005. - 138 с.;
3) Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, АГ. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006; дополнительной литературы для учителя:
1) Батуев А.С., гуленкова М.А., Еленевский А.г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2) Болгова и.в. сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - м.: "Оникс 21 век " Мир и образование", 2005;
Козлова Т.Д., кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - м.: дрофа, 2002;
лернер г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: "Аквариум", 1998;
Пименов А.В., пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу "общая биология".- м.:
"Издательство НЦ ЭНАС", 2004;


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
| Тема урока
Тип урока
| Месяц
дата
| Элементы
содержания
| Домашнее задание
|
| РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ
| ТЕМА 1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (1 час)
| 1
| Биология как наука о живой природе. Признаки организмов.
| сентябрь
| Основные понятия:
Жизнь
Открытая система
Наследственность
Изменчивость
Факторы:
Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.
|
|
| Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
|
|
|
ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИИ ПЕРИОД .ТЕОРИЯ Ч.ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (3 часа)
| 2
| Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина о естественном и искусственном отборе.
|
| Основные понятия:
Естественный отбор Факты: Естественный отбор - движущая сила эволюции. Процессы: Проявление в природе естественного отбора. Закономерности: Положения учения Ч.Дарвина
|
| Комбинированный урок
|
| 3
| Формы естественного отбора.
|
| Основные понятия:
Естественный отбор Факты: Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора -изменения условий среды. Процессы: Естественный отбор.
|
|
|
ТЕМА 3 ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
| 4
| Результат эволюции -приспособленность
организмов к среде обитания.
|
| Основные понятия:
Приспособленность вида Мимикрия Маскировка Предупреждающая окраска Физиологические адаптации Факты: Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптации. Закономерность: Приспособленность организма к условиям внешней среды - результат действия естественного отбора.
|
|
| Урок изучения и первичного закрепления нового материала. Экскурсия в краеведческий музей или на природу.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ТЕМА 4 МИКРОЭВОЛЮЦИЯ и МАКРОЭВОЛЮЦИЯ
| 5
| Вид, его критерии и структура.
Популяция.
|
| Основные понятия:
Вид Виды-двойники Ареал
|
|
| Тип урока -комбинированный
|
|
|
| 6
| Биологические последствия адаптации. Главные направления эволюции.
|
| Основные понятия:
Макроэволюция
Ароморфоз
Идиоадоптация
Дегенерация
Факты:
главные направления эволюции: ароморфоз,
идиоадоптация,
дегенерация.
|
|
№ п/п
| Тема урока Тип урока
| Месяц дата
| Элементы содержания
| Домашнее задание
| 7.
| Место и роль человека в системе органического мира эволюции человека.
|
| Основные понятия:
Антропология Антропогенез Движущие силы антропогенеза Факты: Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая природа
и социальная сущность человека.
|
| Урок комплексного применения ЗУН
|
|
№ п/п
| Тема урока Тип урока
| Месяц дата
| Элементы содержания
| Домашнее задание
| РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ
ОРГАНИЗМОВ
| 8.
| Элементарный состав клетки. Неорганические и органические вещества клетки.
|
| Основные понятия:
Микроэлементы Макроэлементы Факты: Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ живого вещества. Неорганические вещества
роль в организме: вода.
минеральные соли. Объекты:
Вода, минеральные соли живых организмов.
|
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
|
| 9
| Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен биосинтез белков, жиров, углеводов.
|
| Основные понятия:
Ассимиляция Диссимиляция Ферменты Факты: Обмен веществ и превращение энергии -признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез - важнейшая реакция обмена веществ. Процессы: Обмен веществ. Ген
Триплет Генетический код
|
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
|
|
№ п/п
| Тема урока Тип урока
| Месяц дата
| Элементы содержания
| Домашнее задание
| 10
| Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание.
|
| Основные понятия:
Гпиколис Брожение Дыхание Факты: Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Процессы: Этапы энергетического обмена.
|
| Комбинированный урок
|
| ТЕМА 2.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК
| 11
| Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы
|
| Основные понятия:
Органоиды Цитоплазма Факты: Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет. Включения. Их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток
|
|
|
№ п/п
| Тема урока Тип урока
| Месяц дата
| Элементы содержания
| Домашнее задание
| 12
| Эукариотическая клетка. Ядро. Деление клеток.
|
| Основные понятия:
Прокариоты Эукариоты Хромосомы Кариотип Соматические клетки Гаплоидный набор хромосом Диплоидный набор хромосом Факты: Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. • Митотический цикл • Интерфаза • Митоз • Редупликация • Хроматиды
|
| Комбинированный урок
|
|
РАЗДЕЛ 3 РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.
|
| № п/п
| Тема урока Тип урока
| Элементы содержания
| Домашнее задание
| 13
| Бесполое и половое размножение. Половые клетки
| Объекты:
Виды бесполого размножения- вегетативное размножение.
Половые клетки: строение, функции. Процессы:
Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение .
|
| 14
| Онтогенез. Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития.
| Основные понятия:
Оплодотворение Онтогенез Эмбриогенез Факты: Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное развитие организмов. Процессы: Дробление. Раструляция. Органогенез. Закономерности: Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра). Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие; постэмбриональное развитие. Полный и неполный метаморфоз. развития с матаморфозом.
|
|
|
РАЗДЕЛ 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ
ОРГАНИЗМОВ
| 15
| Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя.
| Основные понятия:
Аллельные гены Генетика Ген Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Чистые линии Факты: Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Использование Г.Менделем гибридологического метода. Процессы: Моногибридное скрещивание
| .
| 16
| Законы Г.Менделя
| Основные понятия:
Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак Факты: Наследственность свойство организмов. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование . Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей.
| .
| 17
| Генетика пола.
| Основные понятия:
Гетерогаметный пол
Гомогаметный пол
Половые хромосомы
Факты: Наследственность свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека. Наследственные заболевания, сцепленные с полом.
Процессы: Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
| .
| 18
| Генотип как система взаимодействующих генов.
| Основные понятия:
Аллельные гены
Генотип
Доминирование
Фенотип
Факты:
Генотип-система взаимодействующих генов.
Влияние количества генов на проявление признаков.
Процессы:
Взаимодействие генов и их множественное действие.
|
| |