Статья опубликована в журнале «Биология в школе»




Скачать 262.24 Kb.
НазваниеСтатья опубликована в журнале «Биология в школе»
страница1/2
Дата публикации22.07.2013
Размер262.24 Kb.
ТипСтатья
5-bal.ru > Биология > Статья
  1   2
Графический конспект. Часть 1

Эта статья опубликована в журнале «Биология в школе»
Павлова Т. А. Графический конспект как средство развития монологической речи у учащихся на уроках биологии (из опыта работы) //Биология в школе. — 2012. — №3. — Электронное приложение

Для педагогов всегда оставался актуальным вопрос развития у учащихся монологической речи. В настоящее время для решения этой проблемы широко используются различные формы и методы обучения. В предлагаемой статье отражен многолетний опыт применения на уроках биологии графического конспекта как фактора развития речи школьников в образовательном процессе.

История педагогики знает немало различных течений, методов в обучении, развитии и становлении подрастающего поколения. Все они, в той или иной мере, выполняют определённую роль в формировании общественного строя. Педагоги разных времён искали, и продолжают искать, облегчённый путь передачи молодому поколению накопленных человечеством знаний, на базе которых будут формироваться новые.

Педагогический опыт работы в малокомплектной школе показывает, что у большинства учащихся на протяжении многих лет обучения слабо развивается монологическая речь. И это несмотря на то, что учителя применяют различные формы и методы на каждом уроке. Все же устные ответы учеников оставляют желать лучшего. Поэтому возникает вопрос: как у школьников в процессе обучения стимулировать развитие монологической речи?

Во второй половине 80-х годов в педагогической литературе [9, 10, 11] широко освещался опыт В.Ф. Шаталова, который предложил для решения многих проблем обучения использовать особую организационно-методическую систему построения педагогического процесса, состоящую из шести взаимосвязанных подсистем:

  • первая включает в себя меры и средства, предупреждающие конфликтность между учителем и учеником;

  • вторая содержит методические приёмы и формы повторения учебного материала;

  • третья представляет собой разветвлённый набор форм проведения уроков-практикумов, лабораторных работ, упражнений и т.п.;

  • четвёртая рассматривает способы организации учебного самоуправления класса;

  • пятая отражает правила оценивания знаний учащихся на основе принципа открытых перспектив;

  • шестая затрагивает способы использования на уроках опорных конспектов, созданных учителем.

В это же время появляется новая методика, использующая в процессе обучения составление рисуночного письма [4, 3] как средства более легкого восприятия знаний по биологии.

В начале XXI века появляется особое графическое средство обучения – рисуночно-идеографическое письмо [6, 7, 8]. Оно представляет собой особую знаково-символическую систему, состоящую из отдельных изобразительных элементов пиктограмм и идеограмм. При создании последних автор руководствовался общими законами систематизации любых графических изображений: выделением в них существенного, упрощением формы и повторением отдельных элементов. Выделение существенного достигается путём преувеличения отличительных признаков изображаемых предметов и явлений. Упрощение формы обеспечивается использованием изображений геометрических фигур: окружности, овала, прямоугольника, квадрата, треугольника и т.п. Повторение происходит из-за многократного использования одинаковых графических элементов, которые должны отражать только основное содержание учебного материала, ведущие идеи и центральные понятия.

Применение в малокомплектной школе на уроках биологии Шаталовского метода блоковой системы и рисуночно-идеографического письма, не дало результатов из-за нежелания учащихся заучивать блок–схемы, выполненные учителем. Далее была сделана попытка включения в процесс обучения готовых опорных блоков, конспектов из методического пособия [1], которая по той же причине слабо способствовала развитию монологической речи учеников.

Научными исследованиями доказано, что формальное заучивание и запоминание учебного материала малоэффективно. Частные изобразительные элементы не затрагивают внутренние мыслительные процессы, которые должны сопровождаться восприятием, обработкой, воспроизведением информации самими учащимися, так как опорные сигналы в большинстве составляются самим учителем. Значит, необходимо каким-то образом активизировать внутренние мыслительные процессы школьников: представления, воображения и мышление.

Отметим, что слова и словосочетания блок, блок-схема, блоковая система обучения, опорные конспекты, рисуночное письмо, рисуночно-идеографическое письмо являются синонимами и отражают сущность графического средства обучения. В данной статье используется термин графический конспект, т.к. над его составлением работает каждый школьник самостоятельно.

Работа по стимуляции развития монологической речи с применением графического конспекта, или блока, началась с активизации смысловой (мыслительной) памяти учащихся. Громко и отчётливо один раз ученикам зачитывался ряд словосочетаний (они могут быть не обязательно биологического содержания). Например, лист, яблоко, утро, птички поют, насекомые... Каждый ребенок делает в тетради рисунки, пометки (но не слова!), фиксируя те ассоциации, которые у него возникают. Поверьте, «яблоко» получится у всех разное! При воспроизведении данных слов учащимся необходимо превратить их в словосочетания. На этом этапе возможна (и должна появиться!) перекомбинация: яблоко – красное, яблоко – вкусное, яблочко – наливное...

Сравните графические конспекты словосочетаний, выполненный учащимися 8 класса (2001 г.). Для тренировки был выбран произвольный набор: вечерний закат, жаркое лето, солнечный день, строительный материал, весеннее небо, сложный лист, главный корень, хорошее настроение, падающий луч, весенняя гроза, ласковое солнце, скучная картина, запах сирени, полить грядки, воет метель, собирать бабочек.

http://biouroki.ru/content/page/579/01.jpghttp://biouroki.ru/content/page/579/02.jpg

А вот словосочетания по теме «Размножение птиц» [2]: размножение весной, образуют пары, птицы поют, откладывают яйца, птенцы выводковые, птенцы гнездовые, забота о потомстве. На рисунке работы трех учащихся.

http://biouroki.ru/content/page/579/03.jpg

После нескольких таких заданий наступает следующий этап: воспроизведение каждым учеником небольшого текста с помощью своих сигналов-знаков. Специфика этой работы состоит в том, что начинать следует с обучения составления конспектов (блоков) небольших текстов без лишних слов. Постепенно нужно переходить к содержанию учебника, осмысление которого – главная задача ученика. За определённое время он должен успеть прочитать, понять и сделать рисунки, краткие записи, и, таким образом, составить графический конспект. Данная работа может быть применена как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

Следующий, заключительный этап – это представление работы, т.е. проговаривание. Ученик, используя свой конспект, строит предложения и, следовательно, пересказывает осмысленный текст учебника. Сложность представления такого задания заключается в том, что перед учащимся стоит задача: подать изученный материал правильно, грамотно построив предложения. В результате последовательной, кропотливой работы исчезает страх перед учителем и одноклассниками за неправильную формулировку предложений, незнания содержания изучаемого материала, его последовательности, т.к. в любое время можно посмотреть в свой блок.

Вот две готовые работы учащихся.

Графический конспект по теме «Отряд Насекомоядные» ученика 8 кл. Зубакина А. (2001 г.)

графический конспект «отряд насекомоядные», зубакин а., 8 кл., 2001 г.

Графический конспект по теме «Особенности пластического и энергетического обмена растительной клетки» ученика 11 кл. Павлова А. (2001 г.)

графический конспект «особенности пластического и энергетического обмена растительной клетки», павлов а., 11 кл., 2001 г.

Организация проведения уроков биологии с применением графического конспекта (блока).

Применение графического конспекта на уроках биологии предполагает, что главной дидактической единицей остаётся урок с его конкретными целями и задачами. Основной целью здесь является активизация внутренних мыслительных процессов в ходе восприятия, обработки и воспроизведения информации в виде рисунков и пометок. К данному уроку применимы задачи классического уровня: образовательная, обучающая, воспитывающая. Образовательная сущность применения графического конспекта состоит в формировании знаний посредством самостоятельной обработки новой информации. Развивающая задача заключается в продолжение развития логического мышления, памяти, монологической речи и творческих задатков. Воспитательная сводится к продолжению эстетического воспитания и культуры умственного труда. Всё это вместе взятое позволяет затрагивать глубинные психические процессы, связанные с откладыванием в памяти учащегося взаимосвязанных частей учебной информации.

Организация урока с применением графического конспекта состоит из следующих этапов: вводно-мотивационный, операционно-познавательный, контрольно-оценочный. На первом этапе происходит знакомство учащихся с планом урока, его целями и задачами. Затем проводится краткий инструктаж работы с учебником, тетрадью, а также требованиями к оформлению графического конспекта. Познавательная деятельность учащегося на операционно-познавательном этапе направлена в основном на изучение учебного материала, результатом чего является структурно-логический конспект, составленный каждым учеником индивидуально. Это основной этап урока, где осуществляется наивысшая активизация внутренних процессов в ходе восприятия и переработки новой информации с помощью рисунков, знаков, символов. Здесь происходят три уровня усвоения учащимися знаний и умений: репродуктивный, конструктивный, творческий. На репродуктивном деятельность ученика направлена в основном на изучение и воспроизведение учебного материала. Это необходимо для создания базовых знаний всех школьников без исключения. Следует отметить, что ученик составляет рассказ с использованием своих рисунков-сигналов. На конструктивном (эвристическом) уровне учащиеся перекомбинируют, конструируют знания, добытые в ходе подготовки, т.е. на репродуктивном уровне. Здесь деятельность каждого ребенка направлена на сравнение, анализ и обобщение полученной информации. Новый учебный материал подвергается мыслительной переработке, а информация, которая основывается на логической структуре запоминания, из кратковременной памяти переходит в долговременную. Творческий уровень предполагает, что знания приобретаются учащимися в ходе самостоятельного поиска. Он проявляется в дополнении сведений по частным вопросам, использовании научно-популярной литературы, собственных наблюдений и т.д. На всех выше перечисленных уровнях учитель выступает в роли консультанта.

Далее следует контрольно-оценочный этап, где учащиеся по желанию или по выбору преподавателя воспроизводят текст учебника по своим конспектам. Таким образом, итогом работы ребенка является графический конспект, структурно-логически выполненный, воспроизведённый им и оцененный учителем.

Требования для учащихся к оформлению графического конспекта (рекомендации).

  • Учебный материал должен помещаться на одной странице тетради.

  • Пользоваться знаковыми системами любых учебных дисциплин или своими.

  • Необходимый текст оформлять печатными буквами.

  • При работе над конспектом, желательно применять четыре основных цвета (красный, зелёный, синий, черный). Работать только шариковой ручкой!

  • При составлении конспекта использовать дополнительную литературу.

  • При подготовке к уроку, желательно текст проговорить вслух.

Выводы.

Работа с учебной информацией по составлению и использованию графических конспектов учащимися, как показывает практика, процесс творческий, увлекательный, дающий существенные результаты, как для учителя, так и для самих учащихся. Положительной стороной здесь является то, что: развивается монологическая речь, происходит выявление основного, главного учебного материала, улучшается качество обучения, знания становятся осмысленными, воспитывается художественный вкус, исчезает страх перед вызовом, развиваются творческие навыки, появляется уверенность в себе.

Обучать составлению графических конспектов можно с шестого класса, т.к. учащиеся уже имеют определённые знания, умения, навыки. Потенциал конспектов огромен и не ограничивается только облегчением понимания учебного материала, его запоминания и воспроизведения. С его помощью удобно и быстро записывается лекционный материал, что, несомненно, поможет будущим студентам в получении выбранной профессии. В конечном счете, происходит усвоение и развитие учебной информации с помощью ассоциативного восприятия. Безусловно, в старших классах такая форма уже не будет ярко выражаться в рисунках, но, к тому времени учащиеся, как правило, уже вырабатывают свою индивидуальную знаковую систему.

Литература

1. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии / сост. Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова. – М.: Просвещение, 1997. – 159 с.

2. Биология: Животные / Учебник для 7-8 кл. средней школы под редакцией М.А. Козлова. – М: Просвещение, 1991. – 256 с.

3. Васильева Е.В. Еще раз об опорных конспектах // Биология в школе. – 1989. – №3. – С. 41-46.

4. Никишов А.И., Теремов А.В. Использование опорных сигналов (рисуночного письма) в обучении // Биология в школе. – 1987. – №4. – С. 44-48.

5. Общая биология / Учебник для 10-11 кл. средней школы под редакцией Ю.И.Полянского. – М: Просвещение, 1991. – 287 с.

6. Теремов А.В. Рисуночное письмо как средство обучения // Биология в школе. – 2001. – №6. – С. 27-32.

7. Теремов А.В. Рисуночное письмо как средство обучения // Биология в школе. – 2001. – №7. – С. 20-25.

8. Теремов А.В. Пиктограммы и идеограммы по некоторым темам раздела «Животные» // Биология в школе. – 2001. – №8. – С. 33-35.

9. Чоботарь А.В., Коровина Т.Д. Метод Шаталова и как его применять на уроках биологии // Биология в школе. – 1987. – №5. – С. 43-49.

10. Чоботарь А.В., Коровина Т.Д. Опорные конспекты по общей биологии // Биология в школе. – 1988. – №2. – С. 58-59.

Графический конспект. Часть 2

В первой части этой статьи рассматривается обучение учащихся через составление графического конспекта, включающего знаковые системы, блок-схемы, цветовое решение и пр. Также в ней подробно описана техническая сторона использования данного метода, основанного на активизации внутренних мыслительных процессов в ходе восприятия, обработки и воспроизведения информации в виде рисунков и пометок.

Эта статья является логическим продолжением предыдущей. Однако здесь я постараюсь показать практическую сторону данной проблемы: на примере раскрытия одной темы учащимся и класса в целом, графическое изображение словосочетаний учащимися одного класса, индивидуальный рост учащегося на протяжении нескольких лет.

В мае 2001 года шестиклассники получают домашнее задание: выполнить графический конспект по теме «Растения и окружающая среда». При этом им предлагается использовать текст учебника В. А. Корчагиной «Биология. 6-7 классы», §56, стр. 136-139.

Следует отметить, что в современном учебнике «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» под редакцией В.В. Пасечника, 2009 г., учебный материал раскрыт подобным образом. Он содержится в §54, стр. 258-263 («Основные экологические факторы и их влияние на растения»), где в статьях «Влияние живых организмов на растения» и «Влияние деятельности человека» также отражён используемый материал.

Так как сама тема ёмкая, то учащимся было предложено раскрыть один из вопросов этой темы, т.е. задание носит индивидуальный творческий характер. К этому времени шестиклассники уже имели первоначальное представление о составлении графического конспекта (это их не первая работа).

Какую цель преследует учитель, давая задание такого характера?

Прежде всего, узнать чему научился ученик за определённый промежуток времени (выявить его рост)? Вот основные вопросы, на которые должен ответить учитель, анализируя графические работы учащихся (есть ли рост у учеников в целом и в отдельности) по данной теме:

  • Умеет ли ученик выделять главные вопросы в содержании текста?
    Старается выразить в конспекте новые термины, понятия или фиксирует автоматически ранее усвоенные.

  • Имеет ли место логическая последовательность изложения учебного материала?
    Учится выражать структурно-логический принцип графического конспекта или в работе присутствует хаотическое изображение материала.

  • Какую новую информацию отразил ученик в своей работе?
    Работал ли с дополнительной литературой или нет.

  • Выражает ли особые чувства ученик к природе?
    Эмоциональное отношение к природе в целом или к отдельным её проявлениям.

  • Пытается ли он дать оценку отрицательного (или положительного) воздействия человека на окружающую среду?
    Дает советы, предложения, поправки для улучшения среды обитания или наблюдается нейтральное отношение к данному вопросу

  • Какие знания приобретены учащимся при изучении темы?
    Рост ученика очевиден или отсутствует.

Графические работы учащихся в данной статье перерисованы в программе «MS Paint» из тетрадей учащихся 6 класса (2001 г.). Они максимально приближены не только по содержанию, также сохранена структура, цвет, оформление конспекта.

графический конспект «растения и окружающая среда». павлова юля, 6 класс, 2001 г.графический конспект «растения и окружающая среда». александрова надя, 6 класс, 2001 г.Общий анализ графических работ сведен в таблицу.

анализ графических конспектов учащихся 6 класса по теме «растения и окружающая среда»

Напротив фамилии каждого учащегося в соответствующих графах отмечено сколько раз ребенок уделил внимание конкретному вопросу.

Можно выделить следующие основные вопросы, раскрытые учащимися по теме «Растения и окружающая среда» (в скобках указано общее число упоминаний всеми учащимися данного вопроса):

  • Отрицательная деятельность человека (12)

  • Природные факторы (11)

  • Литературно-художественные и музыкальные образы (8)

  • Что человек берёт от растений (8)

  • Положительная деятельность человека (7)

  • Влияние животных на окружающую природу (6)

  • Процесс «Опыление» (5)

  • Охрана растения и окружающей среды (4)

  • Эмоциональное восприятие (4)

  • Процесс «Газообмен» (4)

  • Процесс «Дыхание» (2)

  • Здоровый образ жизни (2)

  • Процесс «Рост растения» (1)

Сделаем следующие выводы. Почти все учащиеся усвоили учебный материал, разбираются в вопросах отрицательного и положительного воздействия природных факторов и человека на растения. В целом, ребята знакомы с основными процессами, происходящими между растением и окружающей средой. Большинство затронули отражение природы в литературных и музыкальных произведениях. Знают о влиянии животных на окружающую среду.

Тем не менее, не все учащиеся разбираются в вопросе о деятельности человека, помогающего сохранить природу. Мало кем раскрыта проблема об охране растений. Без внимания многие ребята оставили вопрос о болезнях, вызываемые растениями. Некоторыми детьми было отмечено заболевание аллергического характера, но ведь немало важное значение имеют знания о том, что существуют ядовитые растения, растения-паразиты, растения-индикаторы, растения-хищники и т.д. В работах слабо отражены процессы опыления, газообмена, дыхания. Здесь важно отметить, что учащиеся менее серьёзнее отнеслись к их включению в конспект. Многими упущена эмоциональная сторона человеческой деятельности по отношению к природе, отражение здорового образа жизни.

Безусловно, все вопросы многогранной темы невозможно затронуть на одном тетрадном листке. Да и не следует этого делать. Ученик имеет определённый запас знаний (усвоенные им ранее), но при этом не следует его конкретно фиксировать из конспекта в конспект. Ученик должен научиться найти свой особый знак (или сумму знаков), который натолкнёт его на эти знания, и он озвучит их при защите индивидуальной работы. Новые же знания требуют конкретности отображения, конкретной проработки вопросов, включение дополнительного материала. В этом и заключается индивидуальный рост ученика.

Теперь о защите творческой (индивидуальной) работы учащегося. Незначительное количество знаков в конспекте не всегда приводит к неудовлетворительному ответу. И, наоборот, перегруженность, может привести к тому, что ученик «запутается» при ответе. Это тоже надо учитывать.

Что дает использование графического изображения материала в обучении?

Учителям всегда хочется знать: что знает, а чего не знает обучающийся? Ученик не всегда может сказать об этом, а учитель, используя этот метод, наверняка может выявить слабые стороны каждого школьника.

Рассмотрим некоторые работы учащихся в свете их роста.

Графический конспект, выполненный Шутовой Галей (7 кл., 2002 г.) при изучении темы «Сельскохозяйственные растения».

http://biouroki.ru/content/page/580/s-1.png

Галя поэтапно излагает учебный материал, что даёт ей возможность его запомнить, так как он записан в книге. Это приводит к механическому запоминанию. Тем не менее, она (на этом этапе обучения) умеет выделять главные и основные моменты изучаемого материала. Материал разбросан по полю, что, безусловно, создаёт определённые трудности при его озвучивании, и он будет подаваться «скачкообразно».

Вторая Галина работа уже имеет более системный характер. Она конкретизирует, выделяет только основные моменты, на которые будет опираться при ответе.

http://biouroki.ru/content/page/580/s-2.png

Проследим с правого верхнего угла: представитель, внешнее строение, питание, количество видов, яйценоскость, местообитание, вес птицы, процесс размножения. Безусловно, вторая работа даёт представление учителю, о её росте от бессистемного изложения учебного материала к более системному.

Рассмотрим этот же материал у другого ученика данного класса – Непомнящих Жени.

http://biouroki.ru/content/page/580/n-1.png

Учебный материал расположен последовательно, логично, используются термины и раскрываются биологические понятия. Располагается в удобной форме для озвучивания (по часовой стрелке), поэтапно.

Вторая Женина работа («Дрофа») отличается от предыдущей конкретностью, последовательностью, выработкой своего стиля. Для этого он вводит знаки, символы, своеобразное расположение учебного содержания, включает дополнительный материал, поэтому и ответ строится логически завершённым, понятным для слушателей (одноклассников).

http://biouroki.ru/content/page/580/n-2.png

Рост учащегося очевиден как для учителя, так и для него самого, т.к. он получает удовлетворение от ответа. На этом этапе (индивидуальная защита графического конспекта), учащиеся начинают понимать значимость этого метода для себя (умение строить правильно и красиво предложения).

Рассмотрим учебный материал внутри одного раздела на примере «Хордовые»: «Внутреннее строение ланцетника» и «Пингвины», выполненные Павловой Юлей (7 кл., 2002 г.). Тему ланцетника Юля раскрывает последовательно, выделяя главное в теме. Она использует больше графическую технику (работает шрифтом), чем рисуночную, что также помогает составить предложения и раскрыть учебный материал.

http://biouroki.ru/content/page/580/p-1.png

Конспект «Пингвины» состоит из двух блоков. В первом ученица раскрывает вопросы о самом животном, а во втором – представляет многообразие этого отряда, что очень ценно (работа с дополнительной литературой) как для учителя, так и для самой Юли.

http://biouroki.ru/content/page/580/p-2.png

Идёт последовательное изложение материала, пошагово, используются свои выработанные и понятные только ей значки, символы и т.п., что говорит о большом мыслительном процессе во время работы. Рост ученицы очевиден на данном этапе.

Графическое изображение словосочетаний.

Работа проводилась среди учащихся 8 кл. (1998 г.) следующим образом: школьники выполняют работу на листочках ручкой, а не карандашом (чтобы рука не тянулась к резинке!). Один раз четко проговаривается словосочетание. Учащиеся за 1-1,5 мин. набрасывают изображение, исходя из первичной ассоциации (некоторые успевают проработать даже детали). Далее учителем произносится следующее словосочетание и так далее. Ребятам рекомендуется не смотреть на учителя: работают слух, мысли и исполняющий орган (рука).

Так как эта работа требует колоссальной мыслительной деятельности, да ещё и ограничена во времени (всего 1-1,5 мин), напряжение у школьников огромное. Поэтому не нужно давать много словосочетаний (максимум 7-8, не более). После этого следует снять напряжение (дать возможность свободного общения друг с другом: посмотреть «чужие» работы), затем работы собираются, просматриваются учителем, но не оцениваются.

Результаты наглядно показывают деятельность каждого ученика, его уровень знаний, неординарность.

http://biouroki.ru/content/page/580/ss.png

Словосочетание «Размножение весной» (смотрите по горизонтали первые рисунки в таблице) отражено у всех по-разному: одни простые – птицы летят (Ведерникова А., Кирикова С.), а другие – с включением генетических знаков, ребусов (Мясникова О., Павлов А.). Таблицу можно анализировать и по горизонтали, и по вертикали смотря, что учитель хочет выяснить.

Анализ графического конспекта словосочетаний дает возможность учителю выяснить понимание учащимися основ изучаемого материала. Существует множество критериев, которые помогают определить это, наблюдая за рисунками учащихся: глубина и широта знаний — знает только в пределах изучаемого, или имеет опережающее, погружающее значение; оригинальность мышления — использование ЗУН с других областей науки, техники, личного опыта; абстрактность мышления — связь с окружающим миром; и т.п.

Обратите внимание, как учащиеся 10 класса Курикалова Л., Зубакин А., Михайлов С. раскрывают каждый по своему тему «Древние люди». Кто-то фиксирует основные моменты темы, выделяя главное, а кто-то конкретизирует, включает дополнительный материал и т. п.

http://biouroki.ru/content/page/580/homo.png

Работа Курикаловой Лены отличается структурным характером, видно, что она видит последовательность в учебном материале. В двух других работах нет такой чёткости, хотя материал более глубокий по содержанию. Вот почему графический конспект как таковой не оценивается, он только даёт возможность учащемуся раскрыться при ответе!.

Как итог всей работы, предлагается рассмотреть на конкретном примере графических конспектов Иванова Вани.

http://biouroki.ru/content/page/580/7-11.png

При просмотре хорошо виден рост освоения учащимся с начального и заключительного обучения. Если в седьмом классе Ваня больше уделяет внимание рисункам, текстовым словам, а порой и целым предложениям, то к одиннадцатому классу он набирает сумму знаков, символов используя только связующие фразы, биологические термины, понятия. Конспект получается менее загруженным, что дает ему широту мыслительной деятельности при изложении материала, и он меньше привязан к конспекту.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья опубликована в журнале «Биология в школе» iconСтатья опубликована в журнале «Российское предпринимательство» №10 Вып. 2 (169)
Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство» №10 Вып. 2 (169) за 2010 год, cтр. 32-37

Статья опубликована в журнале «Биология в школе» iconСтатья опубликована в журнале «Эксперимент и инновации в школе» №5, 2011 г.(стр. 75-79)
Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Статья опубликована в журнале «Биология в школе» iconСтатья впервые опубликована в журнале Kokusai Bunka Kenshu (Обучение...
Переработанная редакция опубликована в журнале Kokusai Bunka Kenshu (Обучение в рамках культурного обмена)

Статья опубликована в журнале «Биология в школе» iconСтатья опубликована в журнале «Двойная запись»
Виталий Пыльцов, партнер отдела аудита московского офиса компании «Эрнст энд Янг», член Экспертного совета фонда нсфо

Статья опубликована в журнале «Биология в школе» iconИспользование логических задач на уроке английского языка как средство...
Эта учебно-методическая разработка опубликована в журнале «Английский язык» издательского дома «Первое сентября» №14/2011 года

Статья опубликована в журнале «Биология в школе» iconСтатья в журнале вак
Импульсное лазерное осаждение кластерных наноструктур из коллоидных однокомпонентных систем

Статья опубликована в журнале «Биология в школе» iconСтатья о Л. В. Лейтесе в журнале «Электричество»
...

Статья опубликована в журнале «Биология в школе» iconМетодика составления библиографической записи аналитической росписи...
Издание, в котором опубликована статья (Продолжение см поле 463) Сведения о серии и др. 16

Статья опубликована в журнале «Биология в школе» iconСтатья опубликована в сборнике докладов "Международной конференции...
Применение алгоритма edsm для построения управляющих конечных автоматов по сценариям работы

Статья опубликована в журнале «Биология в школе» iconСтатья опубликована в сборнике IV региональной научно-практической...
«икт в гражданско-патриотическом воспитании учащихся лицея №11 им. Т. И. Александровой»


Учебный материал


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru