Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования




НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации22.07.2013
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Российский Государственный Педагогический университет

им. А.И.Герцена

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Проблемы детского развития:
Детская агрессия
Выполнила:

студентка

6 курса 4 группы

заочного обучения

Скопина Елена Валерьевна

Преподаватель:

кандидат педагогических наук

Котова Светлана Аркадьевна
Санкт- Петербург

2011 г.
Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio – нападение.

Агрессия - активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Агрессия – это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить. Нередко дети слышат от родителей: «Перестань злиться!», «Хватит кричать!». Ребенок получает послание, что он испытывает что-то нехорошее, что он не должен это испытывать, что это плохо. Теперь он будет стараться подавить злость и гнев, а так как это не будет получаться, он будет чувствовать вину за испытываемые естественные чувства. [7]

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (как одушевленным, так и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и так далее).

Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий.

Важно отметить, что агрессия, как правило, не возникает неожиданно, как говорится, «на пустом месте», «ни с того, ни с чего». Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т.д.). [8]

Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества.

Чаще всего под понятием агрессия подразумевается такое состояние ребёнка, при котором он силой стремится получить то, что хочет, или при помощи силы реагирует на угрозу благополучию.

По мнению специалистов, обычно агрессивные действия выступают у детей в качестве:

- средства достижения какой – нибудь значимой цели;

- способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

- способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Наиболее распространённые проявления агрессии в детском возрасте: упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования, желание обидеть, унизить, оскорбить, властность, неумение понять интересы другого, завышенную самооценку, разрушительные действия. [1, с.13-17]

Отечественные специалисты выделили следующие психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей:

- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженная самооценка;

- нарушения в отношениях со сверстниками. [2, с.17-26]

В момент особенно интенсивного агрессивного состояния ребёнка можно использовать следующие приёмы:

1) попросить ребёнка улыбнуться, подышать глубже, нормализовать дыхание, расправить плечи, расслабиться, отжаться от пола;

2) предложить ребёнку переадресовать агрессию на неодушевлённый предмет или действие (скомкать и разорвать в клочья бумагу, рисунок со своим гневом \ обидчиком, топать ногами, громко кричать, используя «трубу» из ватмана, бить боксёрскую грушу, манекен и т.д.)

3) переключить внимание на какое – либо задание («Помоги мне, пожалуйста снять с полки … );

4) можно также попросить ребёнка вспомнить что – то приятное, предложить ему мысленно оказаться в приятном месте, сказать себе добрые слова, найти в случившемся положительные стороны.

Рекомендации и правила экстренного вмешательства, обеспечивающие конструктивное воздействие на агрессивные реакции детей:

1.Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии (так называемый изящный уход). Озадачьте «агрессора», неожиданно соглашаясь с ним или меняя тему. Отвечайте так, как если бы слова ребёнка были безобидными, незначительными или очевидными.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребёнка («Ты воспитанный человек, но сейчас ведёшь себя агрессивно \ преступаешь допустимую черту», «Я знаю, что ты дисциплинированный. Почему ты сейчас нарушаешь правило?», «Ты злишься? Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь нам продемонстрировать свою силу?»).

3. Контроль взрослым собственных негативных эмоций – это не подкрепляет агрессивное поведение, сохраняет партнёрские отношения, демонстрирует модели неагрессивного поведения, укрепляет авторитет взрослого.

4. Снижение напряжения ситуации. Нередко взрослые используют действия, усиливающие напряжение и агрессию: устрашающие и гневные интонации, сарказм и насмешки, демонстрацию власти, агрессивные позы и жесты, физическую силу, жёсткие требования, давление, оценку характера и личности ребёнка, втягивание в конфликт друзей, сравнение с другими детьми, нотации, придирки, передразнивания и др. Некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время, но отрицательный эффект от такого поведения принесёт гораздо больше вреда.

5. Обсуждение проступка после успокоения обеих сторон, но как можно скорее после инцидента, сначала наедине, без свидетелей, а затем в классе или семье. Важно сохранять спокойную, объективную позицию, акцентировать внимание на проступке и его негативных последствиях для окружающих и самого ребёнка.

6. Сохранение положительной репутации ребёнка. Для ребёнка самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка. Сохранить положительную репутацию можно, публично сведя к минимуму вину ребёнка («Ты не хотел его обидеть», «Ты плохо себя чувствуешь?», предложив компромисс и не требуя полного подчинения, но не распространяя это на личное общение.

7. Демонстрация модели агрессивного поведения. Альтернативное агрессивному поведение взрослого можно построить, используя следующие приёмы: выдержать паузу, молча заинтересованно выслушать ребёнка, прояснить ситуацию наводящими вопросами, признать интересы маленького агрессора и сообщить ему свои, апеллировать к правилам и т.д. [3,74-78].
Групповые занятия

«Рассерженные шарики»

Цель: научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии.

1.Надуйте красные шарики и завяжите их.

Представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нём воздух – чувства раздражения и гнева.

Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него?

Что может случиться, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека?

А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?

2. Ребята, а теперь прыгните на свой шарик так, чтобы он взорвался.

Что случилось с шариком?

Может ли такой способ выражения и гнева быть безопасным? Почему?

Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? (Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ними, что может означать этот страх.)

Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой – нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека.

Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?

3.Давайте надуем ещё один красный шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

Вы помните, что шарик - это человек, а воздух внутри него - чувства раздражения и гнева.

4. А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.

Вы заметили, что шарик уменьшился?

Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?

Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?

Остался ли шарик целым? Напугал ли он кого – нибудь?

5.Ребята, гнев и раздражение, если их безопасно выражать, могут «выйти» из человека, как воздух из нашего шарика.

Вот мы сегодня и научились справляться со своей агрессией, раздражением и гневом и, наверное, при малейшей раздражительности будем вспоминать эти упражнения и обращаться к ним в трудные минуты жизни.

Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда. [11]

Занятия. Агрессивность

Занятие 1.

1.Игра « Прогулка по сказочному лесу» (способствует разрядке агрессивных чувств лаем, рычанием и т.д.) Участникам предлагается перевоплощаться в агрессивных животных: собак, тигров, медведей.

2.Обсуждение понятия «агрессивность» для осознания личностного смысла понятия «агрессивность», т.е. позитивных и негативных её сторон. Ведущий задаёт участникам следующие вопросы: «Какие ассоциации рождает это слово? Зачем агрессивность нужна человеку? (Гнев необходим человеку для защиты, это важный источник жизненной энергии) А чем она может помешать?»

3. Круг: «Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?» для осознания собственного опыта, получения поддержки от окружающих («не один я такой»). Участники по очереди отвечают на вопрос. Ведущий должен стараться, чтобы дети приводили конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».

4. Обсуждение вопроса о безопасных способах разрядки гнева (ребята получают знания о способах безопасной разрядки гнева). Ведущий беседует с участниками о том, к чему приводит долго сдерживаемый гнев. Обсуждается понятие «безопасная разрядка гнева» (это способы выразить свои чувства, не нанеся вреда ни себе, не окружающим). Затем участникам предлагается сказать, какие способы безопасной разрядки гнева они знают и используют.

5. Упражнение «Спустим пары» (позволяет разгрузить агрессивные эмоции). Каждый участник группы выбирает оптимальные для себя способы разрядки гнева и использует их в группе. При выполнении упражнения нужно следить за соблюдением правил безопасности.

6. Медитация (цель – разрядка агрессивных эмоций). Ребята расслабляются, закрывают глаза и представляют себя на небольшой выставке, где находятся портреты людей, вызывающих у них раздражение, обиду, гнев. Они «ходят» по этой выставке, рассматривают портреты. Затем выбирают один из этих портретов, представляют этого человека. Им предлагается представить, что они говорят этому человеку и делают с ним всё, к чему побуждают их чувства, не сдерживаясь. После окончания упражнения участники рассказывают о своём опыте.

Занятие 2.

1.Повторение теории. Обсуждается ряд вопросов: « Что такое агрессия? Всем ли она свойственна? Чем агрессивность вам помогает, зачем она нам нужна? Как агрессивность может нам помешать? Что такое безопасные способы разрядки гнева? Какие из них вы знаете?»

2. Выполнение техники «И-а» (цель – разрядка агрессии). Для выполнения упражнения необходим стол с уложенными на нём подушками. Участники по очереди подходят к столу и резко бьют по подушкам рукой с громким криком «И-а». «И» произносится на вдохе, «а» - очень резко, на выдохе.

3. Упражнение «Спустим пары».

4. Медитация.[4,с.140-142]

Избавляемся от агрессии в игре

Активным и склонным к агрессивности детям поможет избавиться от агрессивности и направить энергию в другое русло ИГРА! Ведь именно в игре дети быстрее учатся и приобретают необходимые навыки. Какие игры самые лучшие для избавления от детской агрессии?

1. Подвижные игры. Для малышей подойдут игры без правил, скорее просто обычное баловство: прыгалки, догонялки - обнималки, прятки, которые позволят выплеснуть избыток энергии. Детям постарше стоит предложить сюжетно-ролевые игры с приключением и преодолением препятствий, где они могут поочередно играть роль то положительного, то отрицательного героя.

2. Когда дети набегались и немного устали, переходите к расслаблению. Даже если еще не время ложиться спать, поиграйте в игру «сон понарошку», устройте ребенку интересное место для отдыха, например, постройте «халабуду», почитайте сказку, полежите обнявшись. Такие спокойные и мирные игры очень способствуют снятию агрессии и эмоционального напряжения.

3. Теперь переходим к спокойным играм, которые требуют внимания, усидчивости и концентрации. Постройте дом из конструктора, порисуйте, сложите картинку из пазлов, полепите из пластилина, поиграйте в машинки с мальчиком или в куклы с девочкой. Со всех сил старайтесь удерживаться во время игры от любых критических замечаний, пусть ребенок будет на высоте. Играйте по его правилам. Он почувствует себя важным и нужным, поймет, что он вам небезразличен. Детки, часто проявляющие агрессию, очень чувствительны к любой критике.

Если во время игр ребенок не смог сдержаться и опять проявил злость, не делайте ему замечания, лучше отвлеките его, дайте новый поворот игре, рассмешите его. Если малыш употребил плохое слово, обратите внимание на то, какое оно черное и как запачкало все вокруг. Теперь всем игрушкам стало грустно и они испугались. Их могут спасти теперь только хорошие светлые слова, смех и улыбка. А прогнать черные слова можно постучав по полу, побив подушку, можно порычать, как лев. После такого отступа продолжите игру. Не думайте, что теперь вам придется не отходить от ребенка ни на шаг и постоянно с ним играть. Всего пару сеансов такой «игротерапии», и вы уже увидите улучшение в поведении своего ребенка. Он поймет, как нужно играть со сверстниками, как идти на компромисс, научиться договариваться и будет знать, как выйти из конфликтной ситуации. А к тому же, совместные игры очень вас сблизят с малышом, а там, где любовь, нет места агрессивности. [5]

Игры для преодоления детской агрессии и гнева

• Взрослый строит башню из кубиков, а малыш ее ломает.

• Взрослый и ребенок вместе бросают мячик о стену.

• Взрослый и ребенок брызгаются на пляже или в ванной (а не в комнате!) из водяного пистолета.

• Взрослый и ребенок бодаются и борются. Часто в такой игре папы бывают успешнее мам.

• Игроки сбивают мячиком кегли (пластиковые бутылки из-под лимонада).

Снижают детскую агрессию и гнев и следующие виды деятельности:

• Ребенок режет пластмассовым ножом пластилин или режет бумагу детскими ножницами.

• Взрослый и ребенок вместе рвут вату (бумагу). Потом можно устроить «снегопад» или поиграть в «снежки».

• Взрослый и ребенок бросают в воду камешки.

Что еще можно предложить агрессивному ребенку?

Дети, и особенно склонные к агрессии, очень любят пачкаться! Предоставить им эту возможность можно в следующих играх и видах деятельности:

• Рисование пальчиковыми красками.

• Отрывание кусочков пластилина и прикрепление их на бумагу.

• Игры с тестом, песком и водой.

Иногда, чтобы снизить вербальную агрессию или, проще говоря, склонность ребенка кричать и ругаться, можно вместе поиграть в следующую игру. Предложите ребенку представить или вспомнить, как кричат животные, и вместе покричать:

• как медведь, когда сердится;

• как слон, когда дерется;

• как кошка, когда боится.

И в конце игры, чтобы успокоиться, можно попищать, как мышка. [6]

На первых этапах рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. На первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным, но через 4-8 занятий, “маленький агрессор” начинает вести себя более спокойно.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа Министерство здравоохранения и социального развития...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравила оформления дипломных работ Министерство образования и науки...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru