Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта: федеральный закон об образовании в российской федерации.




Скачать 213.56 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта: федеральный закон об образовании в российской федерации.
страница1/2
Дата публикации28.06.2015
Размер213.56 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта:

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

2.Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге". Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 26 июня 2013 года.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

4 .Примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов. общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2012


Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования на базовом уровне.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Д.К. Беляев, Г.Д. Дымшиц. Общая биология. 10-11 классы: учебн. для общеобразовательных учреждений. Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под редакцией Д.К, Беляева, Г.М. Дымшица. – 11-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012.

Поурочное планирование разработано на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю).




11 класс




1

Основы учения об эволюции

14

2

Антропогенез

4

3

Основы экологии

12

4

Эволюция биосферы и человек

5




Итого:

35


















Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культурообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважению к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны
      понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

      знать:
      биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

      уметь:
      решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.
Содержание.

Раздел IV
ЭВОЛЮЦИЯ
(20 ч)

Тема 10. Развитие эволюционных идей.
Доказательства эволюции (3 ч)

      Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (7 ч)

      Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспособленность — результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 12. Возникновение жизни на Земле (1 ч)

      Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 13. Развитие жизни на Земле (4 ч)

      Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема 14. Происхождение человека (5 ч)

      Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.
Демонстрации
      Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).
Лабораторные и практические работы
      1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).
      2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).
      3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Раздел V
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
(11 ч)

Тема 15. Экосистемы (7 ч)

      Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы (2 ч)

      Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу (2 ч)

      Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
Демонстрации
      Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».
Лабораторные и практические работы
      1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
      2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
      3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
      4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
      5. Решение экологических задач.
      6. Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов (полевая работа).
      7. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Примерные темы экскурсий

  1. Способы размножения растений в природе (окрестности школы).

  2. Изменчивость организмов (окрестности школы).

  3. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

  4. Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).

  5. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Учебно-методический комплект:

Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.: ил.

Дополнительная литература: 1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г. 2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г. 3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г. 4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г. 5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007

Дополнительная литература для учеников:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ БИОЛОГИИ

Количество часов: Всего: 35 часов; в неделю: 1 час;:

Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.: ил.

Дополнительная литература: 1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г. 2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г. 3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г. 4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г. 5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007


Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 11 классе(35ч ).




п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Краткое содержание

Тема урока

Тип урока

Форма

Дата

Основные

понятия

Контроль

Страница учебника

Раздел IV
ЭВОЛЮЦИЯ

знать /понимать

основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов

вклад выдающихся ученых(К Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, необходимости сохранения многообразия видов;

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания,

сравнивать: биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека,

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения правил поведения в природной среде;


1(1)

Введение



Общее представление о современном состоянии теории эволюции, её структуре.

Знакомство с особенностями развития теории эволюции и содержанием антидарвинизма.

Эволюция

Вводный

урок

02.09

Эволюция.

Наследствен-

Ность.

Изменчивость

Отработка понятий, фронт. беседа

142-144

2(1)

Эволюционное учение

10ч

Общая характеристика додарвиновского периода, предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина, учение о естественном и искусственном отборах, формы отбора, примеры приспособленности организмов к среде.

Доказательства

эволюции

Комбинир.




09.09

Эмбриология.

Рудименты.

Атавизмы.

Палеонтология.

Отработка понятий,

тест




3(2)










Вид. Критерии

вида. Популяция. . ЛР №1 « Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».







16.09

Ареал, вид.

Популяция.

С/р с текстом, вопросы

144-149

4(3)










Роль изменчивости в эвол. процессе. ЛР №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»








23.09

Хромосомные мутации.

Комбинативная изменчивость.

Сам. работа, вопросы к параграфу.

157-161

5(4)










ЛР №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»


Практикум




30.09




Отчёт




6(5)










Естественный отбор и его формы

Изучение нового материала




07.10

Чистые линии.

Стабилизирующий отбор. Движущий отбор.

Работа с текстом.

164-166

7(6)










Дрейф генов. Изоляция.

Комбинир.




14.10

Популяционные волны. Изоляция.

Фронтальн. беседа

169-171

8(7)










Приспособленность- результат действия факторов эволюции.







21.10

Маскировка. Мимикрия. Дивергенция. Конвергенция.

Отработка понятий

172-175

9(8)










ЛР №3«Приспособленность организмов к среде обитания»

Практикум




28.10




Отчёт




10(9)










Видообразование

Изучение нового материала




04.11

Генофонд. Видообразование

Фронтальн. беседа

175-176

11(10)










Основные направления эволюционного процесса.

Комбинир.




11.11

Ароморфоз. Идиоадаптация. дегенерация

Отработка понятий. Тест.

176-180

12(1)

Развитие органического мира.



Первые следы жизни на Земле, развитие организмов в различные эры и периоды, эволюция растений, животных. Принципы систематики и классификации живых организмов.

Развитие представлений о возникновении жизни.

Комбинир.




18.11

Биогенез. Абиогенез. Коацерваты. Биохимия.

Фронтальн. опрос

180-182

13(2)










Развитие жизни в Криптозое.







25.11

Строматолиты. Венд

Фронт. беседа.

185-190

14(3)










Развитие жизни в Палеозое.







02.12

Фораминиферы.

Амфибии

Тест.

190-192

15(4)










Развитие жизни в Мезозое, Кайнозое.

Изучение нового материала




09.12

Плейстоцен. Голоцен.

Конспект.

196-201

16(5)










Принципы систематики

Комбинир.




16.12

Систематика. Империя. Кариоты. Бактериофаги.

Кластер. Сам/ работа с текс том




17(1)

Происхожде-ние человека



История изучения проблемы происхождения человека, ведущая роль учения Дарвина и Энгельса в её решении; умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Формирование знаний об этапах эволюции человека; биологические особенности человеческих рас.

Доказательства происхождения человека от животных.

Изучение нового материала

Лек-ция

23.12

Рудименты. Атавизмы. Редукция. Антропогенез.

Работа с конспектом, отработка понятий

216-223

18(2)










Первые люди.

Комбинир.

урок

13.01

Питекантроп. Синантроп. Неандерталец.

Таблица.

227-231

19(3)










Современные люди.







20.01

кроманьонец

Таблица.

231-238

20(4)










Человеческие расы.







27.01

Расы. Расоведение.

Работа с конспектом

238-243


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта: федеральный закон об образовании в российской федерации. iconРабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями...
Федеральный закон об образовании в российской федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации...

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта: федеральный закон об образовании в российской федерации. iconРабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями...
Федеральный закон об образовании в российской федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации...

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта: федеральный закон об образовании в российской федерации. iconРабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями...
Федеральный закон об образовании в российской федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации...

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта: федеральный закон об образовании в российской федерации. iconРабочая программа по литературе составлена в соответствии с требованиями...
Федеральный закон об образовании в российской федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации...

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта: федеральный закон об образовании в российской федерации. iconРабочая программа по литературе составлена в соответствии с требованиями...
Федеральный закон об образовании в российской федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации...

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта: федеральный закон об образовании в российской федерации. iconРабочая программа по информатике и икт для 7 класса составлена в...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (фк гос) 2004 г

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта: федеральный закон об образовании в российской федерации. iconПрограмма по мхк составлена на основе федерального компонента Государственного...
Федеральный закон об образовании в российской федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации...

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта: федеральный закон об образовании в российской федерации. iconПрограмма по истории составлена на основе федерального компонента...
Федеральный закон об образовании в российской федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации...

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта: федеральный закон об образовании в российской федерации. iconПрограмма по географии составлена на основе федерального компонента...
Федеральный закон об образовании в российской федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации...

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта: федеральный закон об образовании в российской федерации. iconСамостоятельная работа 30 час реферативные работы 0 Контрольные работы...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru