Организационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии высшей категории, победитель конкурса по приоритетному национальному проекту «Образование»




Скачать 57.46 Kb.
НазваниеОрганизационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии высшей категории, победитель конкурса по приоритетному национальному проекту «Образование»
Дата публикации24.10.2013
Размер57.46 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Биология > Урок
Организационный проект урока биологии

Гулина Н. Э., учитель биологии высшей категории, победитель конкурса по приоритетному национальному проекту «Образование»
Класс: 11 (углубленного изучения биологии)

Тема: Видообразование. Типы видообразовательного процесса.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

  • продолжить формирование знаний о процессах в природных сообществах;

  • показать основные типы взаимоотношений между живыми организмами;

  • продолжить работу над формированием умения применять знания в новой ситуации.

Развивающие:

  • развитие организационных навыков и умений (ставить цель, выделять главное, планировать работу, осуществлять само- и взаимоконтроль, делать выводы, работать в оптимальном темпе);

  • развитие навыков мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение);

  • развитие речи;

  • развитие эмоционально – волевой сферы.

Воспитательные:

  • формирование научного мировоззрения;

  • воспитание диалогической культуры;

  • экологическое и эстетическое воспитание через предметное содержание;

  • повышение самооценки учащихся.

План урока.



Этапы урока

Содержание

1.

Организационное начало урока

Готовность учителя к уроку, подготовленность учащихся, классного помещения.

2.

Актуализация опорных знаний

Повторение материала предыдущих тем, необходимых для изучения нового материала (фронтальная беседа)

3.

Определение темы и целеполагание

Конкретизация темы урока, способов работы и источников информации

4.

Практическое применение знаний, умений и навыков

Изучение нового материала с использованием ИКТ.

Выполнение групповых заданий.

Фронтальное обсуждение результатов работы.

Выделение общих закономерностей.

5.

Рефлексия

Обсуждение результатов урока.

6.

Домашнее задание

Вариативное задание.

Изучение нового материала.

  1. Видообразование и его пути.

  2. Принцип расхождения (дивергенции) признаков.

  3. Изоляция как пусковой механизм видообразования.

  4. Генетическая основа видообразования.

  5. Эволюция изолированной популяции.

  6. Хромосомные перестройки и видообразование.

  7. Аллопатрическое (географическое) видообразование.

  8. Симпатрическое (экологическое) видообразование.

Учебный текст.

Причины, затрудняющие изучение видообразования:

  • длительность процесса (отсутствие возможности наблюдения за его протеканием, постановки эксперимента);

  • разнообразие путей возникновения новых видов.

1. Видообразование и его пути.

Видообразование – это процесс возникновения новых видов в природе в результате взаимодействия движущих сил эволюции.

Э. Майр определил три основных пути, ведущих к появлению новых видов.

  • Филетическое видообразование – преобразование уже существующих видов без изменения их количества (вид А – вид В).

  • Гибридогенное видообразование – слияние двух существующих видов с образованием нового (вид А+ вид В = вид С). В дальнейшем все три вида могут сосуществовать одновременно, что приводит к увеличению числа видов. Возможен (редко) вариант исчезновения родительских форм.

  • Истинное видообразование – основывается на дарвиновском представлении о расхождении (дивергенции) признаков образующихся видов, что ведет к увеличению их числа. Этот вариант – самый распространенный.

2. Принцип расхождения (дивергенции) признаков.

В книге «Происхождение видов путем естественного отбора» Ч. Дарвин описал схему видообразования принципов монофилии и дивергенции. Монофилия – происхождение потомков от одного родоначального предка. Дивергенция – расчленение родоначальной формы на несколько дочерних, внучатых видов.

Наиболее острая конкуренция должна происходить между сходно устроенными особями одного вида. Поэтому в более благоприятных условиях окажутся уклонившиеся от среднего состояния особи, они получат преимущества для выживания и оставления потомства.

3. Изоляция как пусковой механизм видообразования.

Наиболее изученный путь образования видов – это постепенное видообразование (постепенная дивергенция популяций внутри вида до полного разобщения молодых дочерних видов). Чем эффективнее изоляция, тем ощутимее результаты дивергенции. В зависимости от типа изоляции дивергенция и последующее видообразование будут протекать на одной или разных территориях.

  1. Генетическая основа видообразования.

Каждый вид имеет свой особенный комплекс генов, дающих ему возможность приспособится к природной среде. Поэтому при видообразовании главным является формирование нового комплекса генов, отличного от исходного. Этот процесс затруднен тем, что исходный набор генов обладает достаточной устойчивостью и стабильностью.

  1. Эволюция изолированной популяции.

Изолированная популяция содержит малую часть изменчивости популяций родительского вида. Малая численность таких популяций приводит к близкородственным скрещиваниям, появлению генотипов с пониженной жизнеспособностью. Далеко не все изоляты преодолевают первые этапы независимой эволюции, высока вероятность их гибели.

  1. Хромосомные перестройки и видообразование.

Дивергенция часто сопровождается изменением числа хромосом или их формы. Даже у близкородственных форм хромосомные наборы отличаются друг от друга. Это подтверждает важность хромосомных перестроек в процессе видообразования. Перемещение фрагментов и целых хромосом могут вызвать многочисленные изменения активности генов.

  1. Аллопатрическое (географическое) видообразование.

Оно связано с изменением ареала исходного вида (расширение территории, географическая изоляция, изменение климата, появление естественных преград).

Результатом этого является разделение вида на изолированные популяции, что ведет к изменению генофонда, усилению различий между популяциями, репродуктивной изоляции.

  1. Симпатрическое (экологическое) видообразование.

Происходит в тех случаях, когда популяции одного вида оказываются в разных условиях обитания, хотя и в пределах своего ареала. Чаще всего это связано с действием дизруптивной формы естественного отбора.

Приложения.

Схема дивергенции

(сходные организмы связаны узами родства и возникли от общего предка)
редька дикая



редька полевая редис сладкий брюква репа

редька посевная редис сахарный

редька черная редис красный

редька белая редис белый

Домашнее задание.

Заполните пропуски в предложении.

Возникновение________________ видов из смежных популяций разных___________________ – это географическое или____________________ видообразование; внутри ареала исходного вида видообразование называют________________ или ____________________.

Карточки к уроку.


№1




Смоделируйте процесс видообразования, имеющего аллопатрическую основу по типу дивергенции, на примере пород голубей. Ответ аргументируйте.




№2





Смоделируйте процесс видообразования, имеющего аллопатрическую основу по типу слияния. Ответ аргументируйте.




№3





Смоделируйте процесс видообразования, имеющего симпатрическую основу по типу слияния. Ответ аргументируйте.





№ 4




Смоделируйте процесс видообразования, имеющего симпатрическую основу по типу дивергенции. Ответ аргументируйте.




№5






Какой тип видообразования изображен на данной карточке? Почему Вы так считаете?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии высшей категории, победитель конкурса по приоритетному национальному проекту «Образование» icon«Кислотные дожди»
Абрамова Светлана Ивановна, учитель химии высшей категории, Почетный работник общего образования рф, Победитель конкурса лучших учителей...

Организационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии высшей категории, победитель конкурса по приоритетному национальному проекту «Образование» icon«Фосфор и его соединения»
Абрамова Светлана Ивановна, учитель химии высшей категории, Почетный работник общего образования рф, Победитель конкурса лучших учителей...

Организационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии высшей категории, победитель конкурса по приоритетному национальному проекту «Образование» iconИспользование икт на уроках биологии и химии
Банникова Марина Николаевна преподаватель биологии и химии, учитель высшей категории (учитель-исследователь), лауреат премии Сороса,...

Организационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии высшей категории, победитель конкурса по приоритетному национальному проекту «Образование» iconВинокурова Ирина Викторовна
Учитель высшей категории, педагогический стаж 19 лет. Призёр районного конкурса «Учитель года 2005», участница областного конкурса...

Организационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии высшей категории, победитель конкурса по приоритетному национальному проекту «Образование» iconУрока. Митоз. Амитоз. Учитель
Учитель. Баштанник Наталья Евгеньевна, учитель биологии высшей квалификационной категории мбоу сош №31

Организационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии высшей категории, победитель конкурса по приоритетному национальному проекту «Образование» iconПредседательствовал А. А. Фурсенко
...

Организационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии высшей категории, победитель конкурса по приоритетному национальному проекту «Образование» iconКонкурс лучших учителей РФ по приоритетному национальному проекту «Образование»
...

Организационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии высшей категории, победитель конкурса по приоритетному национальному проекту «Образование» icon«Заслуженный учитель школы Российской Федерации» «Учитель-методист» «Учитель экспериментатор»
Победитель городского и областного конкурса «Учитель года – 2000», победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2000» (вошел...

Организационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии высшей категории, победитель конкурса по приоритетному национальному проекту «Образование» icon«Сравнение митоза и мейоза»
Руденко Анжелика Владимировна, учитель биологии высшей квалификационной категории

Организационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии высшей категории, победитель конкурса по приоритетному национальному проекту «Образование» iconРазмышления учителя высшей категории, географии, биологии, краеведения...
Размышления учителя высшей категории, географии, биологии, краеведения Ношенской оош


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru