Доклад «Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии и биологии»




Скачать 292.69 Kb.
НазваниеДоклад «Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии и биологии»
страница1/3
Дата публикации30.07.2013
Размер292.69 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Биология > Доклад
  1   2   3
Доклад

«Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии и биологии».
 Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.

- Я рада видеть вас сегодня на мастер - классе, тема которого "Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии и биологии".

Основная цель современной школы - это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, самоопределения, выбора профессии для свободной адаптации в современной жизни.

Молодые люди, выпускники школы, должны обладать такими качествами, как деловитость, дисциплина, ответственность, самостоятельность, конкурентоспособность.

Акцентировать внимание педагогов на формировании конкурентоспособной, всесторонне развитой личности обучающихся позволяет переориентация образования на компетентностный подход.  Становится ясно, что основная задача учителя на современном этапе - грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий "образованность", "обученность", "умения", "знания" на понятия "компетенция", "компетентность".

Будучи Президентом Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" сформулировал требования к современной школе.

Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

Одним из важнейших направлений модер­низации школьного образования на современном этапе его развития является исполь­зование средств информационных и коммуникационных технологий, создание новой информационно-образовательной среды.

Современная образовательная ситуация в значительной мере характеризуется тен­денцией перехода от традиционного про­цесса обучения к инновационному, связан­ному, как правило, с использованием новых информационных технологий

Возникает противоречие: фактически все модели использования средств ИКТ в образовательном процессе ориентированы на повышение эффективности деятельности преподавателя. Вместе с тем, попытки "вписать" средства ИКТ в традиционную парадигму обучения с передачей при этом компьютеру определенной части функций преподавателя, по существу, не приводят к перестройке образовательной среды ни в технологическом, ни в результативном аспектах, поскольку компьютер при этом не реализует свои специфические возможности, а выполняет некоторые обязанности преподавателя. Такой подход не позволяет в полной мере использовать потенциал средств ИКТ. Анализ перспективных направлений их применения в обучении следует вести на основе рассмотрения специфических функций этих средств в образовательном процессе. Новые информационные и коммуникационные технологии окажут принципиальное воздействие на процесс обучения в том случае, если будут включены в соответствующую их возможностям модель обучения. Образовательную среду, формируемую на базе средств ИКТ, целесообразно разрабатывать, во-первых, в рамках личностно ориентированного обучения, во-вторых, с опорой на достижение новых образовательных результатов - приоритетное формирование у обучаемых исследовательских и проектных умений и способностей. Только в этом случае электронные образовательные ресурсы смогут принципиально изменить образовательную деятельность.

Развивать познавательные способности учащихся - это, значит, формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач школы.

Очевидно, что учитель нового поколения — это личность, которая постоянно совершен­ствуется профессионально и адекватно от­вечает на вызовы времени. В условиях но­вой образовательной среды меняется роль педагога — традиционный учитель («монопо­лист» в передаче и интерпретации необхо­димого знания) уходит со сцены, складыва­ется новый образ педагога; исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, «коллективный учитель». Основ­ной задачей такого учителя становится со­здание условий, которые инициировали бы школьников к новой учебной и внеурочной деятельности, результаты которой отвечали бы новым зап­росам общества.

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю.

Для этого необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно - к самому процессу познания - познавательный интерес.

Научно обоснованным является постулат о том, что развитие нравственной и творческой личности – цель педагогического процесса в школе.

Один из известных философов как-то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно остаться в голове ученика, когда забыты законы физики, химии, теоремы геометрии и правила биологии? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам.

Что следует изменить в структуре, содержании уроков и воспитательной работе педагога для достижения цели образования? Как создать действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. В контексте современных теорий интеллектуального развития особое значение приобретают направления, связанные с “качественными” изменениями в обучении. Среди наиболее значимых стратегий обучения на современном этапе рядом авторов выделяется “исследовательское обучение”, которое придает познавательной деятельности творческий характер и является одновременно одним из вариантов индивидуализации обучения.

Учение вообще есть “совместное исследование, проводимое учителем и учеником” (С.Л.Рубинштейн). Задача педагога – создать гипотетико-проективную модель по формированию развивающей среды для учащихся. Именно педагог дает формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Конечно, существуют различные формы внеурочной работы со школьниками по развитию интеллектуальных способностей учащихся (школа олимпийского резерва, сами олимпиады, конкурсы, конференции и др.), но особое значение приобретает научно-исследовательская работа (НИР) школьников.

НИР позволяет ученикам испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Участие в научно-исследовательской деятельности развивает:

  • познавательные функции ученика;

  • умение критически оценивать подходы к решению исследовательских задач;

  • творческие способности;

  • умение грамотно и компетентно излагать результаты исследований.

Но следует признать, что урок на протяжении 350 лет остается ведущей формой педагогического процесса. Ю.А.Конаржевский говорил, что “с урока начинается УВП, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры”.

Основой работы учителя является индивидуально-личностный и деятельностный подход: вся работа ученика на уроке направлена на поиск решения поставленной познавательной задачи, на развитие умений рассуждать, доказывать, думать, анализировать, объяснять и сравнивать.

Исследовательскую деятельность также можно отнести к числу технологий личностно ориентированного характера при условии, если педагог проявляет заинтересованность в личностном росте ученика, формировании его ценностных ориентиров, личностных качеств. Это возможно благодаря и содержанию работы, которую выполняет ученик и благодаря общению взрослого и ребенка в ходе исследовательской деятельности.

ЗАДАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА ПО ХИМИИ

Задание 1. «Необычное в обычном». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь нечто, ускользающее от традиционного взгляда. Например, при рассмотрении свойств воды или низших спиртов учащиеся вдруг обращают внимание на то, что вода и этиловый спирт находятся в жидком состоянии при обычных условиях, несмотря на низкие значения относительных молекулярных масс, тогда как имеющие гораздо большие значения Mr хлор и бутан являются газами. Решение этой проблемы позволяет сформировать представление о водородной связи. В свою очередь этот взгляд на агрегатное состояние воды дает возможность рассмотреть такую ее аномалию, как способность сжиматься при охлаждении, но лишь до +4 °С, и о значении этой аномалии для живой природы.

Задание 2. «Найти особенное и единичное в общем». Рассмотрение физических свойств галогенов позволит выделить единичное (йод - твердое вещество, бром - жидкость) и особенное (фтор и хлор - газы). Знакомство с химическими свойствами галогенов дает возможность в общем (вытеснительный ряд галогенов: фтор - хлор - бром - йод) показать особенное (вытеснение более активными галогенами менее активных из растворов их солей или бескислородных кислот, за исключением фтора) и единичное (способность фтора взаимодействовать с водой).

Задание 3. «Охарактеризовать химический объект многопланово». Классификационная характеристика азотной кислоты в этом ракурсе может быть представлена так: это одноосновная, кислородсодержащая, растворимая, сильная кислота, которая необратимо диссоциирует по одной ступени и поэтому образует только один ряд солей - средние или нитраты.

Задание 4. «Увидеть в другом свете». В обучении химии большие возможности для конструирования заданий этого типа дает использование приема анимации (от лат. anima - жизнь, душа). Т.е., наделение неживых объектов учебного предмета (элементов, веществ или химических реакций) характеристиками, свойственными живому, в частности человеку, - своеобразное «очеловечивание» этих объектов. Например, общую идею таких заданий может отражать общее название «Художественный образ вещества или процесса».

При выполнении заданий такого типа важно поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные варианты. Отмечать каждый поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ученика в новый, непривычный для него образ вещества или химической реакции.

Решение поставленной проблемы достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок и гипотез. Новое знание впервые осознается исследователем в форме гипотезы. Гипотеза выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Упражнения на развитие гипотетического мышления. Делая предположение, мы обычно используем следующие слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если…»

1. При каких условиях каждый из перечисленных объектов (названия веществ, реакций) будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых полезными будут два или более из этих объектов (веществ, реакций)?

2. При каких условиях эти же объекты (вещества, реакции) будут совершенно бесполезны и даже вредны?

3. Найдите возможную причину явления, события.

Почему загорелась лампочка прибора при испытании раствора вещества на электропроводность?

4. Предложите несколько разных гипотез по следующему поводу.

Почему бензол, имеющий по формуле Кекуле непредельный характер, не обесцвечивает бромную воду

Стиль педагогической деятельности.

Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать, я считаю одним из самых важных компонентов урока.
И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы. 
При подготовке к уроку биологии я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность, стараюсь создать условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт, в стремлении докопаться до самой сути. Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы.

Прием «Удивляй!»
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. 
Пример1. Тема: «Вода на Земле». Естествознание. (5 класс) Учитель: Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.

Пример 2. Биология. (7 класс) Тема: «Тип Хордовые. Кл. Птицы». Учитель: Известно, что сова - неясыть питается мышами – зерноедами. Весит она около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? Так вот, одна сова за жизнь сохраняет до 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет. Съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна Пример 3. Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые». (7 класс) Учитель: Сколько цветков посещают пчёлы? 
В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
Прием «Отсроченная загадка».
Пример. Тема: « Тип Хордовые. Кл. Млекопитающие». ( 7 кл.) 
Загадку ( удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок. Учитель: - На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном. Это животное не хищник, но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Как вы думаете – с каким животным мы будем знакомиться на следующем уроке? ( Дети называю различных животных.) 
- Это животное - …. Впрочем, не будем торопиться - продолжение следует… На следующем уроке откроет секрет : это животное - кролик. Да – да, вы не ослышались - кролик! 
Прием «Лови ошибку». 
Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч-ся в качестве творческого задания.

Пример. Тема: «Сердце. Как защитить его?»
Сердце- двигатель крови в организме. Это трехкамерный орган, расположенный в брюшной полости. Масса сердца около 1 кг. Желудочки разделены неполной перегородкой и поэтому артериальная кровь смешивается с венозной. Сердечный цикл длится 0, 8 минут. Снаружи сердце покрывает околосердечная сумка или перикард. Створчатые клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении – из желудочков в предсердия. Веществом, ускоряющим работу сердца, является ацетилхолин. Стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм рт. ст. и выше называется гипотонией

Прием « Практичность теории». 
При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.

Пример 1 Тема: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» (9 кл.) Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при: нынешних темпах вырубки на сегодняшний день леса уничтожены почти на 50%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации? 
Пример 2: Тема: «Витамины».(8класс). 
- Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний? 
Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению. 
Прием «Наоборот».
Он рекомендует вместо прямого действия, указанного в условиях задачи, осуществить обратное действие, общепринятые решения сменить на обратные. 
Прием «Обрати вред в пользу».
Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу.
Прием "Мозговая атака". 
Для этого необходимо выбрать из текста 4—5 ключевых слов. Ребенку отводится 5 минут на то, чтобы методом «мозговой атаки» дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте данной темы. 
Прием "Перепутанные логические цепочки»
Нужно выписать 5—6 отдельных событий из хронологической цепи либо из причинно-следственной цепи, причём каждое событие — на отдельный лист. Листы перетасовываются, ученику предлагается восстановить в правильном порядке цепочку. Когда приходят к единому мнению, учитель просит обратить внимание на порядок событий при чтении текста, чтобы проверить, верно предположение или нет. Данный приём можно применить, например, при изучении трудноусваиваемых для шестиклассников процессов деления клеток, что даёт возможность осмысленно усвоить особенности деления клеток.
Прием "Свободные письменные задания".

Ребенку предлагается за 5 минут, не останавливаясь, записать то, что приходит в голову по изучаемой теме. По истечении 5 минут объявить, что ещё 1 минута даётся для подведения итогов (критическая ситуация). Далее предложить прочитать своё письменное задание.
Прием "Двойного дневника". Ребенок читая, записывает цитаты в одну колонку, а во вторую свое мнение, примеры из жизни, дополнительные сведения. Особенно по 7 классу. Важно использовать в учебе все анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный)

При организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял себе конечный результат своего труда. Поэтому в заключение каждой темы провожу зачетные уроки.
Таким образом, к концу изучения темы ученики имеют четкую картину того, какие знания, умения и навыки будут проверяться. Это снимает стресс и боязнь получить двойку. Ученики чувствуют себя увереннее, и поэтому познавательный интерес к предмету становится более устойчивым. 
Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Биология открывает для этого много возможностей; важно не упустить их. Проблемный подход к обучению предполагает формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа синтеза, сравнения, обобщение, т е включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе раскрытия содержания материала и способствующие пробуждению интереса
1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. 
Так, при изучении отряда «Рукокрылые» применяю проблемное изложение для ознакомления учащихся с экспериментами, которые проводили ученые с целью изучения механизмов ориентации летучих мышей. Выстраиваю рассказ так, чтобы по логике он напоминал процесс поиска ученого – экспериментатора.
Рассказываю примерно следующее. 
Ученых давно интересовало, каким образом летучие мыши безошибочно ориентируются в темноте. Перед ними возникла проблема: какие органы чувств помогают летучей мыши ориентироваться в темноте? Вначале ученые предположили, что летучие мыши способны видеть в полной темноте. Для проверки этой гипотезы ученые поставили эксперимент: летучей мыши были заклеены глаза. Результаты опыта удивили ученых. Летучая мышь с заклеенными глазами во время полета не только не натыкалась на ветки деревьев, но и успешно охотилась наравне с другими. И вновь перед учеными встала первоначальная неразрешенная проблема.
Снова выдвигается гипотеза: быть может, летучая мышь находит свою добычу благодаря сильно развитым органам обоняния? Чтобы проверить свои предположения, ученые поставили еще один эксперимент. Летучую мышь с заклеенными органами зрения и обоняния выпустили в комнату, в которой было натянуто множество нитей. Летучая мышь и в этом случае летала свободно, не задевая нитей.
Лишь когда летучей мыши были заклеены ее ушные раковины и рот, она даже не сделала попыток подняться в воздух. В конце концов, было выяснено, летучие мыши могут замечательно ориентироваться в темноте с помощью ультразвуков, издаваемых прерывисто, импульсами. Ультразвуковые волны хорошо отражаются от препятствий, находящихся на пути, и в виде эха хорошо улавливаются чутким ухом зверька.
Такой способ отражения и улавливания сигнала широко применяется в технике. Эхолот и радиолокатор имеют такой же прицеп устройства, как и органы ориентации рукокрылых.
При проблемном изложении подобного материала учащиеся учатся логике научного познания. Перед ними как бы встает процесс познания в миниатюре, его логическая структура: постановка проблемы – формулирование гипотезы – ее экспериментальная проверка - выводы (или новая проблема). Учащиеся видят, каким путем добываются научные знания, убеждаются в познавательности мира. 
2. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса к смысловому значению слова. (Семантика – наука, изучающая смысловое значение слов и выражений.) На уроке «Взаимосвязь организмов со средой обитания»
- Всем известно растение из семейства сложноцветных мать-и-мачеха. А почему его так назвали? Оказывается верхняя сторона листа гладкая холодная (как мачеха), а нижняя мягкая (как мать). Почему устроены так листья этого растения, в чем проявляется приспособленность к среде обитания, мы постараемся выяснить на уроке.
3. Прием динамичности, т е показ процессов, явлений в динамике
4. Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, научной значимостью.
5. Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником. Например, на уроке «Строение сердца» учитель рассказал по модели о строении сердца и предложил, опираясь на знания тем из курса зоологии выдвинуть предполагаемые функции каждого отдела сердца, заполнив одну из граф таблицы, а затем найти правильный ответ по учебнику и заполнить графу таблицы.
В результате коллективного поиска отмечается подъем активности и интереса учащихся к уроку.
На этапе закрепления материала:
- организация дискуссий по проблемным вопросам, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся.
Например, на уроках в 8 классе можно поставить вопросы: «Какая вода лучше утоляет жажду: пресная или подсоленная? Можно ли вводить в кровь воду при кровопотерях? Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание?»
Подобные вопросы называются проблемными, так как для учащихся они новы, еще не изучены, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применение опорных знаний.
- Решение теоретических задач, задач требующих фактических знаний и их теоретического анализа и обобщения. Например, в теме «Происхождение человека» на доске записывается задача, составленная учителем по данным из учебника общей биологии: «В раннечетвертичных геологических отложениях в Африке найдены существа, у которых затылочное отверстие сдвинуто к центру черепа, большой палец руки хорошо развит и противопоставлен остальным, мозг весил 650-700г, объем его 650см/куб, рядом найдены кости павианов и антилоп.
Опишите образ жизни и другие особенности этих существ. К какой группе они относятся: к человекообразным обезьянам, к обезьянолюдям, или к людям? Ответ обоснуйте».
- Выполнение практических заданий, включающих элементы исследования.
Современный урок биологии требует сочетания проблемного подхода не только с традиционным, но и с программированным обучением и с межпредметными связями. Варианты таких сочетаний могут быть различны. Например, на повторительно-обобщающем уроке темы «Обмен веществ» в 8 классе учитель выдвигает проблемное задание: докажите, что обмен веществ – это основное условие жизни. Учащиеся должны построить доказательство, используя опорные знания. Для их повторения предлагается программированный опрос.
1. Как называется процесс распада органических веществ с выделением энергии?
1)Ассимиляция
2)Диссимиляция
2. Какие из органических веществ являются ферментами?
1)Белки
2)Жиры
3)Углеводы

После самопроверки учащимися своих ответов с помощью шифра, записанного на доске, проводится обсуждение проблемного задания в процессе коллективной беседы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад «Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии и биологии» iconДоклад на тему «Формирование общеучебных и специальных навыков на...
«Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат»,...

Доклад «Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии и биологии» iconФормирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как...
Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам,...

Доклад «Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии и биологии» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Большое внимание уделяется развитию познавательной активности учащихся, формированию навыков самостоятельного приобретения знаний,...

Доклад «Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии и биологии» iconРазвитие познавательной активности на уроках химии Выступление на...
Я, Латыпова Илюза Хайфулловна, окончила в 1979 г факультет химии и биологии Бирского государственного педагогического института

Доклад «Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии и биологии» iconРайонное методическое объединение учителей биологии
...

Доклад «Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии и биологии» iconФормирование творческой личности в процессе обучения на уроках биологии в 9 –м классе
В современной трактовке понятия «содержание образования» выделяются следующие основные компоненты, подлежащие усвоению учащимися

Доклад «Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии и биологии» iconЗадачи: Образовательные : Систематизация и обобщение знаний учащихся...
Формирование навыков работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности

Доклад «Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии и биологии» iconИспользование дидактических игр как один из методов повышения познавательной...
Постоянно искала способы повышения познавательной активности учащихся. Последние два года я работала над решением проблемы «Использование...

Доклад «Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии и биологии» iconФормирование творческих способностей младших школьников в процессе...
Тему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть...

Доклад «Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии и биологии» iconДоклад Формирование самостоятельной и творческой активности учащихся...
В «Концепции модернизации российского образования» выделены следующие важнейшие задачи образования: формирование у учащихся инициативности,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru