Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию»




Скачать 146.03 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию»
Дата публикации15.10.2013
Размер146.03 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Биология > Рабочая программа
9 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В.Латющина, В.М Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности,

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы».

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012.-304с.;

а также методического пособия для учителя:

В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2010.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

9 класс

68 ч/год (2 ч/нед.)
Введение (3ч). Биология – наука о жизни. Особенности современной биологии. Биотехнология. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого.
Раздел I. Уровни организации живой природы (49 ч)

Глава 1. Молекулярный уровень (8 ч). Общая характеристика молекулярного уровня. Биологическая система. Углеводы, их строение и функции. Липиды, их строение и функции. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты, их типы, строение, выполняемые функции. АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Ферменты. Коферменты. Вирусы, особенности их строения.

Глава 2. Клеточный уровень (14). Клетка – элементарная единица жизни на Земле. Основные положения клеточной теории. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз. Ядро. Хромосомный набор клетки. Прокариоты. Эукариоты. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез. Фазы фотосинтеза. Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. Деление клетки. Митоз.

Практические работы:

1 «Изучение клеток растений и животных»

2 «Изучение клеток прокариот»

Глава 3. Организменный уровень (15 ч). Размножение организмов: бесполое и половое. Сущность мейоза. Гермафродиты. Понятие о конъюгации. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Понятие о генотипе и фенотипе. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. взаимодействие генов. Генетика пола. Закономерности изменчивости: модификационная, мутационная. Норма реакции. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Гибридизация.

Практические работы:

3 «Решение генетических задач»

4 «Выявление изменчивости организмов»

Глава 4. Популяционно – видовой уровень (2 ч). Критерии вида. Популяции. Понятие о биотическом сообществе. Экология – наука об организации и функционировании надорганизменных систем. Демографические показатели.

Глава 5. Экосистемный уровень (5 ч). Сообщество, экосистема, биогоеценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы.

Практические работы:

5 «Составление схем передачи веществ и энергии»

6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»

Глава 6. Биосферный уровень (5 ч). Биосфера. Среды жизни. Приспособленность организмов к обитанию в среде. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.

Практическая работа:

7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
Раздел II. Эволюция органического мира (12 ч).

Глава 7. Основы учения об эволюции (6 ч). Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин и основные положения его теории. Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция. Микроэволюция. Основные закономерности эволюции. Главные линии эволюции.

Практическая работа

8 «Выявление приспособленности к среде обитания»

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч). Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

Обобщение (5 ч)

Клетка – структурная и функциональная единица живого. Закономерности наследственности и изменчивости. Становление современной теории эволюции. Взаимодействие организма и среды обитания.

Календарно - тематическое планирование уроков биологии в 9 классе





урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки

прохождения

Примечание

Введение (3 ч)



Биология – наука о жизни

03-07.09









Методы исследования









Сущность жизни, свойства живого

10 -14.09







Раздел I. Уровни организации живой природы (49 ч)

Глава 1. Молекулярный уровень (8 ч)



Молекулярный уровень

10 - 14.09









Углеводы. Липиды

17-21.09









Состав и строение белков









Функции белков

24-28.09









Нуклеиновые кислоты









АТФ и другие органические вещества

01-05.10









Биологические катализаторы









Вирусы

08 -12.10







Глава 2. Клеточный уровень (14 ч)



Основные положения клеточной теории

08 - 12.10









Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

15-19.10









Органоиды цитоплазмы









Органоиды цитоплазмы

22-26.10









Ядро









Изучение клеток растений и животных. Пр/р №1 «Изучение клеток растений и животных»

29.10 – 02.11









Строение прокариот. Пр/р №2 «Изучение клеток прокариот»









Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

12-16.11









Энергетический обмен









Питание клетки. Хемосинтез

19 - 23.11









Фотосинтез








Биосинтез белков

26 - 30.11









Деление клетки. Митоз









Контроль знаний «Молекулярный уровень. Клеточный уровень»

03-- 07.12








Глава 3. Организменный уровень (15 ч)



Размножение организмов. Бесполое размножение

03 - 07.12









Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.

10-14.12









Онтогенез. Эмбриональное развитие









Постэмбриональный период.

17-21.12









Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание









Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

24-28.12









Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков









Сцепленное наследование

14-18.01









Взаимодействие генов









Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Пр/р №3 «Решение генетических задач»

21-25.01









Модификационная изменчивость









Мутационная изменчивость.

Пр/р №4 «Выявление изменчивости организмов»

28.01-01.02









Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова









Основные методы селекции

04-08.02









Контроль знаний «Организменный уровень»







Глава 4. Популяционно – видовой уровень (2 ч)




Критерии вида

11-15.02









Популяции







Глава 5. Экосистемный уровень (5 ч)




Сообщество, экосистема, биогеоценоз

18-22.02









Состав и структура сообщества









Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пр/р №5 «Составление схем передачи веществ и энергии»

25.02-01.03









Продуктивность сообщества









Саморазвитие экосистемы. Пр/р №6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»

04 - 08.03







Глава 6. Биосферный уровень (5 ч)



Биосфера. Эволюция биосферы

04 - 08.03









Средообразующая деятельность организмов

11-15.03









Круговорот веществ в биосфере









Антропогенное воздействие на биосферу

18-21.03









Экологические проблемы. Пр/р №7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»







Раздел II. Эволюция органического мира (12 ч)

Глава 7. Основы учения об эволюции (6 ч)



Развитие эволюционного учения. Работы Ч.Дарвина

01-05.04









Борьба за существование и естественный отбор









Формы естественного отбора

08-12.04









Приспособленность организмов к среде обитания – результат эволюции. Пр/р №8 «Выявление приспособленности к среде обитания»









Видообразование

15-19.04









Направления эволюции. Общие закономерности эволюции







Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч)



Гипотезы возникновения жизни

22-26.04









Основные этапы развития жизни









Развитие жизни в протерозое и палеозое

29.04-03.05









Развитие жизни в мезозое и кайнозое









Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека

06 -10.05







Обобщение (5 ч)




Клетка – структурная и функциональная единица живого

06 - 10.05







65.

Закономерности наследственности и изменчивости

13-17.05







66.

Становление современной теории эволюции







67.

Взаимодействие организма и среды обитания

20-24.05







68.

Повторение и обобщение знаний








ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии в 9 классе учащиеся должны:

знать/понимать:

  • Признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; генов и хромосом; популяций; экосистем;

  • Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, основных процессов жизнедеятельности, развития;

уметь:

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей, родство, общность происхождения и эволюцию органического мира; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности, необходимость защиты окружающей среды;

  • Изучать биологические объекты и процессы: проводить практические работы, наблюдать за ростом и развитием растений, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • Выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействий разных видов в экосистеме;

  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных;

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  • Учебник «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов. М., Дрофа, 2006

  • Методическое пособие для учителя

  • Рабочая тетрадь на печатной основе

  • Батуев и др. Большой справочник для школьников. М., Дрофа, 2004

  • Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М., 1994

  • Реброва Л.В. Активные формы и методы обучения биологии. М., Прсвещение, 1997

  • Козлова Т.А. Биология в таблицах 6-11 классы. М., Дрофа, 2002

  • Е.А. Якушкина и др. «Биология 5-9 классы. Проектная деятельность учащихся». Волгоград. Учитель. 2009

ОБОРУДОВАНИЕ


  • Комплект учебных таблиц

  • Муляжи

  • Микроскопы

  • Микропрепараты



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей биологии

«_____» ______________2012 г. №____

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________ М. А. Замолодчикова

«_____»__________________ 2012 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек...

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего...

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов...

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дружбинская средняя общеобразовательная школа» Алейского района Алтайского...

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» iconРабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по...

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» iconРабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного...
Изучение биологии на данной ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология....

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» iconРабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного...
Изучение биологии на данной ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целйе и задач


Учебный материал


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru