Переводчик Н. Нефедова м. Монтессори м 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный




НазваниеПереводчик Н. Нефедова м. Монтессори м 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный
страница1/20
Дата публикации29.08.2016
Размер3.26 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


ББК 74 00

Переводчик

Н. НЕФЕДОВА

М. Монтессори

М 77 Дети - другие /Пер. с нем./ Вступ. и закл. статьи, коммент. К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2004. - 336 с. -(Педагогика детства)

ISBN 5-8403-0783-1

Известный итальянский педагог М. Монтессори посвятила всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. В настоящее время по сис­теме Монтессори работают во всем мире.

В этой книге М. Монтессори подробно рассказывает о том, каким путем шла она к созданию своего метода. Работая с детьми, она постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого - только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специаль­ная среда и подготовленный учитель, уважающий личность ребенка.

На протяжении всей книги звучит тревожный голос М.Монтессори, кото­рая, болея всей душой за ребенка, стремится объяснить читателям, что дети -другие. Только признав это, взрослые могут пытаться избежать конфликтов с детьми и всевозможных отклонений от естественного пути развития ребенка, а в конечном итоге и всего человечества.

ББК 74. 00

ISBN 5-8403-0783-1

© Издательский дом «Карапуз», 2004.

© К.Е.Сумнительный, вступ. и заключ. статьи, комментарии, 2004.

ТАЙНА МОНТЕССОРИ

«Вернемся к школе уважаемой мадам Монтессори. Самое важное то, что дети не чувствуют тяжес­ти учения, так как они учатся всему играя. Во-вто­рых, цель состоит в том, чтобы развить все органы и чувства ребенка. Очень мало места отводится про­стому заучиванию».

Махатма ГАНДИ

ПРЕОДОЛЕНИЕ

Если бы Мария и не стала педагогом, имя ее оста-лось бы в истории. Родившись в 1870 году в ма-леньком портовом городке Италии, она, как дочь го­сударственного чиновника, могла разделить судьбу тысяч девочек из приличных семей. Но твердость характера и нежелание быть, как все, проявились еще в отрочестве. В 12 лет она решает, что будет учиться в технической школе для мальчиков, и не только попадает туда, но с успехом ее заканчивает. И тут же принимает другое «вздорное реше­ние», которое изменяет ее жизнь. Мария увлекается ес­тествознанием и делает профессиональный выбор. Ее

путь - медицина, и в очередной раз, преодолев все пре­пятствия, она становится первой женщиной-врачом, пос­ле окончания Римского университета получает частную практику.

Но тут судьба сводит ее с «идиотами», так в то время назывались все дети с отклонениями от нормы. Монтес-сори окунается в изучение этой темы и находит книги двух французов Жана Батиста Гаспара Итара и Эдуарда Сеге-на. Мария самостоятельно переводит их работы, тщатель­но переписывая в толстые тетради. Именно от Сегена Ма­рия узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся по сути нормальными людьми». Это открытие настолько по­ражает Моитессори, что она добивается открытия Ортоф-ренической школы «для укрепления умственных способ­ностей» и становится се директором. Она разрабатывает десятки пособий и требует от персонала разговаривать с подопечными с полным почтением и даже проводить для них специальные уроки. Двухлетняя работа заканчивает­ся педагогической сенсацией. В 1900 году на школьной олимпиаде в Риме ее воспитанники превосходят детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Как вспомина­ла позже сама Мария, после этого к ней ночью стал яв­ляться святой Павел и убеждать ее посвятить себя делу развития способностей обычных детей.

Это ее желание не находит понимания со стороны Ми­нистерства образования Италии. Тем не менее Мария в очередной раз резко меняет свою жизнь и вновь поступа­ет в Римский университет, где изучает эксперименталь­ную психологию и педагогическую антропологию. В 1904 году она получает звание профессора антропологии. Воз­главляет кафедру гигиены в Высшей женской школе, пре­подает в Римском университете. Но то, что кто-то мог по­

считать победой, - для нее почти поражение. Мария не сдается, и ее упорство в очередной раз вознаграждается.

В 1907 году у Марии Монтессори появляется возмож­ность проверить действие своей системы на здоровых, хотя и запущенных детях. На смелый педагогический экспери­мент решается не Министерство образования, а итальянс­кий миллионер Эдуардо Таламо. В кварталах, где живут рабочие его текстильных фабрик, открывается дом ребен­ка (Casa dci Bambini). В классы дома устремляются 50 ма­леньких дикарей, сквернословящих и ломающих мебель и дидактические пособия. Всего через несколько месяцев этих детей можно было показывать самой взыскательной комиссии. Они так спокойно и сосредоточено работали, что некоторые наблюдатели посчитали это признаком же­сткой деспотии и совершенно не могли поверить, что та­кое поведение - результат предоставления ребенку свобо­ды действий.

Удивительно то, что в основу практики домов ребенка легли идеи, которые буквально носились в воздухе. Уже в 1900 году шведская писательница и педагог Э.Кей напи-сала книгу «Век ребенка», главным лозунгом которой ста­ло «Исходи из ребенка». Кей выступила за создание ус­ловий для самовыражения и свободного развития инди­видуальности ребенка при минимуме педагогического руководства. Американский педагог и психолог Д. Дьюи пишет о «коперниковской революции в педагогике», смысл ее - превращение ребенка в астрономический центр педа­гогической вселенной. Но в отличие от других детоцент-ристов Монтессори ищет способы организации педаго­гического процесса. Не приемля классно-урочную систе­му, она предлагает поместить ребенка в развивающую среду и именно в ней дать ему свободу. Развиваться и рас­пространяться ее метод смог именно потому, что Мария в

ходе научного изучения и долгих наблюдений за детьми выделила закономерности их развития и, опираясь на них, создала дидактический материал, организованный в спе­циальной среде. Ее первая книга, переведенная в России, вышла под названием «Метод научный педагогики, при­меняемый в домах ребенка» и сразу привлекла внимание отечественных педагогов - сторонников свободной шко­лы. Дочь Льва Николаевича Толстого Татьяна Сухотина пишет статью об идейной близости школы ее отца и Ма­рии Монтессори.

Но пока вокруг ее метода идут ожесточенные споры, Мария буквально покоряет Америку. После ее триум­фальных лекций в том же 1913 году изобретатель теле­фона Александер Белл и его жена основывают в Вашин­гтоне Образовательную Монтессори-ассоциацию, попе­чителем которой становится дочь президента США Вильсона. Во время второго путешествия в Америку Монтессори выступает в Карнеги-холле и получает две золотые медали Панамско-тихоокеанской выставки в сфере образования.

После этого Европа наконец-то признает значимость ее дела. В 1922 году правительство Италии назначает ее го­сударственным инспектором школ. А в 1923 году ее сын Марио обращается к Муссолини, после чего школы Мон­тессори получают государственную поддержку и дотации. Популярность метода Монтессори в Европе растет. Ее при­глашают в Испанию, где Мария основывает институт, в котором занимается проблемой религиозного воспитания. В Лондоне открываются курсы по подготовке педагогов. Именно там она знакомится с Ганди, посетившим курс в 1932 году. К этому времени отношения Монтессори с фа­шистским правительством Италии окончательно испорти­лись. Тоталитарной стране не нужны свободные, самооп­

ределяющиеся дети. В 1934 году Мария покидает родину и перебирается в Испанию, из которой ее выгоняет граж­данская война. Начало мировой войны застает ее в Анг­лии, из которой ее интернируют как гражданина государ­ства-противника. Спасает приглашение теософского об­щества посетить Индию. Именно там она проводит годы войны. Здесь она не только развивает свои идеи, но стро­ит следующую школьную ступень своего метода для де­тей 6-12 лет. Она уже разработала свою периодизацию дет­ского развития, правда, очень созвучную идеям Жана Пи­аже, с которым дружила. Мария считает, что на смену сенсорному исследованию у детей 6-12 лет приходит раз­витие логического мышления. Ребенку важно узнать не столько «что это», а «почему это так». Дети способны вос­принять целостную картину больших и сложных явлений и, ведомые силой воображения, могут погрузиться в ис­следование того, что «зацепило», заставило задуматься. Ди­дактический материал возникает из конкретных жизнен­ных ситуации. Так, например, Мария ПОСТОЯННО сталки-вается в Индии с непомерной гордостью, с которой индийцы относятся к древности своей цивилизации, и рож-дается знаменитая «Черная лента». Это многометровая лента, охватывающая время существования жизни на на­шей планете. Учитель долго разворачивает ее, рассказы­вая о том, когда и какая жизнь господствовала на Земле. Только в самом конце многометрового полотнища откры­вается гонкая красная полоска. Именно она показывает, как недолго живет на Земле человек.

С этой лентой, притороченной к двум велосипедам, и другими материалами Мария с сыном Марио колесит по Индии и читает лекции. А еще она пишет свои замеча­тельные книги, обращаясь то к закономерностям разви-тия ребенка от 6 до 12 лет («Космическое воспитание»,

«От детства к юношеству», «Развитие потенциальных воз­можностей человека»), то к развитию ребенка до 3 лет («Впитывающий ум»). Только в 1946 году Монтессори воз­вращается в Европу, в Голландию, где обосновывается штаб-квартира Международной Монтессори-ассоциации, основанной ею еще в 1929 году. Именно здесь, окружен­ная почитанием сторонников ее педагогики и любовью внучек и внуков, она и умирает в мае 1952 года.

СЕКРЕТ УСПЕХА

История педагогики сохранила сотни имен, но по паль­цам одной руки можно пересчитать реальные школы, со­хранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только по­тому, что многие ее прозрения нашли научное подтверж­дение, но и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике.

Ее система строилась не один день. Она дружила с ос­нователем генетической психологии Жаном Пиаже (неко­торое время он лично возглавлял Монтессори-общество Женевы), переписывалась с детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Но во многом она остается врачом и исходит из физиологии детей. Даже в понятие свободы она вкладывает биологи­ческий смысл и понимает под ней прежде всего независи­мость.

На примерах из собственной педагогической практи­ки Мария доказывает, что взрослый должен не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятель­но. Это особый труд. Ведь малыш, попадая в наш мир, видит его чуждым и неприспособленным для его жизни.

У ребенка плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предме­тами. Малыш зависим от великанов, которые называют­ся взрослыми и которые, не задумываясь о нем, кроят мир под себя. Крохе трудно расстегнуть пуговицы на курточ­ке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.

Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность сделать это и многое другое. Учитель (взрос­лый) только помогает ему. Он создает порядок в тех ве­щах, которые нужны для развития ребенка, а их очень мно­го. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коро­бочки, положи их в беспорядке, могут вызвать только чув­ство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложи­ла расположить их в определенной строгой логике, а ма­лышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько потому, что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим

Монтессори вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с малышом долгие и изну­рительные беседы, не пользуется образными иносказани­ями, мораль которых выскакивает, как чертик из коробки, оставляя лишь чувство недоумения. Учитель предлагает ребенку принять только несколько четких правил, одно из которых: «Взял, поработал, положи на место». Но чтобы работа приносила пользу, учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок, показывая, как обращаться с предме­тами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не поте­рять интерес.

Интерес - первое, что Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе - индивидуальный подход. Это, конеч­но, не означает, что у каждого ребенка появляется отдель­ный учитель. Все несколько иначе. Каждый ребенок во вре­мя свободной работы выбирает то, что ему нравится де­лать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием. Дальше ребенок работает сам, потому что мате­риал без постороннего вмешательства покажет ему допу­щенную ошибку.

Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Хотя и здесь есть некоторые ориентиры. Так, М.Монтессори об­ратила внимание, а современная психология подтвердила, что у каждого ребенка от 0 до 6 лет есть сензитивные пе­риоды, в которые он легко и естественно учится опреде­ленным вещам. Если опоздать и не воспользоваться по­явившимися у детей возможностями, то они могут поте­рять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и не­приятных формах уже после шести лет.

Монтессори призывает нас не ускорять развитие ребен­ка, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ним скатерть-самобранку, на которой откроется уменьшен­ная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а отобранные долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии.

Удивительно, но если учитель делает все правильно, и родители ему не очень мешают, у ребенка возникает внут­ренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается, для того чтобы ребенок учил (а лучше обра­

зовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать «уголек» в топку его ума, а еще лучше - показать, как и где этот уголек нахо­дить. Сама Мария пишет: «Неверно, что Монтессори-учи-тель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, сю последующая «бездеятель­ность» - знак успеха».

Главная задача взрослого - помочь детям научиться со­средоточиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый -подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды. Второй - разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и разви­тию остальных. На этом сложном этапе учитель показы­вает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным, и вместе с тем без устали помогает ребенку найти то, что заинтересует его и поможет сконцентриро­ваться на работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной дея­тельности, направленной на развитие. На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.

Большая часть воздействий учителя происходит косвен­но, через среду или с помощью правил, которые он приду­мывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличают­ся классы Монтессори.

В Россию педагогика Монтессори возвратилась только в 1992 году. Несколько команд одновременно взялись за подготовку учителей для дошкольных Монтессори-клас­

сов. Но только Центру Монтессори удается наладить кон­такты с AMI-курсом, который проводит в Мюнхене Мон-тессори-тренер Мария Рот. Этот курс с 1993 по 1998 год закончило восемь посланцев нашей страны. Они и стали преподавательским костяком курса, организованного Цен­тром Монтессори. В 1998 году заместитель директора Цен­тра София Сумнительная встретилась в Мюнхене с гене­ральным секретарем AMI Ренильдой Монтессори и полу­чила одобрение на открытие в Москве Ассоциативного AMI-курса по подготовке учителей для дошкольных клас­сов. Так российские педагоги окончательно вошли в евро­пейское сообщество.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Переводчик Н. Нефедова м. Монтессори м 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный iconМифологии
Б 24 Мифология Пер с фр., вступ. Ст и коммент. Сн зенкина м изд-во им Сабашниковых, 1996">