Областной конкурс для учителей «Методическая шкатулка» Номинация «Урок с использованием икт»




Скачать 110.6 Kb.
НазваниеОбластной конкурс для учителей «Методическая шкатулка» Номинация «Урок с использованием икт»
Дата публикации05.10.2013
Размер110.6 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Биология > Урок
Управление образования

администрации Балаковского муниципального образования

Саратовской области

средняя общеобразовательная школа № 7
Областной конкурс для учителей «Методическая шкатулка»

Номинация «Урок с использованием ИКТ»

Упражнение в склонении существительных и распознавании падежей

План – конспект урока

по русскому языку

в 3 классе

с использованием ИКТ

учителя начальных классов

Костылевой Любови Николаевны

Балаково

2008

1. Тема урока: Упражнение в склонении существительных и распознавании падежей.

2. Цели урока:

а) обучающие (дидактические):

- совершенствовать умение определять падежи имен существительных и правильно употреблять их в нужном падеже;

- углубить знания учащихся об имени существительном;

- продолжить работу по формированию навыка грамотного письма.

б) развивающие:

- развивать интерес учащихся к русскому языку;

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать речь учащихся и самостоятельность при выполнении заданий;

- научить применять полученные знания на практике.

в) воспитательные:

- воспитывать нравственное отношение учащихся к животным;

- формировать положительное отношение к учебе;

- развивать прилежность, старательность и аккуратность;

- добиваться сознательной дисциплины посредством пробуждения активного интереса к изучаемой теме.

3. Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

4. Учебно – материальное оснащение:

- учебники;

- тетради;

- карточки – задания (тест – самоконтроль);

- карточки – задания «Допиши стихотворение» (разноуровневые);

- карточки – задания с деформированным текстом (разноуровневые);

- рисунки и сочинения учащихся на тему «Мое любимое животное»;

- записи отрывков из песен советских композиторов.

Ход урока
5. Организационный этап:
Внешняя составляющая:

- проверка наличия учащихся на уроке (по журналу);

- проверка готовности учащихся к уроку (наличие письменных принадлежностей и рабочих тетрадей).

Внутренняя составляющая:

- создание ситуации успеха с помощью музыки и специально подобранных текстов по теме «Братья наши меньшие»;

- сообщение темы и обоснование целей урока: Слайд 1

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали падежи имен существительных. Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке, посвященном нравственному отношению человека к животным, мы будем закреплять наши знания по этой теме.

К уроку мы с вами провели большую подготовительную работу: писали сочинения о своих любимых животных (Слайд 2), выполняли рисунки (Слайд 3) и знакомились с рассказами писателей о братьях наших меньших (Слайд 4).

Материалом урока будут служить предложения. Тексты и строки из стихотворений и песен о животных.

6. Актуализация прежних знаний.

1) Чистописание

Начнем урок как обычно с чистописания. (Слайд 5)

Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.

- главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами

(сказуемое)

- главная неизменяемая часть слова (корень)

- непроизносимая согласная в слове солнце (л)

- изменяемая часть слова (окончание)

- имена существительные бывают собственные и ……. (нарицательные)

- существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только …. (единственного числа)

- в какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что? (в начальной форме)

- гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)

- соединительная гласная в сложном слове вездеход (е)
Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ

Запишите это слово красиво на следующей строке три раза.
- Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)

- Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)

- Назовите их по порядку. (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

2) Проверка знаний учащихся падежных вопросов с помощью теста – самоконтроля (Слайд 6 – 7)

- У вас на партах лежат карточки с тестом – самоконтролем. Как работать с таким тестом вы знаете. В данном тесте вам нужно соотнести названия падежей с их падежными вопросами. Если задание будет выполнено правильно, с обратной стороны карточки получится картинка.

Учащиеся выполняют тест.

- Поверните карточку и покажите получившуюся картинку.

- Назовите по порядку падежи вместе с вопросами.

- Почему у нас 2 вида падежных вопросов? (падежные вопросы кто? кого?

кому?... мы задаем к одушевленным существительным, а вопросы что? чего? ….. - к неодушевленным существительным)

- Давайте прочитаем стихотворение, написанное на карточке.

(Ученик читает вслух стихотворение)

- Итак, сегодня повторяя падежи имен существительных, мы будем говорить о том, как люди должны относиться к животным, ведь как сказано в стихотворении: кто может любить и осла и козла, кто людям вовеки не сделает зла.

На доске крупным шрифтом написано

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Это сказал французский летчик, писатель, погибший во вторую мировую войну Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими». (Слайд 8)
3) Словарная работа

а) А сейчас мы с вами проведем словарную работу. (Слайд 9)

- Назовите синонимы к словам:

пес (собака), какое животное в деревне называют кормилицей (корова), косолапый (медведь), косой (заяц).

На доске по мере отгадывания слов появляются карточки со словами

(с пропущенными безударными гласными).

- Назовите безударные гласные в этих словах? (в слове собака безударная гласная «о» в 1 слоге и т. д.)

По мере комментирования карточки переворачиваются.

- Что объединяет эти слова? (животные, кто? одушевленные существительные)

- На какие две группы можно разделить слова? (домашние и дикие звери)

б) - С данными словами нужно составить словосочетания, используя слова из 2 столбика, употребив словарные слова в нужном падеже.

Открываются слова: дв . ровая собака

тр . ва для корова

п . д . йти к медведь

п . гоня за заяц

Дети составляют словосочетания в тетради, объясняют пропущенные орфограммы, определяют падеж словарных слов.

7. Воспроизведение учащимися знаний и способ действий.

- Ребята, поднимите руки, у кого из вас есть домашние животные?

(ответы детей)

- А кого еще дома живут кошки и собаки? (ответы детей)

- Сегодня мы поговорим о тех животных, которые живут совсем рядом - в одной с тобой квартире, в твоем дворе. (Слайд 10)
- Очень давно кошки и собаки стали жить рядом с человеком. Ученые считают, что хозяева этих животных приобретают привычки и черты характера своих питомцев.

Коровы дают нам молоко и мясо, птицы – перо и яйца. А кошки что? Они не соревнуются на беговой дорожке, как лошади, и не могут перевозить грузы - оче6нь слабы. Кошки ловят мышей, но не из-за того, что мы этого хотим, а ради собственного удовольствия. Они возле нас, когда им хочется. Кошки - загадочные животные. Они умеют предсказывать погоду. Кошка - хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит. Но люди, которые любят кошек, и так счастливы - их не интересует вопрос: а что с этого можно иметь? Просто любят это красивое, грациозное животное.

- Выполнив следующее упражнение. Вы узнаете еще несколько интересных фактов из жизни кошек.

- У вас на партах лежат цветные карточки с деформированным текстом.

Прочитайте предложения и составьте из них текст, ориентируясь на падеж существительного кошка. Это слово должно следовать в порядке склонения, т.е. от И. п. до П. п. по порядку (предложения написаны на карточках, карточки разного цвета, разноуровневые).

На карточках для более сильных учащихся пропущены орфограммы.

(см. приложение 1)

- Прежде чем вы начнете выполнять задание, ответьте, как определить падеж существительного в тексте?

(найти слово, от которого зависит существительное; задать от этого слова вопрос; по вопросу определить падеж)

Учащиеся выполняют задание самостоятельно с последующей проверкой.

(зачитывают получившийся текст и определяют падеж

существительного кошка) Слайд 11

- Какой падеж всегда употребляется без предлога? (именит. падеж)

- Каким членом предложения является существительное в И. п.? (подлежащим)

- Найдите это предложение в тексте и выделите только главные члены предложения.

- Какие падежи называются косвенными? (все, кроме именительного падежа)

- Каким членом предложения являются существительные в косвенных падежах? (дополнением, обстоятельством)

- Найдите предложение, где подлежащее выражено местоимением и выполните синтаксический разбор этого предложения. (Она произошла от дикой кошки).

8. Выполнение упражнений реконструктивно-вариативного типа.

- Говорят, что кошки привыкают не к человеку, а к дому. А кого считают самым верным другом человека? (собаку)
Проводится физминутка под музыку из мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса» (учащиеся выполняют различные танцевальные и ритмические движения под музыку) Слайд 12

- Собака - верный помощник человека с древних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи. Повсюду, где живет человек, рядом с ним - собака. Верный друг. Люди по достоинству оценили бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставили памятники собакам. Например, в Италии есть памятник псу, по кличке Верный. 14 лет этот т пес каждый вечер упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне. В нашей стране тоже есть памятники, поставленные собаке за ее верность.

- Многие композиторы и поэты написали песни и стихи об этом верном и преданном друге человека.

- Сейчас вы прослушаете фрагменты детских песен о собаке. Вы должны из каждого отрывка выписать словосочетание со словом собака и определить падеж этого слова.

Выборочный диктант: Слайд 13

1 отрывок Человек собаке друг ….

2 отрывок Преданней собаки нету существа…. .

3 отрывок Чтобы было, где побегать и с собакой погулять…

4 отрывок Найдите собаку, вернись поскорее мой маленький друг

Дети выписывают из отрывков словосочетания со словом собака в разных падежах.

Д.п. Р.п. Т.п.

Друг (кому?) собаке, преданней (кого?) собаки, погулять (с кем?) с собакой,

В.п.

найдите (кого?) собаку.
9. Выполнение упражнения творческого типа.

- И, наконец, в последнем задании, вам нужно восстановить стихотворение, вставив в него слово кот в разных падежах вместе с подходящими по смыслу предлогами (см. приложение 2).

Стихотворение написано на карточках, у слабых учеников стихотворение написано вместе с предлогами.

Проверка задания: учащиеся определяют падеж существительного кот.

Слайд 14

Далее один из учеников выполняет морфологический разбор существительного от кота как части речи.

От кота - сущ., кот, одуш., нариц., м.р., ед. чис., Р. п., дополнение.

10. Заключительный этап.

- Надеюсь, вам на уроке было не скучно. Мы не только повторили падежи имен существительных, но и поговорили о нравственности на примере отношении человека к животным. Помните о тех, кто рядом с нами и нуждается в нашей теплоте и заботе.

И в заключение урока ученик читает «Стихи о рыжей собаке»

Слайд 15

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

«Прощай, брат, хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину».

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа спросил:

«Что, оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы,

А то ведь простая дворняга!»

В вагонах, забыв передряги.

Курили, смеялись, дремали,

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит, задыхаясь.

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь, лапы о камень разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой.

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело,

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела.

Труп волны снесли под коряги….

Старик, ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги

А сердце - чистейшей породы.
- Проводится подведение итогов урока посредством собеседования.

- Анализируется учебная деятельность класса в целом и каждого ученика в отдельности. Указываются ошибки и пути их исправления.

11. Разъяснение домашнего задания.

Упражнение из учебника по выбору учителя.

ПРИЛОЖЕНИЯ



Карточка с деформированным текстом

В – 1
Она произошла от дикой кошки.

На Руси также дорожили кошкой.

В Египте кошку считали священным животным.

О кошке сложили много легенд и сказок.

Многие народы поклонялись домашней кошке.

Домашняя кошка с давних пор живет рядом с человеком.






Карточка с деформированным текстом

В – 2
Она пр . изошла от дикой кошки.

На Руси также д . рожили кошкой.

В Египте кошку считали св . щенным животным.

О кошке сл . жили много легенд и сказок.

Многие народы покл . нялись домашней кошке.

Д . машняя кошка с давних пор ж . вет рядом с человеком.

Приложение 1


Допиши стихотворение

У норы добычи ждет,

Притаившись, серый ……….

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь ……………… .

А теперь и за версту

Не приблизиться …….. .

Крыса старая - и та,

Видя грозного ………..,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться ……….. .

Там дрожит и в темноте

Вспоминает ……………. .



Приложение 2





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Областной конкурс для учителей «Методическая шкатулка» Номинация «Урок с использованием икт» iconМетодическая разработка урока с использованием компьютера. Предмет...
По итогам экспертизы уроку присвоена 2 категория эффективности. (Диплом) Урок представлен на 2 региональный конкурс методических...

Областной конкурс для учителей «Методическая шкатулка» Номинация «Урок с использованием икт» iconКонкурс «Методическая шкатулка» Номинация «Урок с использованием...
Требования к участникам: знать или иметь начальные представления о царстве Бактерии, владеть навыками работы с текстовыми файлами...

Областной конкурс для учителей «Методическая шкатулка» Номинация «Урок с использованием икт» iconО городском конкурсе «Лучший урок с использованием икт» Общие положения
...

Областной конкурс для учителей «Методическая шкатулка» Номинация «Урок с использованием икт» iconПоложение о районном конкурсе учителей начальных классов «Лучшая...
...

Областной конкурс для учителей «Методическая шкатулка» Номинация «Урок с использованием икт» iconКонкурс «Моя педагогическая инициатива» Номинация: «Урок с использованием...
Номинация, в которой представлена конкурсная работа: «Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов»

Областной конкурс для учителей «Методическая шкатулка» Номинация «Урок с использованием икт» iconУниверсальные учебные действия
Номинация Урок с использованием икт (используется авторский мультимедийный продукт)

Областной конкурс для учителей «Методическая шкатулка» Номинация «Урок с использованием икт» iconОбластной конкурс «Лучший элективный курс для профильного обучения» Номинация
...

Областной конкурс для учителей «Методическая шкатулка» Номинация «Урок с использованием икт» iconДля учителей http
Присоединяйтесь к Сети творческих учителей и станьте частью мирового сообщества педагогов, готовых учить и учиться, готовых применять...

Областной конкурс для учителей «Методическая шкатулка» Номинация «Урок с использованием икт» iconКонкурс педагогического творчества Номинация «Педагогические идеи...
Тема: Дидактические материалы по истории России 6 кл с использованием икт по разделу «Русь во второй половине 12-13 в в.» программы...

Областной конкурс для учителей «Методическая шкатулка» Номинация «Урок с использованием икт» iconКонкурс «Лучший урок математики с использованием икт»
Целью конкурса является выявление лучших инновационных методик организации урока математики с использованием информационно-коммуникационных...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru