Рабочая программа линии умк «Биология-Сферы» (5-9 классы)




Скачать 289.67 Kb.
НазваниеРабочая программа линии умк «Биология-Сферы» (5-9 классы)
страница1/3
Дата публикации29.08.2016
Размер289.67 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программы по биологии. Раздел «Биология. Разнообразие живых организмов.7 класс» соответствует требованиям ФГОС ООО. Он является логическим продолжением курса «Биология. Живой организм.5-6 классы».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Линия «Сферы» по биологии состоит из учебно-методических комплектов для общеобразовательных школ (новая линия):
•    Биология. Живой организм. 5-6 класс.
•    Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ (УМК)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс». Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я Колесникова. М.»Просвещение», 2008 г.
Тетради с печатной основой:

1.Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Разнообразие живых организмов. Тетрадь-тренажер. 7 класс. Москва, «Просвещение» 2014 г.

2. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Разнообразие живых организмов. Тетрадь-практикум. 7 класс. Москва, «Просвещение» 2014 г.

3. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Разнообразие живых организмов. Тетрадь-экзаменатор. 7 класс. Москва, «Просвещение» 2014 г.

Методическое пособие для учителя:

1) Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С, Дмитриева Е.А. Биология. Разнообразие живых организмов. Поурочные методические рекомендации. Москва, Просвещение ,2014

Дополнительная литература для учителя:

1)В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» (М.: Дрофа) любое издание

2) Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994

3)Ионцева А.Ю.,Торгалов А.В. Биология в схемах и таблицах М.:Издательство Эксмо,2010

Дополнительная литература для учащихся:

Научно-популярная литература

  1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.

  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.

  3. Акимушкин И.  Мир животных  (насекомые,   пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.

  4. Акимушкин И. Невидимые  нити природы.  М.: Мысль, 1985.

  5. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

  6. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983


MULTIMEDIA

- Электронное приложение к учебнику (Сухорукова Л.Н Разнообразие живых организмов.DVD-ROM), Издательство «Просвещение, 2014 г.

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2010;

- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2010

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 7 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Ларионовой С.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ (ФГОС)
Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Биология» в 7 классе.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:

● Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения.

● Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках

самостоятельной деятельности вне школы (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)

● Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и

сохранения здоровья.

● Оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы.

● Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и

поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни

и благополучия людей на Земле.

● Осознание современного многообразия типов мировоззрения, с учетом этого

многообразия вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы,

которые ставит личный жизненный опыт

● Умение признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир,

возможность их изменения

Метапредметными результатами изучения курса является формирование

универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

● Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной

деятельности

● Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать

средства достижения цели.

● Составлять в группе или индивидуально план решения проблемы

● Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки самостоятельно.

● Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из

цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действия.

● В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Познавательные УУД:

● Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.

● Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного

материала

● Осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений

● Осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к

понятию с большим объемом

● Представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков

● Выявлять причины и следствия простых явлений.

● Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для

указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического

деления (на основе отрицания).

● Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

связей.

● Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

● Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск

информации, анализировать и оценивать ее достоверность

● Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство

(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно

использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное,

поисковое), приемы слушания

Коммуникативные УУД:

● Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие

цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

● Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

● В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль

● Учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения

(если оно таковое) и корректировать его.

● Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной

позицией

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих

умений:

● Определять роль в природе изученных групп животных;

● Находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с

предками, и давать им объяснение

● Приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их

значение;

● Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с

предками, и давать им объяснение;

● Объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

● Объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека.

● Приводить примеры и характеризовать важных для жизни хозяйства человека

животных, объяснять их значение;

● Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; органы и

системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее

распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для

человека животных;

● Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,

организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на

основе сравнения;

● Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе (классификация);

● Понимать смысл биологических терминов;

● Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

● Характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;

● Соблюдать и объяснять правила поведения в природе;

● Характеризовать способы рационального использования ресурсов животных;

● Использовать знания по биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

● Осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими

животными.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, размножение;

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах, гербариях, муляжах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части, органы и системы органов животных; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты: организмы, представителей отдельных систематических групп и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. 7 КЛАСС»

I. Организация живой природы (5 ч)
Уровни организации живой природы. Организм — единое целое. Общие свойства организмов: обмен веществ, наследственность, изменчивость, воспроизведение, индивидуальное развитие. Средообразующая роль организмов. Вид. Общие признаки вида. Ареал вида. Приспособленность особей вида к конкретным условиям среды обитания. Популяция — часть вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества. Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме. Экосистема — часть биосферы. Разнообразие экосистем.
Экскурсия: 1. Разнообразие видов в сообществе.

II. Эволюция живой природы (4 ч)
Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы. Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Наследственность и изменчивость, борьба за существование и естественный отбор — движущие силы эволюции. Приспособленность организмов к условиям среды обитания, разнообразие видов. Возникновение высших форм жизни на основе более простых — результат эволюции. Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды. Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа линии умк «Биология-Сферы» (5-9 классы) iconРабочая программа составлена на основе Рабочей программы предметной линии учебников «Сферы»
Рабочей программы предметной линии учебников «Сферы» 5-9 класс. В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. – М. Просвещение, 2011

Рабочая программа линии умк «Биология-Сферы» (5-9 классы) iconРабочая программа по курсу «биология» 6класс
Пономарева И. Н., и др. Биология: Программы: 5-9 классы. М.: Вентана-Граф, 2005

Рабочая программа линии умк «Биология-Сферы» (5-9 классы) iconРабочая программа по учебному предмету «Биология» 9 класс
Программы основного общего образо­вания по биологии. 6-9 классы авторы Н. И. Сонин,В,Б. Захаров,Е. Т. Захарова. (Сборник. Биология....

Рабочая программа линии умк «Биология-Сферы» (5-9 классы) iconРабочая программа учебного курса «Биология: бактерии, грибы, растения»
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...

Рабочая программа линии умк «Биология-Сферы» (5-9 классы) iconРабочая программа по курсу «Биология» 9 класс "Общие закономерности"
Программы основного общего образования по биологии для 9 класса "общая биология" авторов в. Б. Захарова, н и. Сонина, Е. Т. Захаровой//...

Рабочая программа линии умк «Биология-Сферы» (5-9 классы) iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по окружающему миру (М.: Просвещение,...

Рабочая программа линии умк «Биология-Сферы» (5-9 классы) iconРабочая программа по географии для 5 класса Составитель
Рабочая программа линии умк «Дрофа. География» разработа­на в соответствии с учебным планом для ступени основного обще­го образования....

Рабочая программа линии умк «Биология-Сферы» (5-9 классы) iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Социология»
Рабочая программа (умк) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального...

Рабочая программа линии умк «Биология-Сферы» (5-9 классы) iconРабочая программа по географии 2014 2015 учебный год
СанПиН 4 2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,...

Рабочая программа линии умк «Биология-Сферы» (5-9 классы) iconРабочая программа по физике в 11 классе составлена на основе федерального...
Физика. 10-11 классы(авторы: П. Г. Саенко, В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова и др. Москва «Просвещение»,2007), где включена программа...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru